Регионализм: сущность и разновидность. СНГ как пример регионального объединения.
Глобализация представляет собой процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация же началась в 90-х гг. ХХ века, 10 лет назад.
Глобализация глобальная экономика} мировая экономика
[ВБ и МВФ] ООН 99,97%
Интернет
Глобальная экономика- от торговли между отдельными странами мир переходит к единой экономике, единому рынку. Мировая экономика сосуществует с глобализацией. Гл. суть- появляются рынки отдельных товаров. ВБ(всемирный банк) иМВФ(международный валютный фонд) от них зависит куда уходит капитал. INTERNET - глобальная компьютерная сеть, объединяющая десятки миллионов пользователей во всех странах мира, обменивающихся различной информацией.Существует 2 версии происхождения жизни на Земле: Бог и космос.
Наряду с глобализацией происходит процесс регионализации.Регионализация начинается там, где культура начинает сопротивляться глобализации. Регион. противостоит глобализации. Регион. как мера того, что представляет собой глобализ. Регионализация -развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областямиили государствами, входящими в один регион; возникновение региональных объединений государств. Она носит географический характер ( т.е. люди кот. живут в одном регионе схожи). Она сближает народы в более меньшем масштабе. В основе и глобализации и регионализации лежит один процесс – интеграция. Интеграция -объединение экономических субъектов,углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.
СНГ – является продуктом распада страны, которая имела единую экономику. (8дек. 1991г.).
СНГ (входит 12объектов. 3 респ. отделились (стр. Прибалтики))
[СНГ] ----- СССР хотела единую экономику; ед. военно-обор. пр-во; ед. валютное пр-во, но через неск. месяцев было ясно, что ничего этого создать не удастся.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, РФ и Украины. Алма-атинская Декларация, подписанная 21 декабря 1991 года руководителями 11 государств, ознаменовала конец СССР. Страны, подписавшие Декларацию, ставили цель получить политическую независимость, сохранить "единое экономическое пространство", избежать угрозы экономического национализма. СНГ захотели этнократию ( власть титульной нации) и только в России строится федерация. В этнократии нужны враги и ей стала Россия. Интеграция не получается, т.к. многие страны СНГ ориентируются на другие центры чем Москва.
№53 Средства массовой информации: их место в политической организации общества и методы общественного контроля СМИ -учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.Их отличительные черты — публичность, т.е. неогранич и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Pugach/27.php - _ftn1#_ftn1. Роль СМИ в политической организации общества Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами. Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Зато все это возможно при помощи СМИ (или масс-медиа). Политические функции СМИ:- информирование граждан. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах и т.п.- образование и социализация. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интер-нализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. - критика и контроль. критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ. Их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам. - мобилизационная и др. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.В демократич гос-ве, основанном на принятии важнейших решений большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство — элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан невозможно без СМИ. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. Свободное учреждение и деят-сть СМИ является реальным про-явлением свободы слова, без которой все остальные политич- права личности практически не реализуемы. В постиндустриальном обществе власть знаний и инф-ции становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически важной информации являются СМИ. Демократиче- контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств. В современном мире с развитием спутникового телевидения и некоторых других СМИ, обладающих почти безграничным радиусом действия, расширились возможности культурно-информационной экспансии мощных информационных корпораций ведущих стран Запада. Располагая новейшей техникой и технологией, богатым опытом радио- и телевещания и опираясь на свою экономическую мощь, они непосредственно подчиняют или вовсе вытесняют национальное радио, телевидение и кинематограф и навязывают более слабым странам свои культурные и потребительские стандарты. Как неоднократно отмечалось на конференциях ЮНЕСКО, под предлогом свободы распространения информации транснациональные информационные корпорации формируют неадекватные социально-экономическим реальностям этих стран потребности и ценностные ориентации, культивируют роскошь и «потребительство в мире бедности» и тем самым дестабилизируют политическую ситуацию, разрушают культурную самобытность народов. Информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороны общества.
