Стадии заключения международных договоров.

1) Выдвижение инициативы

2) Подготовка документа (конференция, переговоры, международные организации)

3) Принятие договора (парафирование – совместное подписание участниками международного договора на каждой странице документа; ad referendum – предварительное для страны подписание документа, требующее подтверждения на основании законодательной процедуры гос-ва; голосование)

4) Согласие на обязательность договора:

- подписание

- обмен документами

- ратификация – форма дачи согласия на обязательность договора, требующая подтверждения законодательного органа гос-ва, ФЗ.

- утверждение

- присоединение

5) Вступление в силу

6) Опубликование

Главный документ, который регламентирует заключение договоров - Венская конвенция 1969 г. «О праве международных договоров», в которых определены 3 стадии заключения международного договора (каждой из этих стадий соответствует определенная форма их реализации):1. Подготовка и принятие текста, который может реализоваться в форме: после переговорного процесса—это включение данного текста в заключительный акт конференции;2. Установление аутентичности текста, предполагается несколько способов реализации: а) парафирование / предварительное подписание. Эта процедура проставления инициалов представителей стран договора либо в конце текста, либо на каждой его странице; б) подписание adreferendum, т.е. предварительное подписание с целью передачи текста договора на одобрение органом государственной власти.Но всех стадиях государством может быть обозначены так называемые оговорки односторонние заявления субъекта международного права по поводу изменения или прекращения действия в отношении его определения нормативных положений, как правило, основных. В международной практике сложилось 2 подхода к институту оговорок: 1) субъектами Лиги Наций: любое вносящее оговорку государство автоматически выходит из состава участников договора; после Второй мировой войны отвергнута система; 2) панамериканская система (действует сегодня): наоборот не исключает из состава участников данное государство.3. Выражение соглашения на обязательность данного договора: формы: а) акт ратификации, который в доктрине международного права оценивается не как только как внутригосударственный, но и как международно-правовой, ратификация—это акт органа государственной власти, выразивший согласие на действительность, действие и неизменность положения договора; ратификация: 1) не может быть сколь угодно долгой, обычно должна завершиться в течение 1-2 лет; исключение: не может служить основанием для вменения ответственности суверенному государству долгое нератифицирование, но действует на престиж; 2) должно быть в обязательном порядке нотифицированной (письменно), которые передается депозитарию; 3) может повлечь за собой изменение во внутреннем законодательстве с целью приведения в соответствие; 70-75% ратифицированных актов требует издания внутригосударственных актов;б) выражением соглашения является полное подписание; Акты, которые могут последовать вслед за полным подписанием: 1) нотификация (может быть как опубликование, так и неопубликование, выраженное главой государства выражение волеизъявления по поводу присоединения, соглашения к международному договору;2) признание, т.е. акт, публично осуществляемый, который согласен с положениями договора, но который не связан с актом ратификации; 3) протест на определенные международные правовые акты; в) присоединение к договору; г) в рамках монархии—регистрация договора; д) акт официального утверждения международного договора, который в рамках международной организации тождественен акту ратификации.

16. Основания недействительности международного договора

Недействительность: абсолютная и относительная

Абсолютная (с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору.

Основания:

1) Принуждение представителя гос-ва (угрозы, действия)

2) Принуждение гос-ва в рез-те угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН

3) Противоречие императивной норме МПП

Относительная– действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность не считаются незаконными лишь по причине недействительности.

Основания:

1) Ошибка

2) Обман

3) Подкуп представителя государства

4) Нарушение нормы внутреннего права

5) Превышение представителем гос-ва правомочий на выражение согласия на обязательность договора

17. Прекращение и приостановление действия международного договора.

Прекращение – утрата договором с определенной даты юридической силы.

Приостановление – временное прекращение действия договора.

