Третий этап войны (победоносное завершение). 1944 г. (освобождение территории СССР) – 9 мая 1945 г. (капитуляция Германии).

1944 г. прошел под знаком подавляющего превосходства Советских Вооруженных Сил, последовательно осуществлявших крупнейшие стратегические наступательные операции на всех фронтах. В них участвовало 6,3 млн. человек, 5,3 тыс. танков и 10,2 тыс. самолетов. В январе наши войска ликвидировали блокаду Ленинграда и, разгромив немецкую группу армий «Север», отбросили ее остатки в Прибалтику. Почти одновременно развернулось наступление на Украине. Весной Правобережная Украина, Крым, Молдавия были освобождены. Группа армий «Юг» была разгромлена.

Летом 1944 г.советские войска развернули новое мощное наступление. 10 июня оно началось в Карелии, 23 июня – в Белоруссии, 13 июля – в Западной Украине. В результате этих операций была разгромлена группа армий «Центр», освобождены Белоруссия, Западная Украина, подавляющая часть Прибалтика, и уже осенью 1944г. советские войска восстановили государственную границу СССР.

В конце 1944 г. развернулся освободительный поход Советской Армии в Восточную Европу. Наши войска вступили на территорию Польши, Румынии, Чехословакии, Норвегии. В январе 1945 г. советские войска начали мощное наступление. Взломав оборону противника, они уже в феврале вышли на р. Одер, в 60 км от Берлина, освободили Польшу и Будапешт.

24 апреля был окружен Берлин, начались уличные бои. 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством, назначив своим приемником адмирала К.Деница. Попытки последнего заключить сепаратный мир с США и Великобританией не удались. 2 мая был взят рейхстаг, гарнизон Берлина капитулировал. 8 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте под председательством Жукова был торжественно подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Между тем, взяв Берлин и захватив при этом 480 тыс. пленных, советские войска двинулись на помощь восставшей Праге. Ее освобождение 9 мая 1945 г. стало фактическим Днем Победы для народов СССР.

Выполняя союзнические обяза­тельства, данные еще на Тегеранской конференции в 1943 г. о вступлении в войну с Японией, СССР 8 августа объявил ей войну. Советские войска начали стремительное наступление против Квантунской армии. Наши войска почти за три недели полностью разгромили японцев, освободив Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курильские острова.

6 и 9 августа 1945 г. американцы подвергли атомной бомбардировке Хиросиму и Нагасаки. Общее число погибших до сих пор точно не установлено. По некоторым оценкам оно составило в общей сложности до 300 тыс. человек. Применение ядерного оружия против японских городов было вызвано не столько военными, сколько политическими причинами. 2 сентября 1945 г. в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая мировая война, унесшая более 50 млн. жизней, закончилась.

Для народов СССР война обошлась по меньшей мере в 27 млн. погибших, среди которых военнослужащих было 10–12 млн. человек, а подавляющую часть составили гражданские лица. СССР потерял примерно 30 % своего национального богатства.

Факторы, обеспечившие победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.:

- превосходство в человеческом и природном ресурсах;

- массовый героизм и жертвенность советских солдат и офицеров;

- полководческий талант советских военачальников;

- героизм в тылу, единство фронта и тыла;

- деятельность партизан и подпольщиков на оккупированной территории;

- помощь союзников по антигитлеровской коалиции.

По завершении победоносной войны начался трудный для страны переход к мирному строительству. Людские и материальные потери были огромны. Положительным моментом в сложившейся ситуации стало увеличение территории СССР за счет западных областей и на Дальнем Востоке, а также то, что в результате эвакуации предприятий из европейской части страны на восток были заложены основы для дальнейшего развития промышленной базы в азиатской части страны. Но эти положительные итоги не шли ни в какое сравнение с потерями, понесенными Советским Союзом в ходе фашистской агрессии, особенно если учесть число убитых и искалеченных войной.

В марте 1946 г. был принят пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг. Первоочередными ставились следующие задачи:

- восстановление и развитие тяжелой промышленности и железно­дорожного транспорта,

- обеспечение технического прогресса во всех отраслях;

- повышение обороноспособности страны и оснащение вооруженных сил новейшей военной техникой.

Произошли изменения в правительственных структурах. 15 марта 1946 г. Совнарком и наркоматы были преобразованы соответственно в Совет Министров и министерства. Председателем Совмина СССР и министром вооруженных сил страны был избран Сталин.