54. Нации и этносы в политике
I. Основные подходы к трактовке термина "нация". Исторически термин "нация" (от лат. nascor - рождаться) использовался еще в Древнем Риме для обозначения небольших народов. При этом он применялся наряду с термином греческого происхождения "этнос", обозначавшим племя (общность людей), объединенных родством, сходством языка и территорией. Впоследствии "нация" в основном стала употребляться для характеристики результатов слияния нескольких этносов, произошедшего в результате миграции, захвата территории или объединения земель, ассимиляции. В разных ситуациях термин "нация" может означать и этническую общность, и все население государства, а в английском языке он может еще и служить синонимом понятия государства. Такое положение привело к тому, что в трудах некоторых современных научных школ и даже в международных документах понятия "нация" и "этнос" могут использоваться как взаимозаменяемые. Современное специализированное понимание понятия нации, непосредственно связываемое с государственностью и гражданской идентичностью, родилось во времена Французской революции XVIII века и отражало начавшийся процесс формирования национального самосознания. Наряду с развитием теоретических представлений, признающих нацию в качестве специфического и весьма значимого политического актора, существуют и точки зрения, согласно которым нация является выдумкой, фикцией. К. Поппер и его последователи, в России группа современных ученых (В. Тишков, Г. Здравомыслов) рассматривают нацию в качестве метафорического отображения этно - культурной реальности. Несмотря на обилие теоретических трактовок нации в социально-политической мысли, в настоящее время можно говорить о преобладании двух основных теоретических подходов к ее пониманию - конструктивистском и примордиалистском. Приверженцы первого рассматривают нацию в качестве результата сознательной деятельности того или иного субъекта - интеллектуальной элиты, культивируемой государством солидарности и т.д. Э. Гельнер, Э. Хобсбаум считают, что нации своим происхождением обязаны деятельности государства. Такое понимание нации утверждало формулу "один народ - одна территория - одно государство", которая послужила ориентиром формирования национальных государств в Европе XIX века. Другой образец идеи и практики формирования нации исходил из ее признания в качестве органической общности, спаянной общей для людей культурой. Здесь на первый план выдвигались язык, традиции и обычаи, акцентирующие внимание на общности происхождения, факторах кровного родства. Сложившийся на этой основе примордиалистский подход трактует нацию как объективно сложившуюся общность людей, которая обладает вполне определенными интересами и существование которой не зависит от чьих-либо сознательных действий. Наиболее показательной в этом отношении является позиция известного немецкого ученого второй половины XIX в. Отто Бауэра. С его точки зрения, нация является группой лиц, для которых характерна "общность территории, происхождения, языка, нравов и обычаев, переживаний и исторического прошлого, законов и религии... Нация - это вся совокупность людей, связанных в общность характера на почве общности судьбы". В рамках примордиалистского подхода создал свою оригинальную теорию этногенеза Л.Н. Гумилев. Он предложил рассматривать этнические общности с точки зрения наличия в них двух форм движения - биологической, включавшей в себя воздействие географического ландшафта, культурных факторов, взаимоотношений с соседями, и социальной, предполагающей наличие особого источника развития. Под ним подразумевалась так называемая пассионарность, проявляющаяся в концентрации человеческой энергии и в поведении конкретных людей, задающих тон и направление развития данной общности.
55. Становление парламентаризма в России.
Первым российским парламентом стала I Государственная Дума, избранная в 1906, однако она была в Российской империи по сути своей только законосовещательным органом. Выборы в Думу проходили по многоступенчатой системе, существовали избирательные цензы (сословный и имущественный), женщины не имели права голоса. Законодательные, бюджетные и политические права Государственной Думы в соответствии с Основными законами, принятыми 24 апреля 1906 года, были ограниченными: Дума не имела законодательной инициативы, ей запрещалось обсуждать вопросы, относящиеся к "ведению государя" (внешнеполитические и военные). Финансовые полномочия ГД были также крайне ограниченными, Дума не могла контролировать половину бюджета страны. Министры назначались и смещались царем и были ответственны перед ним; император, согласно Основным законам, сохранял "высшую самодержавную власть". Верхней палатой российского парламента был Государственный совет, половина которого (98 чел.) назначалась императором, а половина избиралась по корпорациям. Государственный совет имел равные с Думой законодательные полномочия. До Февральской революции 1917 в России функционировало 4 Думы. 1-я Дума (27 апр.-8 июля 1906) насчитывала 478 деп., 2-я (20 февр.-2 июня 1907) -518 деп., 3-я (1 нояб. 1907 - 1912) и 4-я (15 нояб. 1912 - 25 февр. 1917) -по 442 депутата. Таким образом, принято считать, что в период 1906-1917 гг. в России появились первые опыты развития реального парламентаризма.
После Октябрьской социалистической революции 1917 года и роспуска большевиками Учредительного Собрания 6 (19) января 1918 года парламент был ликвидирован и заменен системой Советов, основанной на слиянии исполнительной и законодательной власти. Фактически уже в первые годы выборы в Советы превратились в формальность, сами Советы были подменены партийными органами, подбиравшими их состав. Подлинная сущность советского парламентаризма маскировалась Конституциями РСФСР 1918 г. и СССР 1924, 1936 и 1977 годов. Попытка внесения элементов парламентаризма в советскую политическую систему была предпринята М.С. Горбачевым в ходе политики реформ второй половины 80-х гг. ("перестройки"). В октябре 1988 г. Верховный Совет (ВС) СССР одобрил проект конституционной реформы, в соответствии с которым верховной законодательной властью в СССР становился Съезд народных депутатов из 2250 чел. Две трети делегатов Съезда избирались населением на альтернативной основе, одна треть избиралась (фактически назначалась) общественными организациями (КПСС, ВЛКСМ, профсоюзами, творческими союзами интеллигенции и др.). Съезд созывался периодически для определения законодательной политики и принятия важнейших законов. Съезд избирал из своего состава Верховный Совет СССР из 544 чел., который должен был работать на постоянной основе. Фактически он представлял собой советский парламент. Съезд избирал также Президента СССР (15 марта 1990 III Съезд народных депутатов СССР избрал Президентом СССР М. С. Горбачева). Выборы депутатов Съезда состоялись 26 марта 1989 г. Он был упразднен в связи с прекращением существования СССР в декабре 1991 г.
Российский парламент 1990-1993 гг. имел сходную с союзным парламентом двухступенчатую структуру. В РСФСР выборы Российского Съезда народных депутатов состоялись 4 марта 1990, причем он избирался целиком на альтернативной основе. Кандидатов, назначаемых общественными организациями, не было. Съезд состоял из 1068 депутатов и, согласно Конституции РФ (Конституции 1978 с последующими изменениями и дополнениями), являлся высшим органом государственной власти России. Съезд созывался периодически и формировал из числа своих депутатов постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РФ - Верховный Совет. ВС РФ состоял из 2 палат: Совета Республики (нижней) и Совета Национальностей (верхней), равных по численному составу (в каждой по 126 чел.). Съезд народных депутатов и ВС РФ были распущены указом Б. Ельцина No 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 г., в котором Съезд обвинялся в "прямом противодействии осуществлению социально-экономических реформ".