Аппарат нацистской пропаганды
Именно Геббельс был авторитетом в НСДАП, именно он был инициатором создания пропагандистской машины нацизма. Отделом пропаганды тоже руководил Геббельс. С 13 марта 1933 года, когда было образовано министерство, он стал контролировать одновременно и партийный и правительственный аппарат пропаганды.
В содержательном плане отдел пропаганды НСДАП раполагал инициативой, пожалуй, лишь для проведения устной агитации на местах с участием ораторов, которые делились на имперских, куда причислялись «звезды» геббельсовской демагогии, на участников мобильных ораторских бригад, обеспечивавших централизованные агитационные кампании национального масштаба, на универсальных ораторов гауляйтерств и на узкоспециализированных (экономика, международные вопросы, антисемитизм и т. п.).Резонно фигурировавшее на первом плане министерство пропаганды было задумано Геббельсом в составе пяти отделов; на самом деле сначала их насчитывалось 9,потом - 12, а еще позднее даже 16. По официальным данным, на 1940 г. было 15 отделов: бюджетный, кадров, юридический, пропаганды, немецкой прессы, иностранной прессы, иностранный отдел, туризма, радио, кино, литературы, театральный, изобразительного искусства, музыки, отдел особых задач в области культуры, в компетенцию которого, по выражению геббельсовского администратора Г. В. Мюллера, входило главным образом обезъевреивание профессий в области культуры.
«Контора Шварц ван Берка», во главе которой стоял известный нацистский публицист, рьяный апологет Гитлера Иоганнес Шварц ван Берк, обеспечивала, в частности, «пропаганду шепотом», т. е. Распространение слухов — область, в которой ван Берк был крупнейшим специалистом. «Продукция» его «конторы», насколько можно понять, была рассчитана главным образом на немецкое население. С деятельностью этой «конторы» исследователи связывают, однако, и акции непосредственно международного звучания – как, например, появление в американском журнале «Лайф» написанного в «хемингуэевском стиле» очерка о воздушно-десантной операции вермахта на острове Крит в мае 1941 г., причем автором очерка был берлинский журналист, никогда не прыгавший с парашютом, тем более на Крите.
Весьма изощренным образом воздействовали нацисты на иностранную аудиторию и без посредничества зарубежных журналистов. Этому служиласистема «черных» радиостанций, выдававших себя за рупоры «оппозиции» в различных странах. Судя по имеющимся отрывочным сведениям, она была весьма подвижной, постоянно менялась под воздействием складывающихся обстоятельств. В июле 1942 г. Геббельс высказал мнение, что «черная» радиоагитация изжила себя, как во внутриполитической борьбе еще в 1932 г. изжили себя листовки. Тем не менее из имевшихся на тот период«черных» радиостанций он велел ликвидировать только 4. Из 7 оставшихся одна вещала на Советский Союз от имени... «старой ленинской гвардии». Самой последней затеей Геббельса в этом плане стала созданная буквально в последние недели войны станция «Вервольф». Рассчитанная уже на обман соотечественников, она вещала от имени мифического «немецкого движения сопротивления». «Информационные» тексты для нее, основывавшиеся на «поэтических вольностях», сочинял даже сам Геббельс.
В исключительно мощный организм развилось при нацистах официальное радиовещание - как внутреннее, так и международное. Еще в декабре 1925 г. Геббельс высмеивал домашний радиоприемник как «идеал мещанина». Но через несколько лет именно он добился широчайшего внедрения в Германии дешевенького «народного приемника», практически мало отличавшегося от репродуктора, поскольку принимать иностранные станции он не мог. При этом неизжитая «либеральность» концепции «радиоприемника в каждом доме» нейтрализовалась тем, что трансляции крупных нацистских сборищ немцы были обязаны прослушивать на оборудованных репродукторами площадях или в больших помещениях. Исключительно на групповой просмотр было также сориентировано (и не только из-за тогдашних технико-экономических обстоятельств) возникшее в Германии в 30-х годах телевидение.
В области вешания на заграницу министерство пропаганды тесно сотрудничало с министерством иностранных дел, как оно сотрудничало в отдельных областях и со многими другими ведомствами «третьего рейха». Особого упоминания в этой связи заслуживает агитационная деятельность вермахта. Как единственным в своем роде было геббельсовское министерство пропаганды, так ничего равного не было тому, что возникло в конце 30-х годов в вермахте под названием «войска пропаганды». Основу этих войск составляли так называемые «роты пропаганды», отмобилизованные из лиц, которые были обязаны одинаково хорошо владеть как собственно журналистскими (литературными, радио-, фото- или кинорепортерскими) навыками, так и всевозможным боевым оружием. Последнее обстоятельство имело в особенности большое значение при освещении действий авиаторов, танкистов, моряков торпедных катеров и т. п., поскольку, например, экипаж боевого самолета не мог позволить себе роскоши взять на борт ни одного лишнего человека, который был бы только наблюдателем происходящего. Но не следует представлять дело таким образом, что «роты пропаганды» действовали в собственно ротных построениях, как это имеет место в стрелковых и прочих подразделениях. Каждая «рота пропаганды» придавалась целой армии. Военнослужащие ее действовали индивидуально или в составе компактных групп на большом удалении от прочих своих непосредственных сослуживцев.