Основания прекращения: внутренние (предусмотренные в самом договоре) и внешние (не предусмотренные)

Внутренние:

- истечение срока действия договора

- исполнение договора

- денонсация договора (надлежащим образом оформленный отказ гос-ва от заключенного договора, такое право должно быть предусмотрено в самом договоре)

- наступление предусмотренных в договоре событий

Внешние:

- согласие на прекращение договора его участников

- аннулирование договора (признание недействующим, ничтожным с момента заключения)

- существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками

- прекращение существования объекта договора

- возникновение новой императивной нормы МП

- коренное изменение обстоятельств

- война

- денонсация

Приостановление договора возможно: 1) в отношении всех участников с их согласия и после консультаций с государства­ми, которые выразили согласие на его обязательность, но для которых он не вступил в силу; 2) в отношении двух или не­скольких участников многостороннего договора — по соглаше­нию между ними, если такая возможность предусмотрена дого­вором или вытекает из него; 3) в случае, если из последующего договора вытекает намерение его участников приостановить предыдущий договор; 4) в случае существенного нарушения договора.

Процедура признания договора недействительным, прекра­щения или приостановления его действия определена Венской конвенцией о праве международных договоров (ст. 65—68).

Участник договора, который ссылается на основание для оспаривания действительности договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, дол­жен уведомить других участников о своем намерении. В уве­домлении должны быть указаны меры, которые предполагает­ся принять в отношении договора.

Если по истечении определенного периода, который дол­жен составлять не менее трех месяцев с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право осуществить предусмотренные меры (например, препроводить другим уча­стникам документ о прекращении договора, подписанный гла­вой государства, главой правительства или министром иностран­ных дел).

В случае возражения со стороны других государств все участники договора должны добиваться урегулирования с по­мощью средств, предназначенных для мирного разрешения спо­ров (переговоры, добрые услуги, посредничество и др.).

Если урегулирование не достигнуто в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, то спор может быть передан в Международный Суд или арбитраж. Это касается споров о признании договора недействительным в связи с противоречием императивной норме общего характера (jus cogens). Спор о недействительности, прекращении или приос­тановлении по другим основаниям может быть передан на рас­смотрение согласительной комиссии.

Согласно Федеральному закону "О международных дого­ворах Российской Федерации" прекращение (в том числе де­нонсация) и приостановление действия договоров осуществля­ются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согла­сии на его обязательность (п. 1 ст. 37).

Действие договора может быть приостановлено Президен­том РФ в случаях, требующих безотлагательных мер, с обяза­тельным информированием Федерального Собрания и внесени­ем проекта соответствующего закона (п. 2 ст. 37).

18. Государственная территория. Понятие, правовые способы приобретения и изменения государственной территории.

Государственная территория – пространство, находящееся под суверенитетом, то есть исключительной или полной властью государства.

Состав:

1) Сухопутная часть, включая острова, архипелаги, анклавы

2) Недра

3) Воздушное пространство (до 36 км)

4) Морское пространство

И др.

Способы завладения территорией:

1) Первичное завладение

2) Занятие вновь открытых земель

3) Завладение неприятельской территорией (дебеляция)

4) Купля-продажа территории

5) Плебисцит - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории (референдум).

19. Государственные границы. Способы проведения. Правовой режим.

Государственная граница – это линия, обозначающая на картах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т.е. пространственный предел действия

государственного суверенитета конкретного государства.

В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и воздушные границы.

Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства от аналогичной территории другого государства и устанавливается, как правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При

невозможности учета рельефа местности (горные хребты, реки и т.п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономические (по параллелям и меридианам) границы.

Линии, отделяющие территориальное море от вод открытого моря, т.е. внешняя граница территориального моря, а также линии, разграничивающие территориальное море между двумя соседними государствами, являются морскими Г.г.

Водная граница может проходить:

на озере – по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и изменения очертания его берегов;

на судоходной реке – по главному фарватеру тальвегу – линии набольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы);

по несудоходной реке – как правило, по середине реки или ее главного

рукава;

на водохранилищах – гидроузлов и других искусственных сооружений – по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором между сопредельными государствами;

на море – по внешней границе территориального моря в соответствии с национальным законодательством. Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль.

Воздушная граница представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного

пространства, отделяющий его от космического пространства, составляет 110 км от поверхности земли.

