Экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации.

Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.

МСУ в РФ– форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, с учетом исторических и местных традиций.

Экономическую основу МСУ составляют находящиеся в мун.собственности: имущество, средства местных бюджетов, а так же имущественные права муниципальных образований.

Мун. имущество (поселения, муниципальные районы, городские округа):

-имущество, предназначенное для электро, тепло, газо и водо снабжения, снабжения населения топливом, освешением улиц; - автодороги, мосты, транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов (за исключением сооружений федерального и регионального значения); - жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан; -пассажирский транспорт; - объекты, пожарное оборудование для тушения пожаров; - библиотеки; - имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей услугами организационной культуры; -объекты культурного наследия; - имущество для развития массовой физкультуры и спорта; - имущество для благоустройства и озеленения территории; - имущество для сбора и вывоза бытовых отходов; - имущество (земельные участки), предназначенные для организации ритуальных услуг; леса, водные объекты. Органы местного самоуправления от имени мун.образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются мун. имуществом в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами органов МСУ.

Органы МСУ вправе передавать мун. имущество во временное или постоянное пользование физ. и юр. лицам, органам гос. власти субъекта РФ и органам МСУ других мун.образований. Доходы от использования и приватизации мун. имущества поступают в местные бюджеты.

Местные бюджеты.Каждое мун. образование имеет собственный бюджет. Бюджет мун. района и свод бюджетов поселений, входящих в состав мун. района, составляют консолидированный бюджет мун. района. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета и контроль за его осуществлением осуществляется органами МС самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и законами субъектов РФ. Органы МС представляют в фед.ые органы гос. власти и органы гос. власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов. Проект местного бюджета, решение об его утверждении, годовой отчет его исполнения, о численности мун. служащих органов МС с указанием затрат на их денежное содержание подлежит официальному опубликованию.

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Органы МС самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов МС, выборных должностей лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, установленных ФЗ, законами субъектов РФ.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, финансовые средства, переданные органами гос. власти органам местного самоуправления для реализации государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом.

Муниципальный заказ – Органы МСУ могут выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг. Органы МСУ в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Представительные органы МСУ вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ. Органы МСУ в соответствии с законодательством РФ вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальное банки и иные финансово-кредитные учреждения.

1. Под средствами самообложенияграждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

2. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности взависимости от типа территориальной организации осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений.

В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального р. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

2. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет:

1) субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами развития.


Наши рекомендации