Высшей точкой развития «рот пропаганды» стал 1943 г., когда они, собственно, и были выделены в особый род войск. Общая численность их составляла в то время примерно 15 тыс. человек.
«Войскам пропаганды» Геббельс был обязан успехом своего любимого детища — еженедельной кинохроники. Даже в начале 1945 г. кинооператоры «рот пропаганды» еще присылали в Берлин по 20 тыс. метров отснятой еженедельно пленки, в то время как объем еженедельного хроникального выпуска военной поры составлял 1200 метров (45-минутный сеанс). Большое значение придавалось демонстрации таких выпусков за границей. В начале войны для этого изготавливалось 1000 копий еженедельно с дикторскими текстами на 15 языках, в то время как общий тираж хроники, по сведениям на январь 1942 г., составлял 2400 копий.
Большая ложь как фундамент оперативной дезинформации.
Для пропаганды характерно:
- установление контактов с новой аудиторией посредством заверений в искренности и объективности.
- «ложь для узкого круга» в форме доверительных сообщений. Дезинформирование иностранных разведок, обман собственного народа.
- использование агентов, ке посвящаемых в суть отводимой им роли.
Геополитика и гороскопы
С точки зрения маскировки источника дезинформации весьма удобным каналом для нацистов служили «черные» радиостанции.
Специфической формой использования радио было вещание на волне противника. Так, во время боев в Арденнах нацистские агитаторы «запустили» на волну Би-би-си фальсифицированное интервью с английским фельдмаршалом Монгомери.
В лагерь противника забрасывались также листовки. На инструктаже 22 апреля 1942 г. Геббельс велел наряду с организацией якобы английских радиопередач на Францию, в которых следовало подчеркивать, какие разрушения и жертвы навлечет на французов открытие второго фронта, изучить вопрос о заброске во Францию якобы английских листовок с аналогичным содержанием. Идею одной такой листовки подал сам Гитлер. Текст наброска гласил: «Французы! Когда в 1940 г. мы покинули вашу землю с нерастраченными силами и полной уверенностью в победе, мы сделали это с мыслью о вас и о том, чтобы ваша прекрасная страна не пострадала от дальнейших разрушений и чтобы вам не нужно было приносить дальнейшие жертвы в борьбе за наше общее дело. Теперь вся тяжесть борьбы лежит только на наших плечах. Вы можете рассчитывать на нас, на то, что мы победоносно перенесем войну. Мы рассчитываем на вас, на то, что вы и впредь будете на нашей стороне».
С огромной изощренностью использовались нацистами доверительные устные формы общения, посредством чего распространялись легенды и слухи. Как видно из дневника Геббельса, он, например, специально делал ставку на распространение в народе «подлинных легенд» о его наездах в разбомбленные английской авиацией кварталы Берлина. Министр пропаганды расчетливо полагал, что незачем сообщать об этом в газетах: «Так лучше, здесь срабатывает устная пропаганда». И он же на инструктаже 24 октября 1942 г. отдал распоряжение распространить в народе слух о применении немцами «неслыханно эффективного оружия» в Сталинграде. Через месяц пошли разговоры, что в Сталинграде объявились немецкие танковые огнеметы, способные повергать в море огня дома в шесть этажей и выше, и что там же солдатами вермахта впервые применен автомат со скорострельностью 3 тыс. выстрелов в минуту. При всех этих«точных» деталях речь шла о чистейших измышлениях.
Одновременно нацисты старались создать вокруг средств массовой агитации ореол мистической потусторонности, вездесущности, непогрешимости.
В то же время авторитет прессы, радио поддерживался посредством подстраховки лживых сообщений правдивыми, а еще точнее - такими, в которые читатели и слушатели легче могли поверить.
Наблюдатели на Западе предположили, что Геббельс просто рехнулся, когда по
сле сталинградской катастрофы немецкому населению было сообщено кое-что о ее масштабах. Эти наблюдатели тогда не знали, что Геббельс специально ездил в ставку Гитлера с предложением сказать народу «всю правду» о Сталинграде, но только для того, чтобы в будущем лгать еще беспардоннее. Вместе с тем признанием размеров катастрофы под Сталинградом нацисты хотели подтолк
нуть правящие круги США и Англии к размышлениям о том, какую «опасность представляет большевизм для всего западного мира».
- придание ложного смысла бесспорным фактам с помощью лексических средств. «Отступление» - «плановое улучшение фронта»,
- специально организованные факты,
- факты фабриковались путем их неустанного повторения,
- метод фальшивого опровержения,
- фальшивые документы, цитаты, ссылки на источники.
Девизы немцев:
1-й год войны: Мы победили.
2-й год войны: Мы победим.
3-й год войны: Мы должны победить.
4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными.
ПРИЛОЖЕНИЕ
День Вермахта | Идём с нами! Добровольцы в дивизию Германа Геринга | Танк твоё оружие | Пехота-королева всех родов войск |
Наше Люфтваффе | Помогай победе как сотрудница службы обеспечения полётов | Поход немецкого военно-морского флота | Добровольцы в ВМФ |
Победа любой ценой | Работай для победы, так как мы сражаемся! | Победа будет за нами! | Солдаты Рейха |
Одна борьба-одна победа | Запишись Добровольцем в горнопехотную дивизию СС | войска СС | войскаСС |
[1] Подробнее - http://tverdyi-znak.livejournal.com/342592.html