Административная этика выполняет регулятивную, воспитательную, ценностно-ориентирующую и познавательную функции.

Регулятивная функция административной этики проявляется в упорядочивающем воздействии на нормы, процедуры и стандарты профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, нацеленном на повышение ее социальной эффективности, направлена на создание благоприятного морального климата на государственной и муниципальной службе.

Ценностно-ориентирующая функция административной этики обеспечивает государственных и муниципальных служащих необходимыми нравственными ценностями, подчеркивающими социальное предназначение их профессиональной служебной деятельности.

Воспитательная функция административной этики направлена на формирование и развитие нравственных качеств у государственных и муниципальных служащих, необходимых для замещения должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Познавательная функция связана с восприятием, анализом, отбором и обобщением информации, с приобретением служащим социального знания в процессе профессиональной служебной деятельности. Полученные знания формируют представления о содержании моральных отношений, обогащают нравственный потенциал государственных и муниципальных служащих, способствуют развитию этических основ их профессиональной деятельности.

Вопрос Проблемы этики в государственном и муниципальном управлении на

Современном этапе: основные подходы и решения.

Основные проблемы формирования этики государственного служащего

испытывается потребность в высококвалифицированных госслужащих, владеющих теорией и практикой регионального развития, умеющих работать в условиях жесткой конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых отношениях
отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве
отсутствие соответствия образования квалификационным требованиям по государственной должности
уровень профессиональной подготовки значительной группы государственных служащих не соответствует требованиям по занимаемым должностям

Совершенствование

1.Этические нормы для государственной службы должны быть четкими и ясными.

2. Этические нормы должны быть отражены в правовой системе.

3.Необходимо обеспечить руководство государственными служащими в сфере этики.

4.Государственный служащий должен знать свои права и обязанности при разоблачении им правонарушений.

5.Процесс принятия решений должен быть информационно прозрачным и открытым для тщательного его рассмотрения.

6.Руководители должны демонстрировать и поощрять этичное поведение.

3 вопрос Этические требования к государственному и муниципальному служащему: основные принципы, нормы, качества.

Этические требования к государственному и муниципальному служащему

Этические требования, предъявляемые к государственным и муниципальным служащим можно разделить на 4 группы:

Во-первых, группа требований к служащим, исполняющие полномочия руководителя или командира, т.е. на высшем уровне, где у служащих имеются властные и распорядительные полномочия и они ответственны за принимаемые решения. Таки требования относятся к разделу – этика управления.

Во-вторых, исполнительская дисциплина. На военной службе или на службе в правоохранительных органах только следование уставу, протоколу, дисциплинарным нормам легализует (делает законными) действия представителей данных видов государственной службы.

В-третьих, группа этических требований в сфере общения служащих с населением и друг с другом. В современном информационном обществе количество коммуникаций возрастает, а их качество становится более разнообразным и разнохарактерным с использованием современных средств общения. В современное общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, и т.д.

В-четвертых,самая интересная и трудная для анализа с точки зрения ценностной оценки группа этических требований – моральный облик личности государственного служащего. К служащим, будь то сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, представители органов государственной власти или местного самоуправления имеют особое положение в обществе и к ним приковано обострённое внимание людей (даже к их личной жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. К государственным служащим общество предъявляет ряд требованиям к личному поведению, их образу перед гражданами.

В методологическом плане построение целостной системы кадровой политики государства, региона, области должно происходить в следующей последовательности:

государственная идеология

- доктрина (миссия государства)

- концепция (стратегия развития)

- кадровая политика - кадровая программа

- конкретный план действий по реализации программы.

К этическим навыкам государственного служащего можно отнести:

1) Знания государственного служащего - результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение - один из критериев эффективности управленческого труда.

2) Умения государственного служащего - относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего - это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности

3) Навыки государственного служащего - это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями.

4) Опыт государственного служащего - это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле - единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы.
Реализацию этих принципов обеспечивают этические нор­мы (лат. - norma - правило, образец), которые выступают, с одной стороны, в форме морального сознания - обществен­ного или индивидуального, в котором конкретизируется эти­ческий принцип или формулируется повеление самому себе, исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости; с другой стороны - как элемент моральных отношений, обычай, постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера и поддерживаемый об­щественным мнением. Таким образом, этическая норма мо­жет быть представлена в виде должного - того, к чему дол­жен быть побуждаем или стремиться человек, и сущего, той повседневной практики, в которой реализуется его поведе­ние. Степень сближения или расхождения должного и суще­го в реальной жизни и поступках людей является показате­лем состояния нравственного здоровья отдельной личности, социальной группы, общества и человечества в целом.

Вопрос Нравственные принципы государственной и муниципальной службы. Наука и административная практика показывают, что для кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих общими являются следующие принципы.

Наши рекомендации