Государство как субъект управления. Государственный аппарат. Государственная служба
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.
Принципы государственного управления — это основоположные идеи, научные положения данного вида государственной деятельности. В частности, выделяют такие группы принципов государственного управления:
а) социально-политические - демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства; б) организационные принципы построения аппарата государственного управления - отраслевой, функциональный, территориальный. Они являются базой для определения и распределения компетенции между органами государственного управления, создавая, единый механизм государственного управления. в) организационные принципы функционирования аппарата государственного управления - нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.
Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно—правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально—культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений.
Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.
Различные органы государственного аппарата в рамках своих функций призваны распоряжаться ресурсами общества для защиты интересов всех граждан.
Основные принципы государственного аппарата:
§ конституционность, законность любых действий и инициатив;
§ оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государственного аппарата;
§ ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;
§ политическая лояльность, деидеологизация функционирования государственных учреждений и их сотрудников;
§ профессионализм, компетентность должностных лиц.
Работа государственного аппарата в связи с особой значимостью и важностью для общества предполагает установление статуса неприкосновенности для лиц, принимающих политические решения (президент, глава правительства, генеральный прокурор, судьи, депутаты и другие категории политической элиты). Работникам государственного аппарата устанавливается статус государственных служащих, предполагающий, с одной стороны, некоторые ограничения их прав и полномочий в связи со спецификой их функций, с другой — наличие определенных льгот и системы зашиты.
Государственный аппарат РФ
Государственный аппарат-это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
Представим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации.
Государственная гражданская служба — профессиональная деятельность граждан России в гражданских органах исполнительной, законодательной и судебной власти на федеральном и региональном уровнях.
Государственная гражданская служба — это исполнение полномочий федеральных государственных органов, региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности на федеральном и региональном уровнях[6].
Таким образом, гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти(министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), судов и некоторых других государственных органах.
Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.