Сделав ставку на первоочередное развитие промышленности, правительство смотрело на деревню как на важнейший источник сырья, рабочих рук и хлеба. Люди жили в тяжелейших условиях, нередко в землянках, без элементарных жизненных удобств.

К концу 4-й пятилетки многие последствия войны в сельском хозяйстве в основном были преодолены, укрепилась материально-техническая база, повысился уровень механизации сельскохозяйственных работ. В 1950 г. объем валовой продукции сельского хозяйства сравнялся с довоенным показателем. Крестьянский двор (и колхозный, и единоличный) подлежал обложению государственным натуральным налогом в форме обязательных поставок основных продуктов. Помимо натурального налога крестьянское хозяйство облагалось денежным налогом. Налоги выросли почти в 5 раз.

Уже к 1953 г. темпы прироста валовой продукции промышленности превышали плановые задания, что позволило СССР создать значительные сырьевые ресурсы для успешного развития народного хозяйства страны в будущем. Так, государственные резервы хлеба на начало 1953 г. выросли в сравнении с довоенным уровнем в 4 раза, цветных металлов - в 10, нефтепродуктов - в 3,3, угля – в 5,1, дров – в 2,7 раза. Таким образом, стратегическая цель, поставленная советским правительством, была выполнена.

Огромные материальные средства были направлены на создание атомного оружия. К осени 1949 г. в СССР было создано атомное оружие. Это стало важнейшим событием для всего мира. Через четыре года (лето 1953 г.) в Советском Союзе была испытана первая водородная бомба. Первая в мире АЭС – Обнинская (под Москвой) – вступила в строй летом 1954 г.

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы («ленинградское дело»). Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. В 1952 г. было сфабриковано так называемое «дело врачей».

В 1946–1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры. В марте 1946 г. вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», беспощадной критике подверглось творчество М.Зощенко и А.Ахматовой. Были приняты постановления «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и др. Постановления ЦК ВКП(б) по вопросам культуры были ярким примером грубого административного вмешательства в культуру, командного руководства этой сферой.

В послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса:

- на фактическое усиление репрессивной роли государства и

- на формальную демократизацию политической системы.

В 1946–1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус. В 1949–1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. Так, в 1949 г. состоялся Х съезд профсоюзов и XI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). А в 1952 г. состоялся XIX съезд партии, последний съезд, на котором присутствовал Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП(б) в КПСС.

Смерть Сталина (март 1953 г.) положила начало поиска выхода из противоречий, характерных для всех сфер общественной жизни.

Политика десталинизации началась с борьбы за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л.П.Берия (министр внутренних дел), Г.М.Маленков (председатель Совета министров) и Н.С.Хрущев (секретарь ЦК партии). Они понимали необходимость выбора нового полити­ческого пути, восстановления законности и проведения некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.В1953 г. был арестован и предан суду Берия.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности по преодолению культа личности Сталина. Основная роль в этом принадлежала Н.С.Хрущеву (с сентября 1953 г. – первый секретарь ЦК КПСС). Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Крупнейшим событием на пути десталинизации общества явился XX съезд партии (февраль 1956 г.). С докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н.С.Хрущев. Он резко осудил массовый террор, развязанный Сталиным в 30-50-е годы, нарушение принципов коллективности руководства, злоупотребление властью, утрату государственного контроля за деятельностью органов внутренних дел и госбезопасности.

С 1958 г. Хрущев стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии. Новая Программа провозгласила вступление страны в период «развернутого ком­мунистического строительства». В ней утверждалась, что к 1980 г. в нашей стране будет построено коммунистическое общество. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных кадров, расшире­ние общественных начал в партийной работе.

«Оттепель» способствовала бурному развитию культуры и науки. Это нашло свое выражение в развитии литературы, увеличении числа литературных журналов и издательств. С 1957 г. стали регулярными встречи руководителей компартии с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущева на таких встречах приобретали характер официальных оценок. Одним из ярких примеров новых гонений на художников стало «дело Пастернака». Публикация на Западе запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение Б.Л.Пастернаку Нобелевской премии поставили великого писателя буквально вне закона. Его исключили из Союза писателей, и он был вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. Гонениям подвергался и А.И.Солженицын. Его рассказы и повести, опубликованные в начале 60-х годов, ставили проблему преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советского народа. Стремясь предотвратить массовый характер подобных публикаций, Хрущев отметил, что заниматься этой темой надо, зная чувство меры.

Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобра­зования в экономике страны. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Началась разработка новой аграрной политики.

