Бюджетно-налоговая система
Бюджетно-налоговая система – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны. Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли.
Денежно – кредитная политика
Д–к политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Д – к политика государства должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса. В процессе реализации д – к способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.
К инструментам прямого экономического воздействия относятся:
- целевое кредитование (Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах);
- установление кредитных «потолков» (Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности);
- прямой контроль за установлением уровня процентных ставок (Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным Банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит, выдаваемый ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке).
Более широко используется косвенные методы д – к регулирования:
- регулирование минимальных резервных требований;
- осуществление дисконтной политики (регулирование учётных ставок по кредитам);
- купля – продажа иностранной валюты;
- регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;
- изменение курса национальной валюты;
- эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;
- продажа – скупка государственных ценных бумаг.
Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов. Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Регулирования валютного курса
Устойчивость и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено «рыночным силам».
17. Жилищно-коммунальный комплекс как основа жизнеобеспечения населения: состав, значение, особенности функционирования.
Состав систем жизнеобеспечения населения:
1.ЖКХ состоит из:
-Жилищное хозяйство – жилые здания – управляющие и эксплуатирующие организации;
-Водопроводно-канализационное хозяйство – водоснабжение(только холодная вода (ХВС) и водоотведение ;
-Энергетическое хозяйство – теплоснабжение, электроснабжение, газ;
-Благоустройство территорий – сан. очистка – это сбор, вывоз и утилизация ТБО, КГМ – крупногабаритный мусор. Благоустройство и озеленение МАФ – малые архитектурные формы;
-Дорожно-мостовое хозяйство – содержание и ремонт дорог. Инженерное обеспечение территорий;
-Прочие хозяйства – СЭС, содержание мест захоронения, ритуальные услуги, телефонная связь, радиовещание, муниципальные бани и прачечные, городской электрический транспорт и т.д.
2.Городской транспорт или транспортный комплекс
3.Потребительский комплекс:
Торговля; Общественное питание; Бытовые услуги.
4.Социальный комплекс:
-УСЗН – управление социальной защиты населения;
-ЦСО - центры социального обслуживания;
-Службы занятости населения.
5.Комплекс здравоохранения;
6.Комплекс образования;
7.Комплекс культуры и спорта;
8.Комплекс территориальной безопасности населения.
В соответствии с этими комплексами строится структура администрации.