Геополитические интересы сша и европы
Непрямолинейными и довольно непростыми, как и далеко не вполне осмысленными, по крайней мере, общественностью Украины, всегда были и остаются взаимоотношения США и Европы. Было бы большим упрощением считать, что превращение США после падения Берлинской стены в единственную сверхдержаву и их единоличная гегемония вызывают сугубо положительные эмоции европейского сообщества. Хотя дело здесь далеко не в эмоциональном восприятии процессов. Речь идет о более фундаментальных вещах. О судьбе Европы как признанного лидера мирового цивилизационного процесса, о сохранении ее уникальности в этом процессе, утверждении как самостоятельного центра многополярного мира третьего тысячелетия. Или о фактическом упадке Европы, ее окончательном подчинении панамериканизму, диффузии в процессе глобализации, дезинтеграцию между евроатлантическим и евроазиатским полюсами. Именно в такой плоскости должна рассматриваться затронутая проблема, которая не может восприниматься отстраненно каждым украинцем, ведь мы являемся частью Европы, мы — европейцы, мы стремимся к полноправному членству в ЕС. Это наша стратегия, и потому все, что здесь происходит, касается нашей судьбы.
Образование трансатлантической «трещины»
Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат французскому журналисту К.Деснуэс. Речь идет о «трещине» в монолите западного мира, образовавшейся в последние годы и продолжающей расширяться. На нынешнем этапе углубляется преимущественно гуманитарный, прежде всего идеологический, раскол между США и ЕС при формальном сохранении отношений стратегического и военного партнерства. Убежден, названные процессы вполне закономерны. Они — естественный результат ощутимых изменений в соотношении экономических потенциалов Европы и США в начале нового века, а также соответствующая реакция Европы на формирование США политики единоличной гегемонии, о чем упоминалось выше.
Собственно, такой ход событий и предвидел известный американский ученый С.Хантингтон. «Усилие единственной сверхдержавы в направлении создания монополярной системы, — подчеркивал он еще в 1996 году в своей монографии «Столкновение цивилизаций», — стимулирует возрастающие усилия других государств обеспечить движение ко многополярности. Потенциально большие региональные государства все более самоутверждаются продвижением собственных интересов, которые нередко конфликтуют с интересами США». Интересно то, что С.Хантингтон дает собственное толкование этих процессов, рассмотрев их как непременное (в перспективе) столкновение цивилизаций. Достойна внимания и такая позиция американского ученого: он не только разграничивает западную цивилизацию на две самостоятельные субцивилизации — американскую и европейскую, — но и акцентирует на том, что отношения между ними не могут быть бесконфликтными. В них доминирует конкуренция, аналогичная существующей между США и Японией. Но в отношениях США и Европы есть определенное отличие. Эта конкуренция, по мнению С.Хантингтона, не является «настолько политизированной и эмоционально окрашенной». Это связывается с тем, что «противоречия между американской и европейской культурами не столь драматичны, сколь между американской и японской».
Процессы, анализируемые американским ученым, расширяют аргументы в ходе рассмотрения проблемы. Они указывают не только на сугубо экономические, но и цивилизационные аспекты возможного дистанцирования европейских стран от США. Такое дистанцирование может происходить при формальном сохранении (на определенное время) трансатлантической солидарности и стратегического партнерства. Вместе с тем оно не исключает возможности и более существенных сдвигов — усиления цивилизационной автономии Европы. Украина обязательно должна учитывать такую возможность.
В данном случае речь идет не только об общетеоретических предположениях. Соответствующие процессы демонстрирует и реальная практика последних лет. Мир является свидетелем возникновения и обострения серьезных расхождений между США и Западной Европой в вопросах, касающихся ПРО, Киотского протокола, целесообразности военной операции против Ирака, требования иммунитета для американских миротворцев при рассмотрении преступлений в Международном криминальном суде ООН и т.д. Не могут не привлечь внимание и разные акценты в оценке трагических событий в Москве, связанных с постановкой «Норд-Ост». В этих и иных действиях проявляются контуры довольно значимого процесса: в монолитном в прошлом Западе все явственнее происходит разделение на США, с одной стороны, и Западную Европу — с другой. Речь, естественно, не о противостоянии, а о различии интересов и взглядов на ряд вопросов, обозначившихся в последнее десятилетие в экономической и политической сферах. Важно и то, что такое раздвоение не одностороннее. Оно не инициируется только со стороны Соединенных Штатов или только со стороны ЕС. Оно, с одной стороны, обоюдно, с другой — все больше отражает несовпадения мировоззренческого, а в отдельных случаях — и ментального характера.