Орографические границы – границы, проводимые с учетом естественных преград — гор, рек, озер, морей и т. д.

Геометрические границы устанавливаются путем проведения прямых линий, соединяющих две точки. Примером может служить карта Африки. Астрономические границы проводятся по параллелям и меридианам.

Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитациии демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах.

Делимитация– это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам.

Демаркация – это проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, маяками и т.п.). При демаркации составляется протокол – подробное описание прохождения линии границы на местности со

схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик.

Редемаркация – это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом ранее выставленных пограничных знаков.

20. Внутренние воды и их правовой режим.

Внутренние воды – водное пространство, расположенное между берегом и исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориальных вод.

К внутренним водам относятся:

- внутренние моря – берега, которые принадлежат одному гос-ву

- моря заливного типа, имеющие значение лишь для прибрежного гос-ва

- воды портов до линии, проведенной между наиболее выдающимися морскими портовыми сооружениями

- воды заливов, берега которых принадлежат одному гос-ву, ширина входа не превышает две морские линии

В Конвенции имеется оговорка об исторических заливах: Гудзонов залив – 50 морских миль, залив Петра Великого – 102 морские мили.

Правовой режим:

1) Внутренние воды – территория гос-ва

2) Существует ряд ограничений юрисдикции иностранных гос-в:

Уголовная юрисдикция:

- последствия правонаруш. распр. на территорию прибрежного гос-ва (контрабанда)

- затрагивают общественный порядок и безопасность прибрежного гос-ва

- деяния, соверш.во внутр.водах, по законам прибрежного гос-ва явл.тяжкими

- к местным властям поступила просьба капитана или консула о помощи

- преступление связано с торговлей наркотическими или психотропными в-вами

Гражданская:

Ответственность наступает за:

- нарушение договорных обязательств

- причинение вреда

- неосновательное обогащение

- спасение имущества и судна

Административная:

- правила посадки, высадки пассажиров

- ведение погрузочно-разгрузочных работ

- осуществление таможенного досмотра, санитарного осмотра

21. Территориальные воды и их правовой режим.

Территориальные воды – морской пояс шириной до 12 морских миль, проходящий вдоль берегов гос-ва и находящийся под его суверенитетом.

Внешняя граница террит.вод – граница гос-ва

Отсчет ширины вод производится:

- если берег пляжного типа, отсчитывается от линии наибольшего отлива

- от линии границы внутренних вод

- от прямых линий, проведенных через наиболее отдаленные точки рифов и скал, параллельно общей линии берега

Мирный проход – плавание через территориальное море с целью его пересечения, не заходя во внутренние морские воды, либо не становясь на рейде у портового сооружения за пределами внутренних морских вод и(или) пройти во внутренние морские воды и выйти из них, либо встать на рейде или у портового сооружения.

Мирный проход:

- осуществляется быстро и без остановок (искл. – поломка корабля, стихийное бедствие)

- проход не считается мирным, если судно не выполняет радиотелеграфические, постовые, таможенные и иные правила

Не разрешается совершать:

- угрозу силой или ее применение

- маневры или учения

- сбор информации в ущерб обороне и безопасности гос-ва

- подъем в воздух, посадка и принятие на борт любого летательного аппарата

- погрузка-выгрузка пассажиров

- преднамеренное или серьезное загрязнение территории

- добыча рыбы, морских животных, растений

Уголовная юрисдикция:

1) если последствия преступления распр.на прибрежное гос-во

2) преступление нарушает мир и порядок в территориальных водах

3) если капитан или консул обращается к местным властям за помощью

4) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими ср-вами или психотропными в-вами

Гражданская:

Не распр.на иностранные суда, лиц, находящихся на борту судна, однако, меры взыскания, арест судна и имущества возможны по обязательствам, принятым на себя во время или для такого прохода либо в силу ответственности за причинение вреда во время осуществления такого прохода

Административная:

Ответственность в основном за нарушение правил мирного прохода

22. Прилежащая зона и ее правовой режим.

