Соотношение типов, институтов и агентов социализации

Тип социализации Институты Агент социализации
Первичная усвоение норм и ценностей ребенком Семья, школа, группа сверстников и т.д. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок (все, кто составляет непосредственное и ближайшее окружение человека)
Вторичная усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком Государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации Представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, сотрудники средств массовой информации (кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие)

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

2. Приведите примеры основных видов деятельности. Соотнесите цели, средства и результаты деятельности.

Деятельность— способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Характерные черты деятельности человека:

- Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.

- Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).

- Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические.

- Общественный характер: человек в процессе деятельности вступает в разнообразные отношения.

Виды деятельности

Деятельность
Практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества) Духовная (связана с изменением сознания людей)
- материально-производственная(преобразование природы) - социально-преобразовательная (преобразование общества) -познавательная (отражение действительности в художественной, научной форме) - ценностно-ориентировочная («+» или «–» отношение людей к явлениям) прогностическая (предвидение и планирование возможных изменений)
строительство городов, дамб и т.д. проведение реформ, революций научные открытия идеи французских просветителей анализ проведенных реформ

Также, выделяют созидательную (строительство городов, сел, цветущих садов, возделанных полей, изделия ремесленников и машины, книги, вылеченные больные) и разрушительную (войны, вырубка лесов, опустошение полей) деятельность.

Принято различать также иные деятельности:

Трудовая преобразование окружающей среды с целью создания материальных ценностей
Духовная деятельность, направленная на изменения личностных качеств субъектов общества
Творческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее не существовавшее
Учебная процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков
Политическая деятельность государственных органов, политических групп, движений, личностей в делах общества и государства.

Соотношение типов, институтов и агентов социализации - student2.ru

Любая деятельность имеет свою структуру:

Мотив – то, почему осуществляется деятельность (биологические, социальные, духовные потребности)

Цель – то, ради чего осуществляется действие (конкретная задача, образ результата)

Средства – то, с помощью чего осуществляется деятельность

Действие – то, как осуществляется деятельность

Например: мотив – согреться, приготовить еду, цель – разжечь костер, средства – дрова, действие – собрать хворост, а результат будет зависеть от выполненных действий

Вид Мотив Цель Средства Действия
Трудовая удовл. биологич. потребностей создание материальных благ инструменты, сырьё конструирование, сбор и т.д.
Учебная самореализация получение знаний, необходимых в будущем книги, лекции, пособия, упражнения и т.д. Чтение, выполнение заданий и т.д.
Духовная самосовершенствование изменение качеств личности духовные ценности, нормы морали, книги медитация, усвоение норм
Творческая Решение нестандартной задачи Создание новой идеи, продукта интуиция, фантазия, материалы, выработка гипотезы, идеи и её апробация
Политическая Получение власти, решение проблемы Реализация идеи, принятие закона и т.д. Политическая программа, дебаты Создание партий, участие в выборах,


Билет № 20

Наши рекомендации