Государство как субъект управления. Государственный аппарат. Государственная служба

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Принципы государственного управления — это основоположные идеи, научные положения данного вида государственной деятельности. В частности, выделяют такие группы принципов государственного управления:

а) социально-политические - демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства; б) организационные принципы построения аппарата государственного управления - отраслевой, функциональный, территориальный. Они являются базой для определения и распределения компетенции между органами государственного управления, создавая, единый механизм государственного управления. в) организационные принципы функционирования аппарата государственного управления - нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.

Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно—правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально—культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений.

Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.

Различные органы государственного аппарата в рамках своих функций призваны распоряжаться ресурсами общества для защиты интересов всех граждан.

Основные принципы государственного аппарата:

§ конституционность, законность любых действий и инициатив;

§ оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государственного аппарата;

§ ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;

§ политическая лояльность, деидеологизация функционирования государственных учреждений и их сотрудников;

§ профессионализм, компетентность должностных лиц.

Работа государственного аппарата в связи с особой значимостью и важностью для общества предполагает установление статуса неприкосновенности для лиц, принимающих политические решения (президент, глава правительства, генеральный прокурор, судьи, депутаты и другие категории политической элиты). Работникам государственного аппарата устанавливается статус государственных служащих, предполагающий, с одной стороны, некоторые ограничения их прав и полномочий в связи со спецификой их функций, с другой — наличие определенных льгот и системы зашиты.

Государственный аппарат РФ

Государственный аппарат-это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Представим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации.

Государство как субъект управления. Государственный аппарат. Государственная служба - student2.ru

Государственная гражданская служба — профессиональная деятельность граждан России в гражданских органах исполнительной, законодательной и судебной власти на федеральном и региональном уровнях.

Государственная гражданская служба — это исполнение полномочий федеральных государственных органов, региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности на федеральном и региональном уровнях[6].

Таким образом, гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти(министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), судов и некоторых других государственных органах.

Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.

Наши рекомендации