Соотношение типов, институтов и агентов социализации
Тип социализации | Институты | Агент социализации |
Первичная усвоение норм и ценностей ребенком | Семья, школа, группа сверстников и т.д. | Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок (все, кто составляет непосредственное и ближайшее окружение человека) |
Вторичная усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком | Государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации | Представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, сотрудники средств массовой информации (кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие) |
Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.
Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.
2. Приведите примеры основных видов деятельности. Соотнесите цели, средства и результаты деятельности.
Деятельность— способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Характерные черты деятельности человека:
- Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
- Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
- Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические.
- Общественный характер: человек в процессе деятельности вступает в разнообразные отношения.
Виды деятельности
Деятельность | ||||
Практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества) | Духовная (связана с изменением сознания людей) | |||
- материально-производственная(преобразование природы) | - социально-преобразовательная (преобразование общества) | -познавательная (отражение действительности в художественной, научной форме) | - ценностно-ориентировочная («+» или «–» отношение людей к явлениям) | прогностическая (предвидение и планирование возможных изменений) |
строительство городов, дамб и т.д. | проведение реформ, революций | научные открытия | идеи французских просветителей | анализ проведенных реформ |
Также, выделяют созидательную (строительство городов, сел, цветущих садов, возделанных полей, изделия ремесленников и машины, книги, вылеченные больные) и разрушительную (войны, вырубка лесов, опустошение полей) деятельность.
Принято различать также иные деятельности:
Трудовая | преобразование окружающей среды с целью создания материальных ценностей |
Духовная | деятельность, направленная на изменения личностных качеств субъектов общества |
Творческая | деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее не существовавшее |
Учебная | процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков |
Политическая | деятельность государственных органов, политических групп, движений, личностей в делах общества и государства. |
Любая деятельность имеет свою структуру:
Мотив – то, почему осуществляется деятельность (биологические, социальные, духовные потребности)
Цель – то, ради чего осуществляется действие (конкретная задача, образ результата)
Средства – то, с помощью чего осуществляется деятельность
Действие – то, как осуществляется деятельность
Например: мотив – согреться, приготовить еду, цель – разжечь костер, средства – дрова, действие – собрать хворост, а результат будет зависеть от выполненных действий
Вид | Мотив | Цель | Средства | Действия |
Трудовая | удовл. биологич. потребностей | создание материальных благ | инструменты, сырьё | конструирование, сбор и т.д. |
Учебная | самореализация | получение знаний, необходимых в будущем | книги, лекции, пособия, упражнения и т.д. | Чтение, выполнение заданий и т.д. |
Духовная | самосовершенствование | изменение качеств личности | духовные ценности, нормы морали, книги | медитация, усвоение норм |
Творческая | Решение нестандартной задачи | Создание новой идеи, продукта | интуиция, фантазия, материалы, | выработка гипотезы, идеи и её апробация |
Политическая | Получение власти, решение проблемы | Реализация идеи, принятие закона и т.д. | Политическая программа, дебаты | Создание партий, участие в выборах, |
Билет № 20