Тема 22: Международное воздушное право
1. Понятие, принципы и источники международного воздушного права.
2. Правовой режим воздушного пространства над территорией государства.
3. Обеспечение безопасности воздушных полетов.
4. Реализация норм международного воздушного права в законодательстве Республики Беларусь.
Международное воздушное право как отрасль современного международного права представляет собой совокупность юридических норм и принципов, устанавливающих режим воздушного пространства и регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу использования этого пространства и организации международных воздушных сообщений.Оно охватывает два аспекта: 1) правовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве того или иного государства; 2) правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.
Юрисдикция государства распространяется на его территорию. Поэтому в пределах территории иностранного государства воздушное судно должно подчиняться законом государства, в пределах территории которого находится. Внутри судно экстерриториально и здесь действуют законы государства-национальности судна. При полете над международными территориями судно подчинено действию национального законодательства. Национальная принадлежность судна определяется местом его регистрации.
В основе современного международного воздушного права лежит принцип полного и исключительного суверенитета надвоздушным пространством над своей территорией (ст. 1 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.). Государственный суверенитет над воздушным пространством обладает как основными свойствами, характерными для государственного суверенитета вообще, так и особенностями, обусловленными спецификой воздушного пространства и связанным с ним международным сотрудничеством. Специфика принципа полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством над своей территорией проявляется в совокупности прав государств по регулированию воздушной навигации, коммерческой деятельности авиапредприятий по осуществлению административной, гражданской и уголовной юрисдикции по отношению к летательным аппаратам, а также экипажам, пассажирам и грузам, находящимся на них.
Следующим принципом международного воздушного права является принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, не находящемся под суверенитетом одного государства (над открытым морем, включая экономические зоны, и Антарктикой). Находясь в таком воздушном пространстве, воздушное судно подчиняется законам государства флага.
Принципом международного воздушного права служит также принцип обеспечения безопасности полетов самолетов гражданской авиации (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971 г.).
В международном воздушном праве насчитывают «семь свобод воздуха»:
1) право на транзитный полет без посадки на территории государства, которое предоставило это право;
2) право на транзитный полет через территорию иностранного государства с посадкой на его территории без коммерческих целей, т. е. для заправки топливом, технического обслуживания и т. п.;
3) право государства на то, чтобы зарегистрированные им воздушные суда высаживали на иностранной территории пассажиров, выгружали почту и грузы, взятые на его территории;
4) право государства принимать на своей территории воздушные суда с пассажирами, почтой и грузом, следующие на территорию государства, национальность которого имеет данное воздушное судно;
5) право государства принимать на своей территории пассажиров, почту и груз, которые должны быть доставлены на территорию любого третьего государства, а также право высаживать пассажиров и выгружать почту и грузы, следующие с любой такой территории;
6) право государства осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между двумя иностранными государствами через собственную территорию;
7) право государства посредством воздушных судов, имеющих его национальность, осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между иностранными государствами, минуя свою территорию.
Основным источником международного воздушного права являются международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В то же время Конвенция установила право «мирного пролета» иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств. В 1929 г. в Варшаве был подписан другой многосторонний договор — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки. Этот договор закрепил ряд правил, касающихся ответственности перевозчика за вред, который может быть причинен пассажирам, их правопреемникам, грузовладельцам в связи с воздушной перевозкой.
Важнейшим международным актом в области воздушного права стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о международной гражданской авиации. Участники Конвенции признали право каждого государства на суверенитет над воздушным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся государств, меры содействия аэронавигации; условия, подлежащие соблюдению в отношении воздушных судов, и другие правила. Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицейских, таможенных). Все остальные воздушные суда отнесены к гражданским, хотя могут являться государственной собственностью.
Международное воздушное пространствонаходится над исключительной экономической зоной, открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.
Принцип свободы открытого моря связан с принципом свободы открытого воздушного пространства над ним. Все государства, независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право свободно, т. е. без разрешения кого-либо, осуществлять воздушное судоходство над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства суверенных прав. Однако данная свобода реализуется государствами с учетом основных принципов международного права и, следовательно, предполагает действие ряда общепризнанных правил.