Прилежащая зона – морской пояс, кот.расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница кот.находится на расстоянии не более 24 морских миль, отмеренных от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Гос-во устанавливает 4 вида зон:

1) Фискальные – вопросы налогообложения

2) Иммиграционные

3) Санитарные

4) Таможенные

Россия закрепила еще 2 зоны:

5) Безопасности

6) Радиотелеграфная

Правовой режим: Уголовная, гражданская, административная юрисдикция распространяется только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения исполнения соответствующего закона.

23. Исключительная экономическая зона и ее правовой режим.

Исключи́тельная экономи́ческая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от исходных линий.

Государство в своей исключительной экономической зоне имеет исключительное право:

· на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах

· юрисдикцию в отношении

· создания и использования искусственных островов, установок и сооружений

· морских научных исследований

· защиты и сохранения морской среды

Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне:

· В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря

· Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством

(Статьи 56, 58 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года)

24. Континентальный шельф и его правовой режим.

Континентальный шельф – морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориальных вод до:

- подводной охраны материка

- 200 миль от линии расчета ширины территориальных вод

Прибрежное гос-во осуществляет здесь исключительные права по добыче, охране прибрежных ресурсов.

Уголовная, гражданская, административная юрисдикция применяется в той мере, в какой это необходимо для добычи полезных ископаемых.

25. Открытое море и его правовой режим.

Открытое море – морское пространство, находящееся за пределами исключительной экономической зоны гос-ва.

1) Свобода судоходства

2) Свобода полетов

3) Свобода рыболовства

4) Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов

5) Свобода возведения искусственных островов и сооружений

6) Свобода научных исследований

Суда в открытом море подчинены лишь юрисдикции государства флага судна.

Искл.: военный корабль может остановить судно, если:

- судно совершило преступление

- не имеет национальной принадлежности

- имеет ту же национальность, что и военный корабль, но поднят иностранный флаг

- подозревается в разрыве кабеля

26. Район морского дна и его правовой режим.

Морское дно за пределами национальной юрисдикции - территория в морском праве, на кот.не распр.правовые режимы национальных законодательств.

Все, что находится в этой зоне (водные морские ресурсы, природные ресурсы), явл.достоянием человечества.

От имени человечества действует орган. При этом органе есть предприятие, которое находится на Ямайке.

27. Арктика и Антарктика. Их правовые режимы.

Международно-правовой режим (режим м/народной территории). Входят зоны целиком и полностью подпадающие под регламент международных норм, а именно территориального открытого моря, мир океана, космос, включая небесные тела, также ряд территорий планетарного масштаба (например, Антарктика).

Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый Океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от

арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимся в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права, согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее — открытое море.

В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики (ст.2,3,4).

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.); приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей Среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991 г.), и др.

В сентябре 1996 г. 8 арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали в Оттаве Декларацию о создании Арктического Совета - новой региональной международной организации.

Цели Арктического Совета: осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктическим вопросам; контроль и координация по выполнению экологических программ; разработка, координация и контроль за выполнением программ устойчивого развития; распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.

Антарктикапредставляет собой территорию земного шара южнее 60 градусов южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктиды определен Договором об Антарктиде 1959г., в котором участвует около 40 государств.

Это соглашение государств-участников Договора в 1995г. признано бессрочным.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещается:

1. создание военных баз и укреплений

2. проведение военных маневров

3. испытания любых видов оружия

4. проведение ядерных взрывов

5. сброс радиоактивных отходов

За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство-участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988г.

оследним ограничительным документом стал Мадридский протокол 1991г., предусматривающий 50-летний мораторий на ведение в Антарктиде геолого-разведочных и горно-добывающих работ.

28. Правовой режим международных каналов (на примере Панамского), проливов (на примере Черноморских) и международных рек (на примере Дуная).

Международные проливы — узкие водные пространства, соединяющие два моря, море с океаном, части одного моря или океана. Они открыты для свободного мореплавания и пролетов судами и самолетами всех стран, которые пользуются правом беспрепятственного, непрерывного и быстрого транзитного прохода (ст. ст. 37—39 Конвенции ООН 1982 г.).

