Понятие, сущность и основные черты конституции
«Сущность — это основное содержание предмета, то внутреннее и прочное, что делает данный предмет именно таким, а не другим. Сущность является в различных формах на поверхности жизни. Каждый объект представляет диалектическое единство сущности и явления, но явления никогда не совпадают полностью с их сущностью. Последнее определяет всю парадоксальность важнейших открытий науки».
«Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка, к сущности второго порядка и т.д. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...» Из этого видно, что процесс познания движется от лежащих на поверхности жизни явлений к их сущности первого порядка, в этой сущности вскрываются противоречия, что дает возможность проникнуть в сущность второго и следующих порядков, вплоть до самой основы изучаемых явлений, под которой философы понимают наиболее глубокий момент сущности.
Можно выделить по крайней мере три точки зрения на понимание сущности конституции, характерные для представителей школ и направлений науки конституционного права зарубежных стран — политико-юридическое, философско-социальное и экономическое.
Для политико-юридических наук важным является признание конституции как выражения высшей правовой нормы (нормативи-сты), статуса государства и нации как корпоративного целого (институционалисты), степени ограничения государственной власти законом. Так, например, М. Ориу, определяя конституцию как статут государства и нации, указывал, что он «должен поставить преграду увлечениям правительства путем всемогущей силы устанавливающегося права». Б. Шантебу определяет конституцию как «хартию, которая ограничивает власть в рамках государства и власть государства в рамках общества».
Для экономики наиболее приемлема дефиниция, согласно которой сущностью (глубинной основой) конституции является закрепление отношений собственности и основ экономической организации общества.
В философии и социологии сущность конституции связана с регулированием автономии и степени свободы личности. Например, представители естественной школы права рассматривали конституцию как своего рода общественный договор, выражение общей воли народа (нации).
В зависимости от существующих подходов к происхождению права и правопониманию можно выделить следующие определения сущности конституции.
Сторонники теологической теории происхождения права и государства определяют сущность конституции как воплощение божественных предписаний о правилах жизни общества.
Договорная теория происхождения права определяет конституцию как договор, заключенный между членами общества, договор, закрепленный присягой и устанавливающий для данной страны основные принципы законодательства и порядка управления. «Конституция есть заключенный народом либо между королем и народом договор, определяющий основные принципы законодательства и управления в данной стране».
С точки зрения марксистско-ленинской теории, конституция — основной закон государства, выражающий волю господствующего класса и закрепляющий в его интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны. Конституция является основным правовым актом, предназначенным в соответствии с интересами и волей господствующего класса (в социалистическом общенародном государстве — всего общества) выражать и закреплять основные устои и институты общественного и государственного строя. Как основной закон государства конституция представляет собой единый законодательный акт (как правило, писаный), в котором закрепляются принципы организации и функционирования представительных органов государства, а также права и свободы граждан.
Термин «конституция» В.И. Лениным употреблялся в двух значениях: во-первых, как действительное соотношение сил в классовой борьбе, определяющих действительную власть класса (народа) в государстве, — действительная конституция независимо от ее юридической формы; и, во-вторых, как основной закон государства или группа законов о представительных учреждениях, правительстве, их компетенции, избирательном праве и т.п. — юридическая конституция.
Сторонники естественной теории происхождения права считают, что сущность конституции заключается в закреплении в ней опыта, постепенно складывающихся традиций соответствующего народа. «Конституция — это концентрированное выражение основных политических качеств общества на данном этапе его развития. Она отражает основные закономерности политической жизни общества, сущность и направленность политических отношений, свойственных данному обществу. Именно в конституции получает свое закрепление и выражение в качестве системы основополагающих принципов тот тип отношений власти и управления, который присущ данному общественному строю».
Сторонники нормативного подхода определяют конституцию как обладающий особым правовым значением правовой акт (основной закон государства) — своеобразный признак государственности, юридической фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной государственной системы, в котором закрепляются основы общественного и экономического строя данной страны, форма правления и форма государственного устройства, определяются основы организации, а также система органов управления государства, и формулируются принципы, определяющие деятельность этих органов, их взаимоотношения и компетенцию, а также основы положения индивида по отношению к государству.
