Освобождение ссср сокрушительное контрнаступление

В результате контрнаступления и общего наступления враг был отброшен на запад на 150 – 400 км, ликвидирована угроза захвата Москвы и Северного Кавказа, облегчалось положение Ленинграда. Были освобождены от захватчиков Московская, Тульская, частично ряд других областей, Керченский п-ов, а также св. 60 городов. К концу марта 1942 г., по данным немецких источников, в 16 танковых дивизиях, находившихся на Восточном фронте, осталось 140 боеспособных танков. К концу апреля 1942 г. общие потери только сухопутных войск вермахта на советско-германском фронте убитыми, ранеными и пропавшими без вести превысили 1,5 млн человек. Он лишился ок. 4 тыс. танков и штурмовых орудий, ох. 7 тыс. самолетов (до конца января 1942 г.). Это почти в 5 раз превышало потери гитлеровцев в Польше, Северо-Западной и Западной Европе и на Балканах. Для усиления своих группировок германскому командованию пришлось перебросить на Восток 60 новых дивизий и 21 бригаду.

Исторически сложилось так, что с первых дней войны – в приграничных сражениях трагическим для народа и армии летом 1941 г., в битве под Москвой, на всем тысячекилометровом фронте от Балтики до Черного моря – Советские Вооруженные Силы вели смертельную схватку с фашизмом не только за свободу своей страны, но и всего человечества . Президент Ф. Рузвельт, выступая 27 апреля 1942 г. по радио, говорил: " США воздают должное сокрушительному контрнаступлению великих русских армий против могучей германской армии. Русские войска уничтожили больше вооруженных сил наших врагов – солдат, самолетов, танков и орудий, чем все остальные Объединенные Нации, вместе взятые".

ВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕХОД СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИНТЦИАТИВЫ НОВЫЕ НАСТУПЛЕНИЯ ВЕРМАХТА

Срыв блицкрига, разгром немецко-фашистских войск в битве под Москвой положили начало коренному перелому в войне. Однако, как показали последующие события, стратегическая инициатива была вырвана у вермахта лишь временно. Летом 1942 г.противник, сосредоточив основные усилия на южном крыле фронта (св. 90 дивизий), предпринял новое стратегическое наступление с целью захватить районы Кавказа, Дона, Кубани, Нижней Волги, обеспечить себя нефтью и продовольствием , разгромить противостоящие силы Красной Армии и затем нанести завершающий удар на Москву.

Три важнейших фактора способствовали первоначальному успеху нового наступления вермахта: просчеты Советского Верховного Командования в определении главного направления вероятного наступления вермахта (таковым считалось московское направление) и в общей оценке ударных возможностей противника ; неудачный для советских войск исход операций в мае 1942 г. в Крыму и в районе Харькова, падение 4 июля после восьмимесячной обороны Севастополя; невыполнение принятого США и Англией обязательства об открытии второго фронта в Европе.

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

К середине июля ударные силы вермахта прорвались в большую излучину Дона и его нижнее течение. Развернулась великая Сталинградская битва (17 июля 1942 г.– 2 февраля 1943 г.). Одновременно началась битва за Кавказ (25 июля 1942 г.– 9 октября 1943 г.).

Сталинградская битва, в которой с обеих сторон участвовало более 2 млн человек , охватила территорию 100 тыс. км' и продолжалась 200 дней и ночей. Противник вел наступление силами 6-й и 4-й танковой армий при участии румынских, венгерских и итальянских войск и вскоре достиг окраин Сталинграда. В битве за Кавказ немецко-фашистские войска первоначально также добились крупного успеха . Силы Северо-Кавказского (командующий – Маршал Советского Союза С. М. Буденный) и .Закавказского (командующий – генерал армии И. В. Тюленев) фронтов, значительно уступая немецкой группе армий "А" (командующий – генерал-фельдмаршал В. Лист) в численности войск и технике, особенно в танках (более чем в 9 раз) и в авиации (почти в 8 раз), отступили к предгорьям Главного Кавказского хребта, но в ожесточенных боях сумели к концу 1942 г. остановить врага. С моря их поддерживал Черноморский флот, Азовская и Каспийская военная флотилии.