Центральное место в ней занимали повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин. С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны – на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан – прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).В 1953–1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пятью годами 34 %. Было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель.

Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Реорганизация МТС подорвала экономику многих хозяйств.После визита Н.С.Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам рекомендовалось переходить к посеву кукурузы. Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

Восстанавливался принцип приоритетного развития машиностроения и прибо­ростроения. Продолжалась механизация производственных процессов в промы­шлен­ности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промышленных предприятий. В их числе Череповецкий метал­лургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, предприятия синтетического каучука в Воронеже, Красноярске и Сумгаите, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышленные отрасли: радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость скорейшего внедрения в производство новейших достижений науки и техники. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в мире полет человека в космос (Ю.А.Гагарин).

В 1957 г. был принят Закон о перестройке управления про­мышленностью и строительством. Основной организа­ционной формой управления стали Советы народного хозяйства (совнархозы). Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

К концу 50-х годов произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Доля горожан составляла 48 %. Увеличилась численность рабочих, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.Увеличились масштабы жилищного строительства. Во второй половине 50-х годов почти 1/4 населения страны переселилась в новые квартиры.

В 1964 г. Н.С.Хрущев был обвинен в волюнтаризме и смещен со всех постов. Начался новый курс, который вошел в историю как «экономическая реформа 1965 г.» В реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Повышалась роль экономических методов управления, но не затрагивались основы командно-административной системы. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки.

Восьмая пятилетка (1966–1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт вырос на 13 %, выпуск промышленной продукции – на 50 %. Было возведено 1 900 промышленных предприятий. Особенностью нового строительства являлось его смещение в районы добычи нефти и природного газа. Окончилась прокладка газопровода Средняя Азия-Центр протяженностью 2 750 км. Общая длина построенных нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км.

Конфликт между арабскими государствами и Израилем, вспыхнувший в 1973 г., привел к резкому взлету цен на нефть. Экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в валюте. На эти деньги закупались товары широкого потребления, что создавало иллюзию относительного благополучия.

Характерной чертой индустриального развития 70-х годов являлось увеличение масштабов нового строительства: Волжский автомобильный завод (ВАЗ), завод по производству автомобилей большой грузо­подъемности (КамАЗ), тепловые электростанции в Запорожье и Сургуте и др. Особое внимание уделялось развитию оборонной промышленности. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60 % от всей выпускаемой ими продукции.

В период десятой пятилетки (1976–1980 гг.) наметилось серьезное отставание во всех индустриальных отраслях. Низкие темпы развития сельского хозяйства вызывали перебои в снабжении населения продовольственными товарами. На рубеже 70–80-х годов наблюдалась неблагоприятная демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости населения в 60-х годах (одно из последствий Отечественной войны) привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей.

В то же время в СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт требовали крупных бюджетных средств, которые с большим трудом давала экстенсивная экономика. Кроме того, огромных затрат стоило содержание раздутого государственного аппарата и вооруженных сил. Крупные средства тратились на поддержание международного авторитета СССР.

Уже в годы девятой пятилетки началось падение темпов экономического роста. За 15 лет (с 1970 по 1985 гг.) они упали до уровня экономической стагнации, противоречия приобрели предкризисные формы. Резко упали цены на нефть – важнейший предмет советского экспорта. Задания 11-й пятилетки (1981-1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Меры, предпринятые в ходе хозяйственной реформы второй половины 60-х годов, не затронули в должной степени фундаментальных основ производства. Наравне с предлагаемым внедрением экономических рычагов управления продолжался процесс усиления централизованного руководства.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемо­кратическая. Они проявлялись и в сфере управления произво­дственными и государственными делами.

На рубеже 60–70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Но руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия. В начале 80-х годов в рядах КПСС насчитывалось 19 млн. человек. B октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Главным принципом государственной власти про­возглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства – Советы народных депутатов. Ядром политической системы называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.

Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало распространение выступлений диссидентов. Диссиденты в разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против пре­следования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968 г.) и Афганистан (1979 г.). К 1966-1967 гг. относятся первые выступления академика А.Д.Сахарова в защиту репрессированных.