Все это подтверждает основную идею этой статьи: нынче активно интенсифицируется процесс переосмысления геополитического статуса Европы и прежде всего ЕС. Речь идет о новых контурах мироустройства, развитии системы международных отношений, где ЕС мог бы играть самостоятельную роль, выполнять политическую функцию, иную от реализуемой ныне, — функцию важного, но все же не равного, младшего партнера США. Для Украины существующий статус до боли понятен: находясь свыше 70 лет в составе бывшего Советского Союза, мы также вынуждены были относиться к Российской Федерации как к «родной», но все же как «старшей сестре» со всеми вытекающими из этого последствиями.
Однако ЕС не форсирует развитие событий в соответствующем направлении. Страны ЕС ценят свои отношения с США, получают от этого определенную выгоду и не намерены так легко разрывать их. Тем более что каждая из стран — членов Евросоюза сохраняет и сейчас собственные линии взаимоотношений со США, которые имеют свою историю, не только экономические и политические корни, но и гуманитарные. Не следует пренебрегать и военным аспектом дела, где, как отмечалось выше, лидерство США остается безоговорочным. Сказывается и другое. Многие аналитики считают: Европа еще не готова к более решительным шагам в отстаивании собственных геополитических интересов и в сугубо психологическом плане. До сих пор не преодолен психологический шок, нанесенный континенту двумя мировыми войнами прошлого века, его идеологические расколы на два антагонистических полюса.
В такой ситуации правящие европейские круги пока имеют ограниченное пространство выбора геополитической стратегии. В некоторых аспектах наблюдается фактическое самоустранение от активной политической линии. В минувшем десятилетии это особенно рельефно сказалось на политике ЕС по отношению к странам постсоветского пространства, в частности Украине. Европа фактически проиграла соответствующий раунд своей политики, уступив во многом США, которые и в этом направлении действовали с присущей им агрессивностью.
Просчет Европы прежде всего в том, что она не только молча согласилась, но и поддерживала предложенную из-за океана модель системной трансформации стран (построенную на принципах «вашингтонского консенсуса»), которая — и сегодня это понятно всем — не была конструктивной. Объективно Европа не должна быть заинтересованной в латиноамериканизации постсоветского пространства, фактически сложившейся на начальном этапе системных реформ в соответствующих странах, в том числе и в Украине. Исправить эту ситуацию чрезвычайно сложно. Для этого прежде всего нужно признать допущенную ошибку. Это было бы очень важно не только с политической, но и с сугубо нравственной точки зрения. Следует учитывать перспективы и в этом вопросе: при соответствующей политике экономика ЕС может наиболее удачно взаимодополняться постсоветской, в частности, экономикой Украины.
Я не разделяю точку зрения, при которой аморфность внешнеполитического курса в 90-х годах является свидетельством отсутствия у нее четко выраженной геополитической цели. Одно дело — геополитическая стратегия каждой отдельно взятой страны, другое — когда речь идет о политике союза суверенных государств. Нужно понимать: Европе требуется время для более глубокой внутренней консолидации. Следует учитывать и то, что интеграционные процессы по своей сути не поддаются искусственному форсажу, они могут утверждаться лишь на эволюционной основе. В этом смысле время работало, работает и будет работать в будущем на Европу. Она уже прошла значительное расстояние, определяющее геополитическое равновесие США — ЕС. Ныне Европа все активнее проявляет стратегическую инициативу. После событий 11 сентября это вряд ли у кого-то вызывает сомнения.
