Методы, модели и организация процесса разработки государственных решений.
УР – продукт труда, который повышает или понижает общую производительность; УР – это разумный выбор определенной альтернативы действий.
Классификация УР:
1. По уровню управления УР, принимаемые: на верхних уровнях; на среднем уровне; на низшем уровне.
2. По масштабу воздействия:- Общие – затрагивают систему в целом;- Локальные – затрагивают часть системы;- Частные – затрагивают один элемент системы.
3. По содержанию: научно-технические (новое оборудование); экономические (повышение з/п); организационные (введение материальной единицы)
4. По характеру:- Операционно-распорядительные – принимаются на уровне секции или отдела и затрагивают стороны их работы;- Хозяйственно-руководящие – принимаются на уровне директора или министра и затрагивают различные сферы деятельности предприятия или отрасли;- Нормативные – центральные органы управления;
5. По форме подготовки и принятия:- Единоличные (руководитель);- Коллегиальные, позволяют использовать различные знания, опыт и учитывать различные мнения (группа специалистов);- Коллективные (собрания).
6. По частоте повторяемости:- Стандартные, принимаются в повторяющихся ситуациях, когда изменяется лишь определенное количество показателей;- Творческие решения, возникают в неординарных ситуациях.
7. В зависимости от информации:- Детерминированные, принимаются на основе достоверной, проверенной информации;- Вероятностные – неточная, неполная информация.
8. В зависимости от цели управления: стратегические (на будущее); оперативные (текущие).
9. По организационному статусу: жесткие (не подлежат изменению); гибкие.
10. По форме осмысления:- Интуитивные, основанные на собственных ощущениях по рациональности, шансы на правильные выбор;-
11. По сфере деятельности: экономические, организационные, социальные, технические, технологические, комплексные.
Наиболее обобщенная классификация групповых задач разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Она включает следующие типы групповых задач: продуктивные (их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например, к генерированию новых идей); дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения) и проблемные (они требуют выявления специфики процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы).
Групповое принятие решений – это осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи.
При групповом принятии решения речь идет о процессе группового обсуждения определенной проблемы, в результате которого группа принимает конкретное решение.
Процесс группового принятия решения состоит из четырех этапов:
1. Установление фактов (групповое интервью).
2. Оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов).
3. Поиск решения (брейнсторминг).
4. Принятие решений.
Преимущества и недостатки принятия групповых решений
Большинство решений в компаниях принимаются коллективно. Наряду с положительными чертами групповые решения имеют также и ряд недостатков
Прежде всего, это значительные расходы времени. Чтобы собрать группу, необходимо время.
Следующий недостаток - власть меньшинства. Члены группы никогда не бывают абсолютно равными по положениюВ итоге господствующее меньшинство часто осуществляет неадекватно большое влияние на окончательное решение группы.
Еще одним недостатком явяляется давление группы. При работе в группах отдельные их члены испытывают давление, поскольку люди стремятся быть «как все». Также отмечается нечеткое распределение ответственности. Члены группы несут общую ответственность за принятое решение, но никто не несет ответственность за конечный результат.
Методы принятия решений:
1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений - это совокупность логических приемов и методов выбора оптимальных решений, онибазируются на аналитических способностях, логике, интуиции, опыте, знаниях менеджера.
2.Коллективные методы обсуждения и принятия решений - характеризуются участием определенного круга лиц в принятии решения, включая менеджеров разных уровней управления и непосредственных исполнителей (заседание, совещание, собрание, комиссия, комитет).
Они включают:
1. метод экспертных оценок – процедура исследования проблемы и принятия решений экспертами;
2. «мозговая атака» - принятие решений на основе генерирования креативных идей, творческого поиска нестандартных подходов с привлечением специалистов и неспециалистов;
3. метод Дельфы - многотуровая процедура анкетирования экспертов.
4. Количественные методы принятия решений – опираются нанаучно-практический подход, предполагающий формализацию проблемы и выбор оптимальных решений на основе обработки больших массивов информации с использованием экономико-математического моделирования и электронно-вычислительной техники.
5. Они включают:
6. линейное программирование – линейные зависимости между переменными;
7. динамическое программирование – ввод дополнительных переменных в процессе решения задачи;
8. теория игр – моделирование ситуаций с учетом конкурирующих потребностей;
9. теория массового обслуживания – определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них;
10. управление товарными запасами – оптимизация параметров товароснабжения;
11. имитационное моделирование – экспериментальная проверка решений;
12. экономический анализ – оценка издержек и выгод от работы предприятия на основе нахождения точки безубыточности;
Методы принятия и реализации управленческих решений дополняют друг друга, поэтому в практическом менеджменте их рекомендуется использовать комплексно.