Процессуальные нормы и процессуальное право.
Все процессуальные нормы в комплексе могут рассматриваться как единое межотраслевое образование — процессуальное право, что, помимо общих признаков всех этих норм, о чем говорилось выше, определяется также следующими обстоятельствами:
1) единством предмета правового регулирования (деятельность прежде всего компетентных государственных органов и должностных лиц, наделенных властными юрисдикционными полномочиями);
2) единством метода правового регулирования (императивный характер большинства правовых предписаний, отношений власти— подчинения между большинством субъектов);
3) единством целей (обеспечение законности, обоснованности, эффективности как самого юрисдикционного процесса, так и его результатов, т.е. надлежащей реализации соответствующих материально-правовых норм);
4) особым составом субъектов процессуальной деятельности (органы и должностные лица, обладающие властными полномочиями в правоохранительной сфере, среди которых высшее положение занимает суд, правомочный во всех случаях принимать окончательное решение);
5) наличием общих для всех видов юридического процесса принципов.
Таким образом, процессуальное право можно определить как совокупность (систему) правовых норм, регламентирующих порядок, форму юрисдикционной правоприменительной деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц, направленной на реализацию норм различных отраслей материального права.
Вопросы по дисциплине
«Принятие и исполнение государственных решений»
Сущность государственного управленческого решения. Основные
Характеристики государственных решений
Государственное управленческое решение - это решение, принятое в установленном порядке правомочной государственной структурой. Это обязательная для исполнения государственная программа, содержащая цели и задачи, а также набор способов, средств и ресурсов материально-технического, финансового, кадрового и иного характера, необходимые для их наилучшей реализации в интересах общества.
В совокупности и по соподчинению между собой государственные управленческие решения образуют сложную систему, построенную как по вертикальному (иерархическому), так и горизонтальному (отраслевому, функциональному) принципу.
В зависимости от юридической иерархии государственные управленческие решения делятся на а) конституционные; б) законодательные; в) подзаконные. Каждый нижестоящий субъект государственной власти и управления принимает свои управленческие решения во исполнение либо с учетом требований решений вышестоящих инстанций
По содержанию сформулированных в них задач государственные управленческие решения делятся на политические и административные. Политические представляют первичный уровень государственного управления, касаются наиболее крупных, стратегически значимых, затрагивающих судьбы миллионов людей проблем - безопасности страны, ее территориальной целостности и суверенитета, перспектив социально-экономического, национально-территориального и культурного развития. административные - вторичный, играющий в определенном, конечно, смысле подчиненное значение.
Административные решения производны от политических, направлены на обеспечение реализации решений политического характера Без них нет и быть не может эффективного управления. Такие управленческие решения носят нормативно-правовой, официальный характер, содержат нормы права, принимаются по специальным процедурам компетентными государственными органами, представляют собой властные предписания государства, подлежащие обязательному исполнению всеми субъектами, которых они касаются.
По субъектам управления государственные управленческие решения могут быть
а) общенародными (принимаются по итогам выборов и референдумов);
б) федеральными, региональными (акты субъектов федерации), местными;
в) решениями органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
г) единоличными и коллегиальными.
По масштабу действия: общегосударственные, которые реализуются в масштабах всей страны; локальные, реализуемые в пределах отдельных отраслей, отдельных национально- или административно-территориальных единиц; внутриведомственные; межведомственные.