Исход Второй мировой войны свидетельствовал и об изменении соотношения сил в мире. Политическое влияние Советского Союза распространилось на Восточную Европу США стали господствующей мировой державой, обладающей огромной экономической, воздушной, морской и атомной мощью. В западной историографии начало холодной войны (состояния конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами, с другой) связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая носила агрессивный характер. В марте 1946 г., выступая в американском колледже в Фултоне, У.Черчилль сформулировал цель «народов, говорящих на английском языке» - противостоять коммунистическим государствам. Основную угрозу мировому сообществу Черчилль видел в росте влияния коммунистических партий в странах Европы.

Составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в мировую экономическую систему, стал разработанный летом 1947 г. план Маршалла, согласно которому выделенные за 1949-1952 гг. для промышленной реорганизации Европы американские кредиты, займы исубсидии составили более 20 млрд. долларов. Цель плана – сделать Западную Европу полностью зависимой от Америки, подорвав влияние СССР в Восточной Европе. Этот план закрепил разделение мира на две части - Восток и Запад.

В 1949 г. произошло расчленение Германии, а также создание Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран, В 1952 г. в НАТО вступили Турция и Греция. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом, был окончательно разрушен. Кульминационным пунктом конфронтации двух держав – СССР и США – стало участие обеих в корейской войне (1950-1953 гг.), которая показала непримиримость двух противоборствующих систем.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенные годы явилось установление дружественных взаимо­отношений с государствами Восточной Европы. В 1949 г. была создана Межправительственная экономическая организация – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Моделью развития стал для этих стран Советский Союз. В апреле 1945 г. были заключены договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Югославией, Польшей и с другими странами народной демократии. Становление нового политического режима происходило при полном контроле Москвы. На территории многих стран находились советские войска, стимули­ровавшие приход к власти в них социалистических правительств.

Наметившимся кризисом в отношениях Москвы со странами Восточной Европы стал советско-югославский конфликт, раз­разившийся в 1948 г. По мнению большинства историков одной из причин явилось негативное отношение Сталина к стремлению компартии Югославии стать «руководящей» партией на Балканах. В результате нормальные дипломатические отношения Югославии со странами Восточной Европы были прерваны, а с 1950 г. полностью прекратились экономические связи СССР и стран народной демократии с Югославией.

Таким образом, итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х – начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене, в то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

После смерти Сталина начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. B 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), который получил название Организация Варшавского Договора (ОВД). В 1959 г. Н.С.Хрущев совершил визит в США. В 1963 г. был подписан договор крупных держав о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой.

Во второй половине 50-х годов стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. В 1956 г. объединенными вооруженными силами государств-участников Организации Варшавского Договора было подавлено антисоциалистическое выступление в Венгрии. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой.

В 1962 г. советское руководство приняло решение создать на американском континенте, на Кубе, ракетно-ядерную базу (США создали ракетную базу у границ СССР на территории Турции). Советские планы вызвали у американского военно-политического руководства бурю возмущения. Вооруженные силы противоборствующих сторон были приведены в полную боевую готовность. Начался «карибский» кризис, который поставила мир у порога третьей мировой войны. В ходе переговоров руководство СССР отказалось от своего замысла, руководство США согласилось вывезти свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое.

Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешней политики:

- еще теснее сплотить соцлагерь в политическом, военном и экономическом отношениях;

- нормализовать отношения между Востоком и Западом;

- продолжать политику последовательной поддержки прокоммунистических движений и режимов во всем мире.

В отношении социалистических стран Восточной Европы политика советского руководства ориентировалась на предоставление им несколько большей экономической и политической свободы, чем ранее. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15–20 лет. Одним из основных ее направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», строительство промышленных предприятий в разных странах.

Отношения с индустриально развитыми странами Запада носили в целом конструктивный характер. Со второй половины 60-х годов начала осуществляться политика «разрядки». Улучшились взаимоотношения между с Францией, с Федеративной Республикой Германией. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений.

Достаточно успешными были экономические связи СССР и Японии. В то же время СССР так и не заключил с Японией мирного договора. Основная причина состояла в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после Второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.

В общем русле развития отношений между ведущими державами Запада и СССР находились и отношения Москва–Вашингтон. В 1972 г. состоялся визит в Москву президента США Р.Никсона. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. За 1973–1976 гг. СССР и США обменялись визитами руководителей государств. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз.

Пиком «разрядки» стало состоявшееся Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.

Конец «разрядке» нанесла советская ин­тервенция в Афганистан в 1979 г. Интервенция Советского Союза воспринималась США как агрессия, косвенно направленная и против них. Афганская акция положила начало новому периоду холодной войны. В результате к началу 80-х годов конструктивные контакты с западными странами практически прекратились.