Экономические преимущества
Нельзя упрощать и проблему, касающуюся сравнения экономических потенциалов США и Западной Европы, в частности стран Евросоюза. Эта проблема становится понятнее, если ее рассмотреть в историческом ракурсе. Прежде всего бросается в глаза очевидный факт: преимущества США в темпах экономического роста более всего проявились в годы Первой и Второй мировых войн, принесших огромные потери европейской экономике. Наиболее перспективным из предпринятых проектов европейской политики, способным существенным образом повысить роль Европы в геополитическом процессе, является в первую очередь решение о расширении ЕС. Разумеется, этот процесс должен быть максимально взвешенным и осторожным. Но он уже приобрел необратимый характер и обязательно станет ощутимым фактором дальнейшей консолидации европейских наций. В этой связи имеет значение следующее: несмотря на существующие сложности, все конструктивнее становятся отношения ЕС и Украины, которая занимает одно из ключевых мест на Европейском континенте и искренне пытается внести свой посильный вклад в развитие общеевропейской интеграции, становление Большой Европы как целостной геополитической величины.
Ныне Евросоюз — одна из самых мощных интеграционных зон мира. ЕС объединяет страны с населением 370 млн. чел. Его экономический потенциал почти такой же, а по отдельным направлениям превышает экономический потенциал США. Он определяется следующими параметрами: ВВП — около 10 трлн. долл., 22% мирового промышленного производства. ЕС неустанно прогрессирует. Это касается прежде всего социальной политики, где не только сохраняются, но и углубляются принципы социально-рыночной экономической политики, внедренной в послевоенные годы в Германии одним из известнейших экономистов Запада, канцлером этой страны Л.Эрхардом.
Еще в 1989 году Европейским Союзом была утверждена Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества. Следующим шагом отработки базовых принципов общей социальной политики стало принятие в 1993 году Белой книги «О возрастании конкурентоспособности и занятости: раздумья для Союза». На Маастрихтском саммите 1992 года социальную политику выделили в самостоятельное направление деятельности ЕС, а в 1997-м соответствующий Протокол стал составной частью Амстердамского договора о Европейском Союзе.
Для западноевропейской модели экономики характерна также более высокая в сравнении с США степень открытости. На протяжении почти всей своей истории США были страной высоких протекционистских тарифов. Особенно это касается 20-х годов, а также послевоенного периода, когда решался вопрос о стимулировании внутреннего рынка. Ныне ЕС является неоспоримым лидером мировой торговли, обеспечивает почти 40% мирового экспорта, тогда как США — менее 12,3% (в 1948 году — 22%).
Страны ЕС занимают господствующие позиции и в экспорте капитала, они являются, по сути, определяющим инвестиционным центром мировой экономики. Если в 1967 году США обеспечивали 50,4% мирового объема прямых инвестиций, то в 1999-м лишь одна страна Европы — Великобритания — инвестирует больше, чем американские инвесторы. На протяжении 90-х годов пять самых больших европейских инвесторов — Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и Швеция — обеспечивали 80% общего объема экспорта иностранного капитала.
Также важно учитывать и значительно более высокую самодостаточность экономической системы ЕС в сравнении со США и Японией. Если в 1958 году на внутреннюю торговлю стран Европы приходилось всего 36% внешнего товарооборота, то ныне — 62—65%. И наоборот, наиболее уязвимой стороной США является их все возрастающая зависимость от геополитической ситуации, в частности и мировой конъюнктуры.
Последние десятилетия характеризуются существенным прогрессом европейской банковской системы. Дают о себе знать ее более глубокая дифференциация, наличие значительно более широкого, нежели в США, рынка свободных финансовых ресурсов. Убедительным свидетельством этого является следующая статистика: в 1998 году в странах ЕС и Швейцарии было сосредоточено 38,9% всех мировых банковских депозитов, тогда как на США приходилось всего 14,4%. Соответствующая динамика подтверждается и соотношением валютных резервов: в странах еврозоны они почти в четыре раза выше, чем в США.
Нельзя упрощенно подходить и к сравнению научно-технических потенциалов США и Европы, хотя преимущества Америки в этой сфере остаются неопровержимыми. Тем не менее логика постиндустриального развития в большей мере отвечает базовым принципам европейской экономики, прежде всего модели не сугубо рыночной, а социально-рыночной экономики, сформировавшейся и усовершенствовавшейся на территории Западной Европы.
