Тенденции развития системы государственного управления в современной России.
в области информатизации публичного управления в России
- разработка новой системы внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов. Система получила название «Электронное правительство».
Реализация концепции электронного правительства потребовала решения следующих основных задач.
1.Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией,
2.Построение интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами,
3.Создание эффективной системы обратной связи с гражданами.
- организация инфраструктуры межведомственного взаимодействия.
Наиболее популярными направлениями автоматизации в регионах сегодня являются:
-создание базы данных по земельным ресурсам;
-создание базы данных по объектам недвижимости;
-создание базы данных по нормативно-правовой документации.
- разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН). Отсутствие единой базы данных по населению приводит к трудностям в сборе налогов, необоснованным выплатам пособий, тратам на социально-демографические исследования, неоправданным сложностям при обслуживании населения в органах государственной власти и местного самоуправления.
- внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи.
- два проекта: «КиберПресса» (доставка электронных версий центральных газет в отдаленные регионы страны) и «Кибер Почта», который предусматривает реализацию механизма «универсальные услуги связи». Согласно нему в каждом населенном пункте России должен быть оборудован пункт общественного доступа к Интернету и установлен телефон. В соответствии с ним в 83 субъектах Российской Федерации на базе общеобразовательных школ и почтовых отделений созданы пункты общественного доступа к Интернету
Широкое внедрение информационных технологий в сферу публичного управления позволило руководству страны укрепить расширение второй тенденции развития публичного управления — создание широкого открытого информационного пространства для привлечения общественности к обсуждению проектов нормативных правовых актов.
Дополнением развития общественного участия в государственном управлении стало также задание на разработку новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти Российской Федерации.
Они представляют собой объединения граждан вокруг руководящих органов законодательной, исполнительной или местной власти, за которыми эти органы власти закрепляют определенные полномочия. К таким полномочиям относятся:
-консультации экспертов по определенным вопросам;
-помощь в разработке нормативно-правовых актов;
-мониторинг за выполнением решений органов власти.
Общественный совет возглавил нобелевский лауреат Жорес Алферов. Сегодня они функционируют при ряде министерств и комитетов.
поставлены задачи Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих показателей:
до 2018 г.:
-довести долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 70 %;
-довести уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг до 90 %.
Решению этих и других задач в области повышения эффективности публичного управления должно способствовать дальнейшее реформирование государственной гражданской службы. Основные изменения касаются внедрения новых принципов кадровой политики в части конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантных должностей, формирования кадрового резерва, совершенствования системы моральной и материальной мотивации, введения системы профессионально-функциональных групп с учетом особенностей деятельности, отражающих отраслевую структуру государственного управления.
Для решения проблемы коррупции предусматривается установление дополнительных требований о раскрытии чиновниками сведений о доходах и имуществе, внедрение системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
В указе Президента РФ В.В. Путина от 07 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» отмечена необходимость принятия мер по внесению в бюджетное законодательство Российской Федерации соответствующих изменений. К ним относится:
-совершенствование специальных налоговых режимов для обеспечения приоритетного зачисления поступлений в местные бюджеты;
-оптимизация (сокращение) федеральных льгот по региональным и местным налогам на основе их инвентаризации и анализа эффективности;
-направление в доходы бюджетов поселений и городских округов 100 процентов денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение правил благоустройства территорий поселений и городских округов;
-возможность зачисления в местные бюджеты поступлений от налога на имущество организаций.
♦использование в государственных учреждениях типа менеджмента, присущего частным фирмам, переход от бюрократического стиля руководства к большей гибкости. Ориентация на профессиональный менеджмент;
♦наличие инструментов и стандартов измерения эффективности работы администрации и контроль результатов по целевым показателям. Для госучреждений, обладающих высокой степенью автономии, ключевым моментом является спецификация и измерение результатов, чтобы можно было констатировать достижение социально значимых целей;
♦введение в государственный сектор конкуренции, понимание состязательности как ключевого фактора снижения издержек предоставления услуг и повышения их качества;
♦активное использование тендерных процедур и повышение эффективности за счет использования контрактных отношений как внутри государственного сектора, так и с частными организациями;
♦децентрализация, рост самостоятельности и ответственности оперативных структур;
♦дезагрегация государственных ведомств, создание на их базе подразделений, в которых разделены интересы производства услуг и их предоставления гражданам и организациям;
♦усиление конкурентного мышления. Оно предполагает внедрение механизмов конкуренции в различные виды деятельности государственных учреждений, а также в различные этапы решения общественных задач;
♦практичный и профессиональный менеджмент, включающий подотчетность и избирательный контроль со стороны вышестоящих государственных ведомств;
♦четкие стандарты и измерители целей, результатов и эффективности функционирования подразделений;
♦контроль «на выходе»: оценка результатов, а не процесса их получения;
♦переход к обеспечению индивидуализированных (responsive) услуг гражданам и бизнесу;
♦введение управленческих инструментов и практик из частного сектора;
♦большая дисциплина и экономичность в использовании ресурсов.