В период летнего отступления Красной Армии возросла военная угроза для Советской страны на южных и дальневосточных границах. Ожидала прорыва гитлеровских войск через Главный Кавказский хребет и падения Сталинграда, чтобы выступить на стороне фашистского блока, Турция. Премьер-министр Японии Тодзио констатировал в сентябре 1942 г.: "Европейская война приближается к своему кульминационному пункту, и, весьма возможно, она переместится в Восточную Азию. Советский Союз все больше связывает свою судьбу с судьбой союзников. По этим причинам могут молниеносно возникнуть обострения японо-советских отношений".

Штурм Сталинграда превратился для гитлеровцев во всепожирающий фокус. В августе развернулись бои непосредственно в городе. Пружина битвы сжалась до отказа. Жесткие приказы "Ни шагу назад! ", героизм и несгибаемая стойкость бойцов и командиров Красной Армии встали непреодолимой преградой на пути врага.

Важно подчеркнуть, что к этому времени на советско-германском фронте, протяженность которого достигла 6200 км, были сосредоточены максимальные за всю войну силы противника. Они насчитывали 266 дивизий (св. 6,2 млн человек), ок. 52 тыс. орудий и минометов, св. 5 тыс. танков и штурмовых орудий, 3,5 т. боевых самолетов.

В советской действующей армии к ноябрю 1942 г. насчитывалось ок. 6,6 млн человек, св. 78 тыс. орудий и минометов (без зенитных орудий), св. 7,35 тыс. танков и 4,5 тыс. боевых самолетов. Таким образом, соотношение сил на фронте постепенно изменялось в нашу пользу. Превосходство в количестве танков и самолетов, создание стратегических резервов явились важнейшей материальной основой достижения решающего успеха в борьбе за стратегическую инициативу.

В контрнаступлении под Сталинградом, которое началось 19 ноября, войска Юго-Западного (командующий – генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин), Сталинградского (командующий – генерал-полковник А. И. Еременко) и Донского (командующий – генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский) фронтов, отразив попытку немецкой группы армий "Дон" (командующий – генерал-фельдмаршал Э. Манштейн) деблокировать окруженные в Сталинграде войска, нанесли противнику сокрушительное поражение. Остатки 6-й немецкой армии (91 тыс. человек) во главе с командующим генерал-фельдмаршалом Ф. Пау люсом 2 февраля 1943 г. сдались в плен. Общие потери противника в Сталинградской битве составили 1,5 млн человек. Эта победа Красной Армии внесла решающий вклад в развитие коренного перелома в войне, оказала большое влияние на общее изменение военно-политического положения в мире в пользу антигитлеровской коалиции, явилась мощным стимулом роста движения Сопротивления захватчикам в Европе и Азии.

В январе 1943 г. развернулось наступление советских войск в битве за Кавказ силами вновь созданных Южного (командующий – генерал-полковник А. И. Еременко) и Северо-Кавказского (командующий – генерал-лейтенант И. И. Масленников) фронтов, Черноморской группы войск Закавказского фронта (командующий – генерал-лейтенант И. Е. Петров) при поддержке авиации 8, 4 и 5-й воздушных армий и содействии Черноморского флота. Освободив Северный Кавказ, советские войска в начале мая вышли к Таманскому п-ову. На "голубой линии", проходившей от Азовского моря до Новороссийска , они встретили упорное сопротивление противника и перешли к обороне.

В январе же 1943 г, были осуществлены на севере частичный прорыв блокады Ленинграда (на узкой полосе вдоль южного берега Ладожского озера) и на центральном участке фронта успешные операции , которые создали условия для последующего наступления на харьковском и курском направлениях.

Советская авиация, выиграв в апреле – июне крупнейшее воздушное сражение на Кубани, обеспечила стратегическое господство в воздухе на всем советско-германском фронте.

Ставка ВГК с марта 1943 г. работала над планом стратегического наступления, задача которого состояла в том, чтобы разгромить основные силы группы армий "Юг " и "Центр", сокрушить вражескую оборону на фронте от Смоленска до Черного моря. Предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление. Однако в середине апреля на основании данных разведки о том, что командование вермахта планирует провести наступление под Курском, было принято решение обескровить немецкие войска мощной обороной, а затем перейти в контрнаступление. Владея стратегической инициативой, советская сторона преднамеренно начинала боевые действия не наступлением, а обороной. Развитие событий показало, что этот замысел был правильным.

Наши рекомендации