Переход к смене общественного строя
Радикализация политического курса продолжалась. Она выражалась, наряду с гласностью, в перестройке политической системы общества. Намеченный на XIX партконференции план конституционной реформы был принят Верховным Советом СССР. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал постоянно работающий двухпалатный Верховный Совет. Треть делегатов Съезда (750 человек) избиралась от общественных организаций, в том числе 100 от КПСС, благодаря чему партийные сановники обеспечивались депутатскими креслами. Реформа впервые со времен Учредительного собрания позволила провести выборы с конкуренцией кандидатов. 26 марта 1989г. прошли выборы народных депутатов СССР, год спустя — депутатов остальных звеньев Советов. Представителям номенклатуры удалось занять в Советах прочные позиции, однако они не могли уже безраздельно господствовать. В Советы пришли многие кандидаты оппозиции -А.Сахаров, Г.Попов, А.Собчак, Ю.Афанасьев, Ю.Черниченко и др., к ним примкнул и Б.Ельцин. Именно они стали перехватывать инициативу у партийного аппарата, заметно теряющего свой авторитет.
Об этом свидетельствовало появление независимых общественно-политических организаций и партий. Рубежным стал 1988г.: в мае первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя Демократический союз (лидер - В. Новодворская), в апреле возникли первые Народные фронты - массовые политические организации: в республиках Прибалтики, затем в других союзных республиках. 1989 год стал годом массового появления политических партий. Они отражали в своих программах все ведущие направления политической мысли, хотя и были малочисленными и существовали недолго. В 1990г. оформились наиболее многочисленные тогда партии- Демократическая партия России (лидер – Н.Тавкин), Республиканская партия РФ (сопредседатели- В.Лысенко, С. Сулашкин и В. Шостковский)и.др. В октябре 1990г. на азе движения избирателей оформилась организация «Демократическая Россия», объединившая партии и движения демократической ориентации и ставшая самой мощной силой, оппозиционной КПСС. Именно она организовала в 1990г. небывало масштабные демонстрации и митинги в Москве. В которых учувствовало до 1млн. человек. Возникли также социал-демократические партии, Конференция анархо-синдикалистов, многочисленные русские националистические организации и партии, в том числе общество «Память», Русская национал-демократическая партия и др. Из КПСС выделились целых пять направлений, но партия еще шла за своим Генеральным секретарем.
При всем многообразии организаций, движений и партий в центре политической борьбы оказались коммунисты и демократы. В отличие от 1917г. теперь уже демократы выступили носителями реформистской традиции, а коммунисты – консерваторами. Демократы были за приватизацию государственной собственности, создание парламентской системы и обеспечение политических прав граждан. Коммунисты же ратовали за «обновление социализма».
Под воздействием политических оппонентов горбачевская «революция сверху» должна была углубляться. Однако реформаторы так и не получили широкий поддержки своим начинаниям среди номенклатуры. В отличие от Китая, в СССР партаппарат не смог выработать продуманной концепции реформ. Творческий потенциал коммунистических реформаторов был исчерпан общими призывами к обновлению социализма, демократии, гласности, сохранению роли партии как организующей силы.
С появлением оппозиции позиция КПСС ослабевает, и сохранение власти в своих руках для нее становится все более актуальной проблемой.
Горбачев, занимая с октября 1988 г. пост председателя Верховного Совета СССР, то есть фактически спикера парламента, не мог решать вопросы управления государством.
На III съезде народных депутатов в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР - первым и последним в истории. Введение поста Президента призвано было укрепить позиции Горбачева. Но и этого не произошло: консерваторы были недовольны реформами, радикалы - их непоследовательностью.
В 1989 г. началось абсолютное снижение объемов промышленного производства, стал сокращаться национальный доход. Сокращалось производство и потребление продуктов питания.
В этот период ухудшения экономической ситуации и либерализации политической жизни возник другой исторический феномен - «парад суверенитетов» союзных республик, пытавшихся самостоятельно найти выход из кризиса. Они провозглашали приоритет республиканских законов над союзными, игнорировали некоторые распоряжения центра, оказывая таким путем давление на него. Парад возглавила Российская Федерация после того, как только Ельцин возглавил ее Верховный Совет, который принял 12 июня 1990 г. Декларацию о суверенитете. В ней заявлялся приоритет российских законов над союзными.
С ослаблением центральной власти обострились межнациональные конфликты и рос сепаратизм.
Горбачев не ожидал такого поворота событий и полагал, что народы с благодарностью должны встретить его реформы. Теряя контроль над ситуацией, он стал прибегать к силе, перекладывая ответственность за её применение на военных.
Весной 1991 г. состоялись массовые выступления трудящихся в защиту демократии, организованные «Демократической Россией». Видимо, Горбачев пришел к выводу, что для сохранения СССР необходимо поделиться властью. 23 апреля 1991 г. на правительственной даче в Ново-Огарёве под Москвой Президент СССР и руководители девяти союзных республик начали переговоры о перераспределении полномочий, разработке проекта нового союзного договора (остальные шесть республик решили стать независимыми и не участвовали. Это - Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Азербайджан, Грузия). С трудом, но был согласован новый союзный договор, и его подписание было назначено на 20 августа 1991 г. Этому помешало выступление ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению).
Тем временем в мае-июне 1991 г. в РСФСР проходила предвыборная кампания по выборам Президента России. Около 57% участников выборов отдали свои голоса за Ельцина, за его радикальную программу реформ.