Административная этика выполняет регулятивную, воспитательную, ценностно-ориентирующую и познавательную функции.
Регулятивная функция административной этики проявляется в упорядочивающем воздействии на нормы, процедуры и стандарты профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, нацеленном на повышение ее социальной эффективности, направлена на создание благоприятного морального климата на государственной и муниципальной службе.
Ценностно-ориентирующая функция административной этики обеспечивает государственных и муниципальных служащих необходимыми нравственными ценностями, подчеркивающими социальное предназначение их профессиональной служебной деятельности.
Воспитательная функция административной этики направлена на формирование и развитие нравственных качеств у государственных и муниципальных служащих, необходимых для замещения должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Познавательная функция связана с восприятием, анализом, отбором и обобщением информации, с приобретением служащим социального знания в процессе профессиональной служебной деятельности. Полученные знания формируют представления о содержании моральных отношений, обогащают нравственный потенциал государственных и муниципальных служащих, способствуют развитию этических основ их профессиональной деятельности.
Вопрос Проблемы этики в государственном и муниципальном управлении на
Современном этапе: основные подходы и решения.
Основные проблемы формирования этики государственного служащего
испытывается потребность в высококвалифицированных госслужащих, владеющих теорией и практикой регионального развития, умеющих работать в условиях жесткой конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых отношениях | |
отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве | |
отсутствие соответствия образования квалификационным требованиям по государственной должности | |
уровень профессиональной подготовки значительной группы государственных служащих не соответствует требованиям по занимаемым должностям |
Совершенствование
1.Этические нормы для государственной службы должны быть четкими и ясными.
2. Этические нормы должны быть отражены в правовой системе.
3.Необходимо обеспечить руководство государственными служащими в сфере этики.
4.Государственный служащий должен знать свои права и обязанности при разоблачении им правонарушений.
5.Процесс принятия решений должен быть информационно прозрачным и открытым для тщательного его рассмотрения.
6.Руководители должны демонстрировать и поощрять этичное поведение.
3 вопрос Этические требования к государственному и муниципальному служащему: основные принципы, нормы, качества.
Этические требования к государственному и муниципальному служащему
Этические требования, предъявляемые к государственным и муниципальным служащим можно разделить на 4 группы:
Во-первых, группа требований к служащим, исполняющие полномочия руководителя или командира, т.е. на высшем уровне, где у служащих имеются властные и распорядительные полномочия и они ответственны за принимаемые решения. Таки требования относятся к разделу – этика управления.
Во-вторых, исполнительская дисциплина. На военной службе или на службе в правоохранительных органах только следование уставу, протоколу, дисциплинарным нормам легализует (делает законными) действия представителей данных видов государственной службы.
В-третьих, группа этических требований в сфере общения служащих с населением и друг с другом. В современном информационном обществе количество коммуникаций возрастает, а их качество становится более разнообразным и разнохарактерным с использованием современных средств общения. В современное общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, и т.д.
В-четвертых,самая интересная и трудная для анализа с точки зрения ценностной оценки группа этических требований – моральный облик личности государственного служащего. К служащим, будь то сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, представители органов государственной власти или местного самоуправления имеют особое положение в обществе и к ним приковано обострённое внимание людей (даже к их личной жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. К государственным служащим общество предъявляет ряд требованиям к личному поведению, их образу перед гражданами.
В методологическом плане построение целостной системы кадровой политики государства, региона, области должно происходить в следующей последовательности:
государственная идеология
- доктрина (миссия государства)
- концепция (стратегия развития)
- кадровая политика - кадровая программа
- конкретный план действий по реализации программы.
К этическим навыкам государственного служащего можно отнести:
1) Знания государственного служащего - результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение - один из критериев эффективности управленческого труда.
2) Умения государственного служащего - относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего - это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности
3) Навыки государственного служащего - это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями.
4) Опыт государственного служащего - это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле - единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы.
Реализацию этих принципов обеспечивают этические нормы (лат. - norma - правило, образец), которые выступают, с одной стороны, в форме морального сознания - общественного или индивидуального, в котором конкретизируется этический принцип или формулируется повеление самому себе, исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости; с другой стороны - как элемент моральных отношений, обычай, постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера и поддерживаемый общественным мнением. Таким образом, этическая норма может быть представлена в виде должного - того, к чему должен быть побуждаем или стремиться человек, и сущего, той повседневной практики, в которой реализуется его поведение. Степень сближения или расхождения должного и сущего в реальной жизни и поступках людей является показателем состояния нравственного здоровья отдельной личности, социальной группы, общества и человечества в целом.
Вопрос Нравственные принципы государственной и муниципальной службы. Наука и административная практика показывают, что для кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих общими являются следующие принципы.