Среди других геополитических проектов европейской стратегии выделим следующие.
Во-первых, создание общеевропейской валюты. Это один из самых весомых факторов, который при условии грамотной денежно-кредитной политики способен подорвать экономические устои однополярной структуры современного мира и повлечь за собой образование многополярной хозяйственной международной среды.
Во-вторых, ситуация развивается таким образом, что уже в ближайшей перспективе Европа может превратиться в признанный центр мировой экологической политики. Это также очень важный фактор укрепления ее геополитических позиций, ведь современный цивилизационный прогресс без эффективной экологической составной не имеет и не может иметь перспективу.
В-третьих, конструктивность отношений со странами «третьего мира». Большинство из них все более разочаровываются и в американской модели развития, и в политике США по отношению к соответствующим государствам. Подчеркнем: Европейский Союз и США, по сути, воплощают две качественно различные между собой стратегии взаимодействия западной цивилизации с внешним миром. В соответствии со своими базовыми принципами страны ЕС стремятся максимально поддержать устойчивый экономический и социальный прогресс развивающихся стран. Только в 1999 году они направили на программы соответствующей помощи упомянутым странам 26,8 млрд. долл. — в три раза больше, чем США. По данным Дж.Сороса, в 2000 году часть донорской помощи составляла лишь 0,1% ВВП США. По этому показателю США занимают последнее место среди развитых стран.
Швеция, Нидерланды и Дания оказались лидерами по объемам указанных ассигнований в расчете на душу населения своих стран — 190, 203 и 331 долл., тогда как в США этот показатель составляет 33 долл. Наконец речь идет о принципах отношений, которые могут в перспективе стать основой глобализационных процессов, отношений постиндустриального Запада со странами периферии.
Эти и прочие аналогичные процессы являются свидетельством глубоких системных изменений, не только сказавшихся на старте нового тысячелетия, но и все активнее пробивающих себе дорогу на поприще геополитических отношений. Чрезвычайно важным в этом является то, что эпицентр конструктивности в мировой политике постепенно перемещается из США в Европу. Это порождает у европейцев не только оптимизм, но и уверенность в своих действиях. Как заявил во время визита в Россию (апрель 2002 года) премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, «мы хотим, чтобы в будущем было только мирное соревнование — Соединенных Штатов, с одной стороны, и очень сильного субъекта — Большой Европы — с другой». Имея огромный общественный потенциал и многолетний опыт конструктивного развития межгосударственных отношений, страны Старого Света способны полностью реализовать эти идеи, придав таким образом мировому цивилизационному процессу новые ощутимые импульсы.
Китай: вчера и сегодня
история Китая распадается на следующие масштабные периоды:
Архаический Китай (с раннего палеолита до возникновения государственности)
Древний Китай (период ранних государств и период ранних империй)
Традиционный Китай (с 3 века до 1912 года)
Современный Китай (с 1912 года)
В историологии Китая эпоха правления пяти совершенномудрых государей древности 皇帝 (Желтого императора), Чжуань-сюя, Гао-синя, Яо и Шунь, продолжавшаяся с конца 27 века д.н.э до начала 23 века д.н.э., а также эпоха династии Ся (нач. 23 века д.н.э. до середины 18 века д.н.э.) считаются сугубо мифическими.
Древний Китай
Точное время возникновения иньского государства до сих пор не определено. Следует, наверное, объяснить само название Шан-Инь. Дело в том, что Шан - это название народа, который основал иньское государство (шанцы). Эти термины (Шан и Инь) часто используются как синонимы. Иньская эпоха обычно подразделяется на два периода: ранняя Инь (17-14 вв. до н.э.) и поздняя Инь. Какое значение имела иньская эпоха?
Во-первых, в этот период происходит зарождение письменности. Именно к этому периоду ученые относят гадательные кости – древнейшие образцы китайских письменных текстов, найденные при раскопках. (подробнее о гадательных костях).
Во-вторых, именно в эту эпоху получает большое развитие земледелие (переход от мотыжного к пашенно-подсечному земледелию с применением сохи).