Государства обязаны не допускать создания со стороны их воздушных судов угрозы безопасности полетов воздушных судов других государств, а также безопасности мореплавания. С этой целью государства заключают договоры о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. В частности, не допускаются имитация атак посредством имитации применения оружия по самолетам и кораблям; выполнение военными самолетами опасных облетов иностранных морских судов и любые другие действия, представляющие опасность как для полетов в воздушном пространстве, так и для судоходства в открытом море. В связи с этим важное значение имеет соблюдение правила — каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки. Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Государство, под юрисдикцией которого находятся воздушные и морские суда, ставшие объектом нападения или опасных маневров, вправе поставить вопрос об ответственности того государства, воздушные силы которого допустили опасные действия.
С точки зрения правового режима различают следующие виды воздушного пространства:
• воздушное пространство над государственной территорией, включая воздушное пространство над территориальными водами;
• воздушное пространство над территориями, не находящимися под суверенитетом государств (открытое море, Антарктика и др.).
В зависимости от вида устанавливается и различный правовой режим воздушного пространства:
• воздушное пространство над сухопутной территорией государства, а также над его внутренними и территориальными водами является государственной территорией подлежащего государства; оно неприкосновенно, и государство осуществляет над ним полный и исключительный суверенитет;
• воздушное пространство над экономическими зонами, открытым морем, Антарктикой свободно для полетов всех видов самолетов с учетом правового режима этих вод.
Правовой режим воздушного пространстваотдельного государства — это совокупность юридических норм, устанавливающих права государств в отношении их воздушного пространства и порядка его использования, порядок воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства.
В основе режима воздушного пространства государств лежит разрешительная система, которая означает, что:
1. Иностранное воздушное судно имеет право влетать в пределы государственной территории и вылетать из нее только в особых зонах государственной границы, установленных международными соглашениями государства (за исключением случаев бедствия).
2. Иностранное воздушное судно имеет право приземляться и взлетать только в пунктах пропуска, коими являются специальные международные аэропорты. Приземление в ином аэропорту запрещено, за исключением случаев бедствия.
3. Иностранное воздушное судно обязано перемещаться между пунктами влета и пунктами пропуска в пределах установленных коридоров. Транзитные полеты осуществляются также в пределах установленных коридоров.
4. Иностранные военно-воздушные суда не имеют права пересекать государственную территорию государства без особого разрешения.
5. Войска ПВО государства наделены полномочиями использовать имеющиеся в их распоряжении средства, для распознавания воздушных судов, как на своей территории, так и за ее пределам, при возникновении угрозы незаконного пересечения государственной границы государства. Они также оказывают помощь судам терпящим бедствие и пресекают незаконное пересечение государственной границы.
6. Воздушные суда должны иметь на борту свидетельства о регистрации, товаротранспортные документы, билеты установленного рекомендациями ИКАО образца. Судно должно иметь опознавательные знаки на борту и флаг государства - национальности судна.
Существует два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:
1. Право регулярных полетов - основано на заключении двусторонних межправительственных договоров.
2. Право нерегулярных полетов - основано на предоставлении государствами на основе добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященная пропуску на территорию государств - участников нерегулярных коммерческих воздушных судов.
К международным авиационным организациям относится прежде всего Международная организация гражданской авиации (ИКАО), специализированное учреждение ООН, созданное на основе Чикагской конвенции 1944 г.
Высший орган ИКАО — Ассамблея, созываемая один раз в три года. Постоянный орган — Совет, состоящий из представителей 33 стран. Членами ее являются 155 государств. Основные цели ИКАО: разработка принципов и методов международной аэронавигации; содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта; обеспечение безопасности полетов, в том числе борьба с так называемым воздушным пиратством; разработка стандартов и рекомендаций, касающихся правил полетов, оборудования самолетов и аэродромов. Стандарты и рекомендации принимаются в виде приложений к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. К настоящему времени принято 16 таких рекомендаций, 25-я чрезвычайная сессия Ассамблеи (май 1984 г.) приняла поправку к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., согласно которой государства — члены ИКАО обязуются принимать меры к недопущению преднамеренного противоправного использования гражданских воздушных судов.