I. Образование Монгольской империи.
1. Провозглашение Темучина (Тэмуджина) в 1206 г. на съезде (курултае) монгольской знати великим всемонгольским каганом под именем Чингисхан и образование монгольского государства.
Монгольское государство в процессе своего образования приобрело военизированный характер. Территория объединённых монгольских и покорённых ими племён (в том числе и татар) превратилась в единый лагерь, хорошо подготовленный для нападения на соседние народы и государства с целью их порабощения.
Монгольское «войско-государство» строилось по «десятичной» системе деления, соподчинения и управления людьми (10 (десяток), совпадавший примерно по численности с количеством воинов в одной монгольской семье; далее соответственно 100 (сотня), 1000 (тысяча), 10000 (десять тысяч) тумен, (по-русски тьма народу). Во главе тысяч и туменов стояли представители монгольской знати.
Во главе каждого из указанных подразделений стояли командиры, подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Строгая дисциплина в монгольском войске основывалась на принципе коллективной ответственности – круговой поруке. Чингисхан управлял своим «государством – армией», опираясь на личную гвардию (кешихтенов). Кеших в переводе означает очередная стража. Стража была дневная и ночная. Роль гвардии была чрезвычайно велика. Она была одновременно и надёжным орудием поддержания строгого порядка в государстве, и «кузницей» командных кадров в войске. Из рядов гвардии пополнялось армейское начальство – тысячники и командующие туменами (темники).
Войско монголов было чрезвычайно подвижно, так как его основу составляла конница. Она состояла из отрядов легковооружённых и тяжеловооружённых воинов. Каждый из них для похода должен был иметь не менее трёх лошадей. На вооружении конников находились 2 разных по мощности лука, один из которых был предназначен для пробивания доспехов неприятельских воинов, другой для дальней стрельбы. Арканами монголы связывали пленников. В зависимости от состоятельности монгольские воины имели на вооружении доспехи, кривые мечи, боевые топоры и другое оружие. Несколько позже в процессе завоевательных походов первой трети XIII века, в частности, в связи с завоеванием Китая, появились отряды, обслуживающие осадные орудия для штурма крепостей. Легковооружённые конные отряды монголов, как правило, со-
ставляли авангард войска. Из них состояли также и отряды разведчиков, в задачу которых входило своевременно обнаружить неприятеля. Перед боем конное войско выстраивалось полумесяцем, с чётко определёнными задачами для его левого и правого крыла. Правое крыло войска – было крылом атаки, левое, – было предназначено для ведения боя на дистанции. В его задачу входило обстрелять противника стрелами из мощных луков. Впереди шли легковооружённые отряды, сзади них двигались тяжеловооружённые воины и ханская гвардия. Авангард завязывал бой с целью сломать строй противника и при необходимости для этого симулировал отступление. Задачей правого крыла было прорвать центр войска неприятеля или обойти его, зайдя в тыл. Одной из важных задач во время прорыва было обнаружить и убить вражеского военачальника, чтобы дезорганизовать действия его войска.
Самой сильной тактической стороной монгольского войска было умение вести коллективный бой, в котором воины каждого отдельно взятого подразделения вели себя как одно целое. Это делало их долгое время непобедимыми, действуя даже против превосходящих сил неприятеля.
Тактика противников монголов, в том числе и русских дружин, с которыми монголам пришлось столкнуться в начале третьего десятилетия XIII в., сводилась к превращению боя после непосредственного соприкосновения с неприятелем в большое количество индивидуальных поединков. Своей тактикой в этот период русские воины ничем не отличались от других европейских войск, которым после вторжения монголов на Русь также пришлось испытать на себе мощь ударов монгольской конницы. Важно подчеркнуть, что сильное влияние на организованность и сплочённость монгольского войска оказывали положения «Великой Ясы» – нового свода монгольских законов, который дал своему народу Чингисхан. По оценке Л. Н. Гумилёва они «основывались на принципах обязательности взаимопомощи, общности дисциплины и осуждения предательства без всяких компромиссов», что заметно отличало их от традиционной монгольской практики, характерной для предшествующего периода постоянной междоусобной борьбы племён. Согласно «Великой Ясе», каждого предателя, обманувшего доверившегося ему, ждала смерть. Смерть ожидала и того, кто не помог боевому товарищу, кто равнодушно прошёл мимо страдающего соплеменника, не предложив ему еды и питья, кто предпочёл быть «слепым» видя потерю товарищем оружия (лука, колчана со стрелами) во время боевых переходов. Кроме этого лишением жизни наказывалось убийство, кража, грабёж, прелюбодеяние, скупка краденого, троекратное невозвращение долга и т.д. Естественно, что влияние этих строгих законов сказывалось и на судьбе покорённых монголами народов.
Вместе с тем «Яса» не требовала от монголов под страхом смерти заставлять подвластные народы отказываться от своей веры и обычаев. Более того, подобное насилие считалось аморальным, оставляя за человеком право выбора. (Смотри: Л. Н. Гумилёв «От Руси до России» разных изданий и другие работы автора.)