По правовому режиму выделяются следующие виды международных проливов:

а) проливы, которые соединяют одну часть открытого моря (экономические зоны) с другой частью и ширина которых не перекрывается территориальными водами прибрежных государств (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, и др.);

б) проливы, используемые для международного судоходства, но ширина которых перекрывается территориальными водами прибрежных государств.

В проливах первой группы проход иностранных судов, военных кораблей и пролет летательных аппаратов осуществляется за пределами территориальных вод на основе принципа свободы судоходства без какой-либо дискриминации в сочетании с уважением суверенитета, территориальной целостности и политической независимости прибрежных к проливам государств.

В проливах, перекрытых территориальными водами, действует режим мирного прохода, с тем отличием, что приостановление мирного прохода (как это может случаться в территориальных водах государств) в проливах не допускается. Иностранные суда, военные корабли и летательные аппараты в таких проливах “пользуются правом транзитного прохода и пролета, которым не должно чиниться препятствий” (ст.38, п.1).

Согласно Конвенции 1982 г. под транзитным проходом понимается “осуществление исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив” (ст.38). Осуществляя транзитный проход, суда и военные корабли обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом. Они также должны воздерживаться от любой деятельности, не свойственной их обычному непрерывному и быстрому проходу или пролету (не следует останавливаться, становиться на якорь, ложиться в дрейф, спускать на воду шлюпки или катера, производить гидрографические, научно-исследовательские и другие работы).

Государства, граничащие с проливом, имеют широкие права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы и правила, относящиеся к рыболовству, к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др. Такие законы и правила не должны носить дискриминационный характер.

Конвенция ООН по морскому праву не затрагивает правового режима тех проливов, которые уже урегулированы международными конвенциями и применимы к проливам, ведущим к закрытым или полузакрытым морям (Черноморские, Балтийские проливы).

Правовой режим Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме проливов, принятой 20 июля 1936 г. Цель Конвенции — упорядочить проход и судоходство “в рамках, отвечающих безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных государств”. Из этого видно, что Конвенция исходит из особого положения черноморских государств, учитывает их особые права и интересы. Конвенция провозгласила свободу прохода и мореплавания в проливах в качестве принципа международного права. Конвенция определяет режим плавания торговых судов, военных кораблей и пролета воздушных судов в мирное время, в военное время, когда Турция не участвует в войне и когда она участвует в войне, и при непосредственной угрозе Турции.

В мирное время торговые суда всех стран пользуются свободой судоходства и транзита в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких либо формальностей, при условии соблюдения положений об обязательном санитарном осмотре. Для покрытия расходов, связанных с мореплаванием торговых судов, Турция имеет право взимать установленный сбор (ст.2).

Порядок прохода через проливы военных кораблей и пролета военных самолетов регулируется ст.ст.8—22 Конвенции, в которых предусмотрены четкие разграничения прохода судов черноморских и нечерноморских государств. Нечерноморские государства могут проводить через проливы только легкие надводные корабли водоизмещением не более 10 тыс. т, имеющие артиллерию калибра не свыше 203 мм. Из этого следует, что нечерноморские государства не вправе проводить в Черное море линейные корабли, авианосцы и подводные лодки, Конвенция ограничивает число, общее водоизмещение и время пребывания военных кораблей нечерноморских государств в проливах: в акватории Черного моря они могут находиться не более 21 дня, а их общее водоизмещение не должно превышать 45 тыс. т (ст. 18).

Черноморские державы в мирное время могут проводить военные корабли практически любого водоизмещения и с любым вооружением. Они имеют право проводить свои подводные лодки через проливы, но только в надводном положении, днем и в одиночку (ст.12).

Для прохода иностранных военных кораблей не требуется специального разрешения Турции; ей лишь посылается предварительное уведомление нечерноморскими державами за 15 дней, черноморскими — за 8 дней.

