Зарубежный опыт организации государственного управления.

В течение многих веков в каждой стране складывалась своя модель гос. устройства, особенности которой были обусловлены уникальными социокультурными факторами, обстоятельствами историч. развития, структурой сложившихся политич. интересов. Компаративные (сравнительные) исследования систем гос. администрирования в разных странах обнаруживают множество различий в формах организации и деятельности централ. и местных органов управления. Некоторые из этих различий зависят от степени экономич. и соц. развития соответствующих стран. Индустриал. гос-во с быстрыми темпами экономич. роста и высоким жизненным ур. может иметь иные администрат. институты, чем аграрное гос-во с его замедленным экономич. развитием и низким ур. жизни. Еще один важный фактор, влияющий на структуры административно-государственного управления, – политич. режимы, в рамках которых функционируют администрат. органы. По этой причине в 2 странах с приблизительно одинаковой соц.-экономич. структурой могут быть различные по своей природе административно-государственные институты. Национал. (федеральный) ур. управления. В большинстве стран этот уровень включает администрацию президента, аппарат правительства, аппарат парламента и Верховного Суда. Структура централ. органов управления претерпевает достаточно частые изменения. При смене правительства, как правило, изменяются численность, функции и наименования министерств: некоторые управления и отделы переходят из одного министерства в другое или делятся между ними. Регион. уровень управления (штатов, земель, провинций, республик). В федерал. государствах преобладающая доля задач административного управления приходится именно на этот уровень. Здесь реализуется как большинство федерал. законов, так и собственное право. Местный уровень управления (графство, город). И в унитарных, и в федерал. государствах на местном уровне административного управления, как правило, выполняются шесть основных функций: обществен. безопасность, включая содержание полиции и пожарной охраны, а также службы здравоохранения; программы помощи пожилым, инвалидам, детям; регулирующие функции, включая зонирование, дорожную безопасность, защиту потребителей; планирование общественного строительства; общественные услуги (школы, парки, библиотеки и т. д.); владение и распоряжение государственными предприятиями. США яв. федеративным государством, состоящим из штатов и федерал. округа Колумбия. По форме правления США - президентская республика, где: президент возглавляет исполнит. власть; Конгресс возглавляет законодат. власть; Верховный суд возглавляет судебную власть. Высший орган гос. власти - Конгресс - состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей - нижняя палата парламента. Сенат - верхняя палата американского парламента. Президент США яв. одновременно и главой гос-ва, и главой исполнит. власти. Он избирается сроком на 4 года путем выборов. Судебная система США построена иерархическим способом с четким разделением функций между судебными уровнями. Франция - республика, сочетающая в себе элементы парламентской и президентской форм правления при ведущей роли последней. Законодат. орган Франции состоит из 2 палат: Национал. собрания и Сената. Президент Франции председательствует на заседаниях правительства. Премьер-министр, а также др. члены правительства назначаются по его предложению. Он яв. Главнокомандующим Вооруженными силами, подписывает декреты и постановления. Правительство как рабочий орган исполнит. власти подотчетно Национал. собранию. Правительство с разрешения парламента может принимать ордонансы - акты, имеющие статус закона. Судебную систему Французской республики составляют кассационный суд, апелляционные суды и суды, рассматривающие различные категории дел в первой инстанции. Основу территориал. дифференциации составляют так называемые территориал. коллективы - коммуны, департаменты и заморские территории. Великобритания яв. парламентской монархией, где правительство формируется парламентским большинством. Из принципа парламентского верховенства вытекает отсутствие в Соединенном королевстве системы конституц. контроля.



Наши рекомендации