В-третьих, происходит формирование основ политического устройства – Поздняя Инь представляет собой централизованное государство с иерархической социальной структурой, состоящей из двух сословий – аристократии (возглавляемой правителями) и простых людей.
Исследователи считают, что Иньская династия погибла именно из-за несостоятельности своего правящего режима, который был свернут следующей династией – Чжоу. Существует две точки зрения на происхождение чжоусцев. Одни считают, что чжоусцы были кочевниками, а другие говорят, что задолго до свержения иньской династии, чжоусцы вели оседлый образ жизни и развивались параллельно с иньцами. И те, и другие сходятся в одном: и иньцев, и чжоусцев могут относиться к единой культурной традиции, так как чжоусцы переняли все достижения иньцев, включая даже государственную модель.
Чжоуская эпоха также подразделяется на два периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11 в. – 771 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу, которая, в свою очередь, распадается на период 春秋 – Весен и Осеней (771 – 475 гг. до н.э.) и период Борющихся царств 战国 (475 – 256 гг. до н.э.). Постепенно прослеживается тенденция к децентрализации власти. Если Ранняя Чжоу является периодом расцвета заложенной еще в иньскую эпоху централизованной власти, то уже в период Весен и Осеней удельные владения превращаются в самостоятельные государственные образования. Стоит ли говорить об их чисто номинальной зависимости от центральной власти? И уже в период Борющихся царств произошел распад чжоуской государственности и образовалось несколько суверенных государств. Стоит перечислить наиболее влиятельные из них: Янь, Чжао, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь.
Несмотря на полную раздробленность государства, быстрыми темпами шло развитие сельского хозяйства (использование тяглового скота), развитие ремесел, декоративно-прикладного искусства, происходит освоение новых технологий – выплавки чугуна и стали, использование нефти и природного газа для освещения улиц и отопления жилищ. Также важно отметить дальнейшее развитие письменности и появление книги. Не менее важным является развитие духовной жизни китайского общества – происходит формирование философской мысли и выделение конфуцианства и даосизма.
Период ранних империй
Эпоха Цинь (221 – 206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Китай был полностью объединен государством Цинь. Можно сказать, что с того момента Китай перешел к новой форме правления – имперской, так как основатель государства Цинь Ин Ижэн принял новый титул – Цинь ши хуанди (переводится как «божественный владыка, открывающий эру Цинь». Цинь ши хуанди стал реформатором – при нем произошла унификация систем мер и весов, письменности и денежной системы, строительство единой сети дорог. Также стоит сказать, что два выдающихся памятника культуры – Великая китайская стена и Великий китайский канал – тоже его заслуга. Можно заметить, что Цинская эпоха просуществовала недолго, но оставила заметный след по всей истории и культуре Китая.
Ханьскую эпоху принято подразделять на Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н.э. – 9 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25 – 220 гг.). Временной промежуток между Ранней Хань и Поздней Хань занимает династия Синь, которая просуществовала всего 17 лет и была свергнута Восточной Хань.
Если говорить о каких-то преобразованиях китайского общества, то стоит в первую очередь отметить развитие чиновничества Ши и, конечно же, первые эпизоды взаимодействия китайцев с другими народами - этнической общностью гуннов (в китайском - сюнну). Взаимодействие заключалось в бесконечных войнах, которые всегда заканчивались подписанием мирных договоров и дипломатических соглашений, а потом опять перерастали в военные конфликты.
Так было до середины 1 века, когда Китаю все-таки удалось сокрушить гуннов. Именно к этому периоду относится становление Великого Шелкового Пути.
Таким образом, Ханьская эпоха стала очень важным этапом в истории развития Китая.
Традиционный Китай
В китайской историологии 3-6 вв. принято называть эпохой шести Династий (六朝)и подразделять на несколько периодов:
- эпоха Троецарствия (三国), когда Китая поделили между собой три царства: Вэй, Шу, и У.
- Западная Цзинь (265-316 гг.) – непродолжительное объединение страны с восстановлением централизованной власти.