Существует также иной подход к определению сущности конституции. Ф. Лассаль говорил: «Все вышеперечисленное, за исключением последнего, содержит только внешнее описание того, каким образом делается конституция и что она делает, какие критерии, признаки, по которым внешне и юридически познается конституция, но они совершенно не говорят о том, в чем ее сущность. Они не говорят о том: почему плоха или хороша, возможна или невозможна, долговечна или нет конституция. Все это можно раскрыть только через определение действительной сущности конституции. В чем же ее сущность?
Конституцией страны является фактическое соотношение ее общественных сил. Как же обстоит дело с правовой конституцией? Эти фактические соотношения сил записываются на листке бумаги, придают им письменное выражение, а как только они записаны, они уже являются не только реальными соотношениями сил, но и правом, правовыми учреждениями, и кто противится им — наказу- ется. Итак, реальную конституцию имеет каждая страна, имела ее во всякое время; действительно же характерным для современной эпохи являются — и в высшей степени важно постоянно подчеркивать это самым резким образом — не реальные, а писаные конституции или листы бумаги. То, что написано на бумаге, не имеет никакой ценности, если противоречит действительному положению вещей. Конституционный вопрос, прежде всего, и раньше всего — вопрос силы, а не вопрос права. Писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил.
Именно это определение можно взять за основу понятия сущности конституции.
Под сущностью конституции понимается — установленное актом соотношение политических и социальных сил в обществе, определяющих основы экономических отношений и порядок осуществления управления государством, степень свободы и автономии личности в данном государстве.
Определение сущности конституции позволяет выделить формы ее существования (сущность второго и третьего порядка), то есть определить задачи, функции, принципы, свойства (черты) конституции.
Задачи конституции указывают на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой они должны всемерно содействовать. Задача, стоящая перед конституцией, — это проблема, которую она призвана решать, исходя из состояния конституционного развития страны и учитывая тенденции демократизации конституционных систем. Задачами конституции являются:
1) обеспечение автономии личности и придание высшей юридической силы правам и свободам человека и гражданина в правовой системе государства (государственного образования);
2) формирование единого социума на определенной территории в рамках установленных принципов государственности;
3) построение правового, демократического государства (государственного образования);
4) ограничение государственной власти законом;
5) установление основ правовой системы государства (государственного образования);
6) установление основ государственности или конституционно-правового статуса государства (государственного образования).
«Принцип — это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, явления, мировоззрения, теоретическая программа, основные особенности устройства чего-либо». Принципы конституции — это основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса их формирования, развития и функционирования.
Принципы конституции отражают основные закономерности, свойственные как данным актам, так и конституционному регулированию вообще. Принципы конституции также выражают наиболее важное, типичное, что характеризует саму ее сущность.
Можно выделить две группы принципов: первая — принципы, характеризующие сущность конституции, вторая — принципы, непосредственно закрепляемые в положениях конституций.
К первой категории относятся следующие принципы:
1) принцип научности как возведение в закон научно обоснованных теорий;
2) принцип программности как отражение целей и тенденций развития общества и государства. Любая норма должна являться не только регулятором общественных отношений, но и идеологическим построением (правило должно быть обращено в будущее);
3) принцип четкости, ясности и доступности содержания и непротиворечивости норм как возможности обеспечения единого толкования норм основного закона;
4) принцип преемственности, означающий преемственность идей и принципов исторического развития общества, в том числе самой конституции как элемента политической системы общества, получившей свое закрепление в преамбулах основных законов. Проблема преемственности конституций многоаспектна: преемственность основных положений предшествующих конституций, преемственность текущего законодательства, преемственность опыта зарубежных стран, преемственность прогрессивных идей, выдвинутых в истории развития государства и права, и др.
Преемственность как свойство права в достаточной степени изучена болгарским ученым Н. Неновски в его монографии «Преемственность в праве», в которой указывается, что преемственность вытекает из диалектики развития общественных отношений. Преемственность конституций — это преемственность идей и принципов. Вместе с тем, установление преемственности учредительных законов — это, прежде всего, преемственность их принципов, как принципов права в целом, так и принципов конституций как основных идейных начал развития общества. Это основополагающие принципы, которые реализуются на всех этапах развития государства и свойственны всем государствам. Формы проявления принципов могут изменяться, но их сущность, направленность остаются неизменными. Преемственность принципов в каждой новой конституции проявляется в обогащении их содержания, соответствующего уровню развития государства.
