Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством
Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом
С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.
Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в правлении производством на разных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом..
В зависимости от степени конкретизации все потребности подразделяются на общие и конкретные.
В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные, платежеспособные и удовлетворенные потребности.
Абсолютные потребности выражают желание обладать товарами. Они не ограничены возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактный характер, не связаны с конкретными предметами потребления.
Платежеспособные потребности определяются платежеспособными возможностями потребителей.
Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса.
Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства.
Между производством и потребностями складываются прямые (исходные) и обратные (производные и ответные) связи. Это образует механизм их взаимодействия.
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.
Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует осуществлению определенных человеческих запросов.
Во-вторых, под воздействием технического обновления производства сильно изменяется предметный мир и уклад жизни, возникают качественно новые потребности.
В-третьих, производство не только доставляет материал для удовлетворения потребности, но и влияет на способы потребления, а тем самым формирует определенную культуру потребителя.
В свою очередь, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, которое идет по двум линиям.
Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Потребности всегда включают появление новых целей еще до того, как изготавливаются блага, соответствующие намерениям людей..
Вопрос.Товарное производство как основа рыночных отношений
Товарное производство - это такая форма организации общественного хозяйства, по которой продукты производятся экономически обособленными производителями, которые специализируются на изготовлении определенного продукта в нуждается обмена в виде купли-продажи на рынке При этом продукты труда, которыми они обмениваются, становятся товарами.
Отсюда следует, что основными чертами товарного производства являются:
а) общественное разделение труда;
б) обособление присвоения средств производства;
в) производственно-хозяйственная и
социально-экономическая обособленность собственников произведенного продукта;
г) экономические связи между обособленными товаропроизводителями, реализуемые
через обмен;
д) стихийный характер экономического развития.
Без товарного производства нет рынка, И наоборот. Товарное производство означает, что продукт создается не для самого производителя, а для обмена. Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое товарное производство основывается на собственном труде, капиталистическое — на использовании наемного труда. Продукт труда в простом товарном производстве принадлежит товаропроизводителю, в капиталистическом — собственнику средств производства. Простое товарное производство, как правило, — мелкое, а конечная цель — удовлетворение личных потребностей товаропроизводителей. Капиталистическое товарное производство предусматривает совместный труд многих наемных работников, развитое единичное разделение труда. Его цель —получение прибыли.
3. Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя (покупателя). Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен. Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага. В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения. Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. . Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.
Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.