- эпоха Южных и Северных династий - 南北朝 (317-589 гг.) – здесь следует понимать, что северные династии были образованы гуннами и тобийцами, завоевавшими северный Китай и основавшими к концу 4 века государство Северное Вэй (386 – 534 гг.).
Собственно же китайское государство осталось лишь на Юге Китая (к югу от реки Янцзы), отсюда и название Южные династии. Не смотря на возможность объединения китайского народа перед очевидной опасностью дальнейших завоеваний Северного Вэй, на юге Китая за это время сменилось в общей сложности 5 династий.
Вновь объединить Китая удалось при династии Суй (589-618).
Если говорить о культуре и духовной жизни Китая в эпоху Шести династий, то стоит сказать, что именно на это время приходится становление буддизма в Китае и превращение его в одну их трех идеологий или учений – 三教 (вместе с конфуцианством и даосизмом).
Также быстрыми темпами развивается китайская литература (поэтическое творчество), живопись (пейзажная лирика, светская живопись), медицина. Также к этому периоду относится начало употребления китайцами чая в качестве повседневного напитка (для сравнения – в эпоху Хань чай применялся в лечебных целях).
Эпоха Тан (618-907 гг.) и эпоха Сун (960-1127 гг.)
Эпохи Тан и Сун принято называть классическим периодом в истории Китая.
В Танскую эпоху происходит дальнейшее развитие китайской государственности. В 7 веке Китай ведет войны за контроль над Великим Шелковым Путем, а также с корейскими царствами и Вьетнамом. Все эти войны заканчиваются победой Китая. Также Китай расширяет торгово-дипломатические отношения с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии, в т.ч. с Японией и с Индией. В результате в Китай проникли новые вероучения (нестерианство, манихейство, ислам) и технологии (ткацкое производство, разведение и обработка хлопка.
Большое развитие в Танскую эпоху получает литература (танская классическая поэзия, танская классическая новелла. Возникает система государственных экзаменов на официальный чиновничий чин (ученую степень) .
В 9 веке происходит постепенная деградация Танской эпохи. В последние годы происходило много восстаний и междоусобных войн. Период с 907 по 960 гг. в Китае принято называть эпохой Пяти династий и десяти царств – это еще один сложный период в истории Китая.
Таким образом, Сунская империя (960-1127 гг.) оказалась в окружении враждебных государств, которые к тому времени образовались в отдаленных районах Китая – киданьское и тангутское царства Ляо (916-1125 гг.) и Си Ся (1032-1227 гг.).
Тангутское царство отрезало Китая от многих торговых путей, включая Великий Шелковый Путь, и из-за этого Китай лишился многих торгово-экономических связей.
Стоит отметить, что несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, в культуре и духовной жизни Китая происходит дальнейшее развитие процессов, начавшихся в Танскую эпоху. Происходит развитие живописи (сунская классическая живопись), развиваются города, получает дальнейшее развитие зародившееся в Танскую эпоху театральное искусство в форме уличных представлений. Нельзя не упомянуть об изобретении книгопечатания, которое привело к появлению книжного дела и созданию библиотек.
Эпохи Тан и Сун, безусловно, являются одними из самых важных эпох в истории китайской культуры.
Эпоха Южная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1271-1368 гг.)
До начала 12 века сунской империи удавалось сдерживать угрозу нападения извне. Делалось это не военной силой, а заключением невыгодных мирных договоров и выплатой огромной дани. В 12 веке ситуация изменилась. На северо-западе Китая образовалось государство Цзинь (предки тунгусо-манчжурских народов), которые очень быстро завоевали киданьское и тангусткое царства и вторглись в Китай. Китай вновь стал ограничен рекой Янцзы. Все, что было севернее реки, принадлежало Цзинь. На Юге же образовалась империя Южная Сун. В это же время начинается монгольское завоевание. Правда, в самом начале Китай выступал союзником монголов и передавал им важные знания (например, искусство взятия городов). Но надежды Китая не оправдались – после уничтожения тангутского и чжурчжэньского царств, монголы решили наступать на Китай.
Китайцам ничего не оставалось сделать, как сдаться. Таким образом, с 1271 года началось царствование династии Юань. Первым императором стал внук Чингисхана – хан Хубилай.