С середины 80-х годов начинается новый этап в жизни нашей страны. Постепенно обрисовываются контуры глубокого экономического и политического кризиса, кризиса доверия к власти и даже к сложившейся общественно-политической системе. Первые попытки поиска выхода были предприняты Ю.В.Андро­повым в 1982-1983 гг. В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С.Горбачев. А уже в апреле этого же года в качествестратегической цели нового советского руководства и общества был провозглашен курс на ускорениесоциально-экономического развития страны. Главным его двигателем виделся научно-технический прогресс и активизация «человеческого фактора». Комплекс намеченных преобразований касался прежде всего сферы экономики. Этому были подчинены меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров, подтягивание отстающих участков и др.

Начало практической перестройке экономических и политических отношений положили решения январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС. В основу программы преобразований было положено резкое расширение границ самостоятельности предприятий. Была провозглашена и реформа политической системы, направленная на достижение полновластия Советов. В итоге по истечении пяти лет перестройка не дала ощутимых социально-экономических результатов, так как все предпринятые меры разрабатывались в рамках общего жесткого планирования. Снизились темпы прироста валового национального продукта с 3,3 % в 1986 году до 2 % в 1990 г. Показатели роста производительности труда стали иметь отрицательные характеристики при безудержном увеличении денежных доходов.

В 1990 г. было принято постановление нового Верховного Совета СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике, что создало условия для еще большего развития коммерческих структур. Но сохранение государственного регулирования цен объективно вело к усилению товарного голода – дефицита про­мышленных и продовольственных товаров. Карточно-талонная система была введена даже в Москве. Резко вырос внешний долг СССР, уменьшился золотой запас. В этих условиях катастрофически падал уровень жизни советских граждан. В промышленных регионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. начало расти забастовочное движение, которое к лету 1991 г. приобрело огромный размах. Вокруг планов экономических преобра­зований возникла острая политическая борьба, которая усиливала противостояние между центром и республиками. Непоследовательность в проведении преобразований в период перестройки не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической системы, но еще больше его углубила.

В 1988 г. союзное руководство во главе с Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система, и переключило свое главное внимание на политические преобразования. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, провозглашена политика гласности. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 30-х годов, в том числе Н.И.Бухарин и А.И.Рыков, группа профессоров-экономистов (А.В.Чаянов и др.).

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.), которая утвердила курс на создание в стране правового государства и проведение политической реформы. Суть политической реформы заключалась в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М.С.Горбачев. Составной частью реформы политической системы являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С.Горбачев).

В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Новый закон «О свободе совести» закрепил курс на либерализацию отношения государства к религии.

В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе, что стало стимулом для возникновения новых партий и движений. В центре политической борьбы за власть на рубеже 80–90-х годов оказались партии коммунистической и либеральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М.С.Горбачева. В значительной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР.

Изменения затронули и сферу внешнеполитической деятельности советского государства. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления.Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, который составляется на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Тезис о невозможности победы в ядерной войне стал основой нового политического мышления.

В результате нового внешнеполитического курса в 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана, нормализованы отношения с Китаем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности, о сокращении стратегических вооружений положили начало тенденции сокращения ядерного оружия. Начался энергичный диалог между СССР и рядом стран Азии. В 1990 году состоялась общеевропейская встреча в верхах, на которой была принята Хартия для новой Европы, документ, открывший новую страницу в истории континента. Он провозгласил окончание эры конфронтации и раскола Европы, подтвердил стремление европейских государств строить свои отношения на основе твердой приверженности демократии.

Верность Советского Союза принципам нового политического мышления подтвердили события, развернувшиеся в странах Восточной Европы в 1989 году. Здесь произошла смена всех руководящих политических структур, отразившая стремление народов данных стран к радикальному обновлению общественных отношений. В большинстве восточноевропейских стран к власти пришли оппозиционные коммунистам силы, поставившие вопрос не только о смене власти, но и об изменении общественного строя. Итогом происходящих событий стало объединение Германии, прекращение существования Совета Экономической Взаимопомощи, Организации Варшавского Договора. Таким образом, прекратил существование социалистический лагерь.

В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику нашей страны. Рядом смелых инициатив наша страна взломала лед международной конфронтации и выступила лидером в процессе глобальных изменений международных отношений, а также окончания холодной войны.

Неспособность центральной власти справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Силами, объединяющими местных оппозиционеров, были народные фронт<

Наши рекомендации