Конвенция подробно регулирует вопросы прохождения через проливы иностранных военных кораблей во время войны. Если Турция не участвует в ней, то корабли нейтральных государств могут проходить через проливы на тех же условиях, что и в мирное время. Военные корабли воюющих государств не имеют права пользоваться проливами. В случае угрозы войны, а также во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проход военных кораблей зависит исключительно от турецкого правительства (ст.20).

Контроль за выполнением положений Конвенции возлагается на турецкое правительство.

Международные каналы — это искусственные водные пути, проходящие по территории одного государства, находящиеся под его суверенитетом и используемые для международного судоходства. В основе регулирования правового положения таких каналов лежат следующие принципы: уважение суверенитета государства, по территории которого проходит канал; неприменение силы или угрозы силой при решении всех вопросов, касающихся канала; свобода судоходства невоенных судов и военных кораблей без всякой дискриминации; недопустимость использования канала во вред международной безопасности.

Режим Панамского канала.

По договору между США и Панамой 1903 г. США получили право владения каналом и зоной Панамского канала. В сентябре 1977 г. между США и Панамой были подписаны новые договоры о Панамском канале, ставшие важным шагом на пути восстановления суверенитета Панамы над каналом. Были подписаны: а) Договор о Панамском канале и дополнительные соглашения, детализирующие некоторые его положения; б) Договор о постоянном нейтралитете Панамского канала и управлении им; Протокол ко второму договору; несколько приложений.

Согласно этим договорам ликвидируется право США на владение зоной Панамского канала; упраздняются американские органы управления, ведавшие эксплуатацией канала; Панаме возвращаются 70% сухопутных и водных районов, которыми ранее владели США; после 31 декабря 1999 г. канал полностью переходит под суверенитет Панамы и она возьмет на себя осуществление полицейских, судебных, таможенных и иных функций, причем на зону канала будет распространяться уголовное и гражданское законодательство Панамы.

Хотя Договор о нейтралитете канала предоставляет право пользоваться каналом кораблям всех стран как в мирное, так и в военное время на равной основе (ст.III), однако США добились включения в этот Договор права для ВМС США “быстрого и ничем не обусловленного прохождения американских военных кораблей через канал” (ст.IV). Нейтралитет канала гарантируется Панамой и США, что значительно снижает эффективность режима нейтралитета (например, если США станет воюющей стороной).

При установлении режима международных рек (протекающих по территории более одного государства) государства руководствуются следующими основными принципами:

- государства, через территорию которых протекает международная река, обладая суверенитетом на свой участок, регулируют вопросы навигации по взаимному согласию, руководствуясь общностью их интересов и равными правами на использование вод такой реки;

- торговое судоходство на международных реках, если нет возражений со стороны всех прибрежных государств, может быть открыто для судов всех других государств;

- прибрежное государство не должно наносить ущерба природной среде другого прибрежного государства в результате хозяйственной или иной деятельности на своем участке реки /7, с. 236/.

В Европе на международных реках (Дунай, Рейн) установлен правовой режим в соответствии с нормами международного права.

Правовой режим Дуная установлен Конвенцией о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 года, участниками которой являются Россия, Украина (как правопреемники СССР), Чехия и Словакия (правопреемники Чехословакии), Венгрия, Болгария, Румыния, Австрия, государства – правопреемники Югославии.

Придунайские государства полностью сохраняют суверенитет на свои участки. Они, в частности, сами регулируют условия судоходства на своих участках, устанавливают правила плавания и захода судов в порты, производят таможенный, санитарный и речной надзор, поддерживают на своих участках реки условия, обеспечивающие нормальное судоходство.

Согласно ст. 1 указанной Конвенции навигация по Дунаю является «свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства».

В соответствии со ст. 30 Конвенции плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается, а военных кораблей прибрежных государств за пределами их участков реки может осуществляться по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами.

Для наблюдения за выполнением Конвенции 1948 года учреждена Дунайская комиссия (г. Будапешт), которая состоит из представителей всех придунайских государств – членов Конвенции. Она устанавливает единую систему навигационной путевой обстановки; составляет и издает навигационные карты; решае

Наши рекомендации