Монгольское нашествие нанесло Китаю огромный урон в экономическом плане, центры хозяйственной деятельности были уничтожены, города разрушены. Монголы были слишком малочисленны, чтобы управлять завоеванной ими империей, и фактически, власть центральной администрации ограничивалась столицей (г. Даду на месте Пекина) и прилегающими к ней областями. На других же территориях правили люди, поступившие на службу к монголам – или чужеземцы, или китайцы. Таким образом, монгольские владения не представляли собой целостного государства, и в 1 пол. 14 века по стране прошла серия народных восстаний, которая и свергла монгольскую династию.
Не смотря на то, что от монгольского нашествия, Китай сильно пострадал экономически, духовная и культурная жизнь китайского общества практически не претерпела никаких изменений, а в некоторых областях даже получила дальнейшее развитие (живопись, театральное искусство – юаньская классическая драма).
Эпоха Мин (1368 – 1644)
Минской династии очень быстро удалось восстановить централизованную власть в Китае. Перед династией Мин стояла очень важная задача – восстановить все то, что было поломано монголами. Происходило восстановление разрушенных, строительство новых городов, восстанавливались и заново переиздавались литературные произведения. Но Минскую эпоху никак нельзя назвать периодом расцвета – это период консервации китайского общества, период тяжелого восстановления. В начале 16 века происходит серия китайско-португальских войн, в результате которых к Португалии отходит полуостров Аомынь, на котором была основана первая европейская колония – Макао. В 17 веке происходит серия военных конфликтов с Голландцами, которые захватили в 1624 году южную часть острова Тайвань. Все эти события безусловно отразились на формировании отрицательного отношения к Европе со стороны китайцев. Также в конце 16 века обостряются отношения Китая и Японии. В корейско-японской войне конца 16 века Китай становится союзником Кореи, и они одерживают победу над Японией.
Гибель Минской династии случилось снова из-за серии восстаний, прокатившихся по всей стране. Власть снова была дестабилизирована, чем и воспользовались внешние враги, в этот раз – маньчжуры.
Эпоха Цин (1644 – 1911)
Эпоха Цин – это период маньчжурского правления. Было бы неправильным считать, что произошло маньчжурское нашествие. В это время, как уже было отмечено выше, на территории всей страны происходили восстания, и так как у Минской империи не хватало сил для подавления восстаний на территории страны, было принято решение пригласить маньчжурскую армию на помощь. И маньчжуры, не встречая никакого сопротивления, спокойно дошли до Пекина, параллельно подавляя народные и крестьянские восстания. Это и стало временем начала владычества маньчжурской династии Цин.
Общекультурная ситуация, сложившаяся в Китае с приходом к власти маньчжуров было довольно противоречивой. С одной стороны, маньчжуры всячески унижали китайское население (заставляли носить мужчин косы в знак рабской подчиненности маньчжурам), а с другой стороны, признавали авторитет китайской духовной культуры.
Также стоит отметить, что маньчжуры боролись за свою этническую чистоту, т.е. запрещали браки с китайским населением, придерживались своих культурных обычаев и нравов. В этот период сложно говорить о каком-либо развитии китайской культуры. Скорее можно сказать, что китайская культура вступила в период стагнации, а некоторых областях и упадка.
Так продолжалось вплоть до второй половины 19 века. С середины 19 века по стране прокатились мощные антиправительственные и антиманьчжурские восстания. Самыми значительными были Тайпинское восстание (1850-1863 гг.) и восстание ихэтуаней (1900-1901 гг.). Кроме того, Англия, Германия, Франция (эпизодически Россия и Япония) вели колониальные войны на территории Китая (Первая, Вторая опиумные войны – 1840-42, 1856-60, Франко-китайская война – 1884-1885) и Китайско-японская война (1894-1895).
Опиумная война 1840 г. также стала поворотным моментом в истории Китая. Англия, с целью сохранения торговли опиумом начала войну против Китая. Китай был вынужден подписать унизительный для себя «Нанкинский договор».