Ко второй группе относятся следующие принципы:
1) принцип демократизма, то есть установление основ построения общества и государства, базирующихся на признании суверенитета народа, основных прав и свобод человека и гражданина; равенстве; свободе слова, печати, собраний; разделении властей; идеологического и политического плюрализма, многопартийности и др.;
2) принцип гуманизма, социальной свободы, равенства перед законом и судом, равноправия и всестороннего развития личности;
3) принцип прогрессивного развития общества как единого социума на территории государства (государственного образования);
4) принцип верховенства права, то есть установление всех присущих нормативному правовому акту признаков и установление приоритета конституции и законов на территории государства, обязательности норм конституции, законов для всего населения государства, приоритета этих норм перед остальными нормами и т.д.;
5) принцип ограничения государственной власти правом (регулирование системы, компетенции, порядка образования и деятельности органов государственной власти);
6) геополитические принципы (приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, мирное существование и развитие в рамках мирового сообщества и др.);
7) экономические принципы (признание и защита всех форм собственности, свобода экономической деятельности и др.).
Перечень данных принципов конституции нельзя признать исчерпывающим. Многие из них могут быть конкретизированы. Например, принцип демократизма включает широкий круг сущностных черт конституции (принципы многопартийности, политического и идеологического многообразия, народовластия и другие).
Под функциями конституции необходимо понимать ее социальное назначение и вытекающий из него характер воздействия на общественные отношения.
Функции конституции условно можно разделить на три группы: юридические, социально-политические, научные. Так, например, юридические функции основного закона вытекают и базируются на функциях права и в основной своей массе аналогичны им. Суть социально-политических функций заключается в том, что они в специфической форме выражают функции политики. Функции конституции как явления научного порядка выражаются в том, что они содержат как «констатационные», так и «интерпретационные» начала и облекают научные знания в правовую форму.
К юридическим функциям относятся:
• регулятивная функция, которая направлена на выполнение основного социального назначения основного закона — регулирование общественных отношений. В ней многие авторы выделяют ряд самостоятельных подфункций. Так, например, С.С. Алексеев, Т.Н. Радько выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая выражается в воздействии на общественные отношения путем их закрепления в правовых институтах. Регулятивная динамическая выражается в воздействии на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Наиболее характерными путями осуществления регулятивной функции являются (эти направления иногда выделяют как самостоятельные функции в рамках регулятивной): определение посредством норм права право- и дееспособности (правосубъектности) граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; правонаделение, то есть определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц и установление правового статуса юридических лиц; определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений или создания новых общественных отношений в форме правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами; определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным правоотношениям; оптимизация правового регулирования; обеспечение соотношения стабильности и динамизма законодательства;
• охранительная функция, коррелирующая с охранительной функцией права, — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений. Основное ее назначение выражается в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм и выражается, например, в требовании соблюдения конституции и законов различными субъектами правоотношений;
• правообразующая и системообразующая функции конституции выражаются в признании юридической значимости и целостности существования всех актов, принятых до их вступления в силу; установлении официально признанной классификации основных правовых актов; установлении иерархии нормативных правовых актов; установлении целей, принципов и объектов правового регулирования. Действуя непосредственно, конституция дает импульс к развитию всей правовой системы. Кроме того, конституция, непосредственно отсылая к формально-определенным и формальнонеопределенным нормативным правовым актам, способствует формированию правовой системы государства.
К социально-политическим функциям относятся:
• учредительная функция, которая состоит в том, что «конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. То есть конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяния людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникнуть, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается»;
• идеологическая функция, которая выражается в формировании мировоззренческой позиции общества, способствующей его прогрессивному развитию;
• политическая функция, реализующаяся в закреплении основ политической системы, внутренней и внешней политики государства;
• прогностическая функция, о которой свидетельствуют программные положения, содержащиеся в основном в преамбулах основных законов;
• экономическая функция, которая выражается в определении основ экономической системы общества;
• воспитательная функция, направленная на закрепление основных базисных ценностей общества.
К научным функциям В.В. Копейчиков и В.П. Тугаринов в своих работах относят: познавательную функцию, на которой основываются все остальные функции конституции, связанные с научным знанием; онтологическую функцию, то есть «объяснение явлений как таковых в их существе, свойствах и отношениях с другими явлениями», и методологическую функцию, которая заключается в том, что большая часть норм конституции используется в качестве метода познания для углубления научного знания тех или иных правоотношений.