Финансовая основа регионального и местного управления в России.
Статья 132 Конституции РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуп. в РФ» наделяют органы местного самоуп. правом самостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты. Предметы ведения мсу определены Федеральным законом «Об общих принципах организации мсу в РФ» и включают вопросы местного значения, которые реализуются исключительно на местном уровне, и отдельные гос. полномочия, которыми могут наделяться органы мсу. Гос. полномочия закрепляются за местным уровнем только федеральным законом или законом субъекта РФ. Под муницип. финансами, как правило, понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуп. для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения муниц. финансы могут образовываться из 3 основных источников: 1) гос. средств, передаваемых органам мсу. органами гос. власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством; 2) собственных средств муниц. образования, создаваемых за счет деятел. органов мсу. (доходы от использования муниц. собственности, плата за услуги и т. п.), местных налогов; 3) заемных средств или муниц. кредита. Муниц. финансы (местные финансы) - это система экономич. (денежных) отношений, связанных с аккумулированием части стоимости совокупного общественного продукта посредством ее перераспределения и использования денежных средств в соответствии с функциями, возложенными на местные органы власти и управления. В России в состав муниц. финансов включаются финансы городов, районов, поселков и др. населенных пунктов. В странах с федератив. устройством в состав муниц. финансов могут включаться не только финансы местных органов самоуп., но и финансы республиканских, краевых, окружных органов управления. Муниц. финансы, так же как и финансы в целом, выполняют следующие функции: распределит., регулирующую и контрольную. От степени обеспеченности финансовыми ресурсами муниц. образования зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, соц. обеспечения, культуры, а также инвестиций в производственную и соц. сферы. Система муниц. финансов включает в себя следующие звенья: местные бюджеты, внебюджетные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов власти, муниц. кредит.
Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Систему органов гос. власти субъекта РФ составляют: законодат. (представительный) орган гос. власти субъекта РФ; высший исполнит. орган гос. власти субъекта РФ; иные органы гос. власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Принципы организации системы органов гос. власти субъектов РФ (ОГВС РФ) определены Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации законодат. (представительных) и исполнит. органов гос. власти субъектов РФ» (1999 г.). Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ все ее субъекты самостоятельно определяют систему своих органов гос. власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представит. и исполнит. органов гос. власти, установленными федерал. законом. Возглавляют систему органов гос. власти субъектов РФ президенты республик, губернаторы краев, областей, мэры городов. Названные должностные лица наделяются полномочиями законодательными собраниями субъектов РФ но представлению Президента РФ.
Государственная региональная политика. Планирование и прогнозирование регионального развития.
Регионал. политика -составная часть гос. регулирования, комплекс законодат., административных и экономич. мероприятий, способствующих наиболее рационал. размещению производит. сил и выравниванию уровня жизни населения. Регион. политика охватывает все важнейшие отрасли материал. производства, занятость населения, размещения сферы обслуживания, стимулирование туризма и тд. Главная цель РП заключ. в сглаживании наиболее острых соц. И эконом. диспропорций между отдельными районами страны. Методы проведения регион. политики: выделение «нуждающихся» районов по отношению к которым гос-во должно проводить регион. политику ; «реанимация» депрессивных районов (регион, в котором долгое время не наблюдается экономич. рост) ; «стимулирующая» политика; «компенсирующая» политика. Меры РП в депрессивных и нуждающихся районов страны предусматривают прямую финанс. помощь: займы на выгодных условиях, налоговые льготы, создание за счет гос-ва производственной и соц. инфраструктуры, политика направления в необход. русло миграционных потоков населения. Цель регионал. прогнозирования и планирования: обеспечение комплексного и наиболее эффективного соц.-эконом развития региона. Его назначение заключается в обосновании направлений и перспектив развития региона, предоставлении информацион. материала для выработки экономич. и соц. политики и принятия соответсвующих управл. решений.