Китайско-японская война 1894-1895 гг. также ничем хорошим для Китая не закончилась. Остров Тайвань перешел к Японии, а иностранные государства разделили Китай на зоны влияния. Япония получила Южную Маньчжурию и Фуцзянь, Германия – полуостров Шаньдун, Великобритания - бассейн реки Янцзы и провинцию Гуандун, Франция – юго-западный Китай, а Россия – Маньчжурию. В 1898 году, кстати, в Маньчжурии был основан город Харбин.
В том же 1898 году в Китае (если то, что осталось можно назвать Китаем) создается тайное общество «Ихэтуань» (кулак во имя справедливости и согласия). Основной целью этого общество становится изгнание из Китая всех иностранцев.
Китай в 20 веке
В 1900 году происходит Боксерское восстание. Здесь стоит обратить внимание на название восстания. Дело в том, что члены «ихэтуань» активно используют искусство ведения боя без применения оружия. Цинские власти оказывают поддержку ихэтуаням и объявляют войну иностранным державам. В Пекине сжигают русскую духовную миссию, убивают православных иностранцев и китайцев, осаждают дипломатические посольства. Восстание подавляют силами многочисленной армии, состоящей из представителей восьми иностранных государств.
В 1908 году умирает императрица Цы Си, фактически правившая Китаем с 1861 года. После нее на престол восходит император Пу И.
В 1911-1912 гг. в стране произошла Синьхайская революция, свергнувшая маньчжурскую династию и положившая конец имперской формы правления в Китае. Провозглашается республиканская форма правления и создается Временное правительство Китайской Республики, которым руководит Сунь Ятсен. Здесь стоит сказать, что Сунь Ятсен еще в 1894 году создал первую в Китае революционную организацию, которая называлась Союз Возрождения Китая». Ее целью было изгнание маньчжуров и создание демократического государства.
В 1912 году Пу И отрекается от престола, а командующий цинской армией Юань Шикай провозглашается временным президентом Китайской республики. Он устанавливает в стране единоличную диктатуру и распускает парламент. Так продолжается до 1916 года (смерть Юань Шикая). Но фактически, до 1949 года, страну все еще мучили различные междоусобные военно-политические конфликты.
В духовной жизни Китая следует отметить т.н. «Движение за новую культуру», которое настаивало на реформирование письменности (подробнее здесь).
В 1919 году происходит движение 4 мая (五四运动), которое способствовало появлению в Китае пролетариата. В 1921 году была создана Коммунистическая партия Китая (中国共产党). Начиная с 1924 года, в Китае проходят серии освободительных войн. Среди них Северный поход Национальной революционной армии (1924-1927 гг.), антияпонская война (1937-1945 гг.) и общенародная освободительная война (1945-1949 гг.).
Стоит также отметить, что именно в 1924 году КПК и Национальная партия (Гоминьдан) решают действовать сообща. Правда, союз этот длится недолго, и уже в 1927 года главнокомандующий правительственной армией Чан Кайши начинает гонения на представителей КПК. В 1934 году КПК с боями уходит в северо-западные районы – этот поход получил название Великий Поход. Их противостояние длится вплоть до 1949 года.
В 1930-х годах начинается японская интервенция. В 1932 году в северных и северо-восточных районах Китая было образовано государство Маньчжоу го,. Императором которого стал император Пу И, последний император династии Цин. Это государство полностью подчинялось Японии. В 40-х гг. Япония оккупировала Нанкин. Заканчивается это все только с окончанием антияпонской войны (1937-1945 гг.).
Первого октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. Чан Кайши и его сторонники перебираются на остров Тайвань, где продолжает быть Китайская республика.
В Китае начали строить социализм. Ведущую роль в национальной экономике играла общественная собственность на средства производства. Несмотря на то, что социалистические преобразования в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях были заметны, они все-таки не имели ожидаемого эффекта.
В 1954 году принимается первая конституция КНР. Мао Цзэдун избирается председателем ЦК КПК.
Политика «Большого скачка» (цель – догнать Англию по производству чугуна на душу населения) приводит китайский народ к голоду.
С 1966 по 1976 год Китай потрясла Культурная революция. Руководил ей сам Мао Цзэдун и Банда четырех (его сподвижники). Происходят гонения на интелл