Концепция «золотого миллиарда»

Золотой миллиард — понятие, термин, метафора в публицистике постсоветского пространства, отражающие дисбаланс в уровне жизни и потребления между населением развитых и развивающихся стран мира, в условиях ограниченности мировых ресурсов. В трактовке Цикунова А. К. является «теорией заговора».

Гносеологически исходит из посылок мальтузианства — теории конца XVIII века английского ученого Томаса Мальтуса. Название изначально было связано с суммарной численностью населения развитых капиталистических стран: США (311 млн), Канада (34,3 млн.), Австралия (22,6 млн.), страны Евросоюза (28 стран, суммарно 500 млн.), Япония (127,4 млн.), а также Израиля, Южной Кореи и перспективах её стабилизации в XXI веке. В XXI веке, в связи с глобализацией и растущим социальным неравенством даже в развитых странах, всё чаще «золотой миллиард» сопоставляют с понятием мировой «средний класс», с прослойкой населения Земли, обладающей доходами на уровне «среднего класса» и выше.

Потребление земных ресурсов

По данным, представленным в журнале «Эксперт», главным потребителем минерального сырья до конца прошлого века оставался «золотой миллиард» — приблизительно седьмая часть человечества, проживающая в развитых странах. Сверхконцентрация спроса была особенно характерна для сырьевой элиты — цветных металлов. Из-за их высокой стоимости (свинец втрое, а никель в сорок раз дороже железа) и преимущественного использования в технически сложных производствах и инновационных продуктах, потребление основных цветных металлов в среднеразвитых странах на порядок, а в слаборазвитых — на два-три порядка уступало странам Запада. В 1970−х — 1980−х годах высокоразвитые государства потребляли 90 % всего алюминия, 85 % меди и 80 % никеля.

В XX веке произошёл многократный рост производительности труда в сельском хозяйстве — «зелёная революция» (правда, за счёт увеличения энергоемкости производства, применения ядохимикатов, химических удобрений и гормонов роста). Было разработано множество новых технологий, уменьшивших потребность в сырье, за счёт научно-технической революции также снижена материалоёмкость. В то же время происходил быстрый рост разведанных запасов полезных ископаемых.

Начиная с 2006 года произошёл резкий скачок цен на цветные металлы, из-за роста их потребления в экономике Китая. В 2007 году Китай, с населением 1,3 млрд человек, потреблял более 1/5 всего объёма добываемых в мире цветных металлов, обогнав США по их потреблению. Некоторые публицисты называли этот факт предвестником появления «ещё одного золотого миллиарда». В итоге, загрязнение окружающей среды в Китае достигло в последние годы катастрофических масштабов, промышленный смог застилает половину его территории. Джаред Даймонд в своей книге «Коллапс» пишет по этому поводу: «Конечно, Китай не перестанет стремиться к уровню жизни развитых стран и не потерпит вмешательства. Но у планеты не хватит ресурсов, чтобы поддерживать такой уровень жизни для всех сразу — для Китая и других стран третьего мира и для уже существующих развитых стран…».

Известный американский учёный, Деннис Медоуз, директор Проекта глобальных угроз человечеству Римского клуба, автор доклада «Пределы роста» (1972 г.) об исчерпании ресурсов, в своей книге «Пределы роста. 30 лет спустя» (2004 г.) пишет, что за 50 лет, с 1950 по 2000 годы, годовое потребление человечеством ископаемых энергоресурсов выросло до 10 раз (нефти — в 7, а природного газа — в 14 раз), при том, что население планеты за этот же период выросло в 2,5 раза. Д. Медоуз с помощью математического моделирования исследовал несколько десятков вариантов грядущего развития человечества и потребления им ресурсов в XXI веке. В результате он пришёл к выводу, что если в ближайшее время не произвести «серьёзную коррекцию» потребления человечеством природных ресурсов, то крах человечества в той или иной форме (социально-экономической, экологической и т. п.) будет неизбежен, и «наступит он ещё при жизни нынешнего поколения». Причём одни только рыночные механизмы не являются решением этой проблемы.

Теоретическое обоснование

Идея ограниченности ресурсов в мире, в связи с опережающим их освоение ростом народонаселения, впервые была высказана в работах Томаса Мальтуса. Он указал на то, что население растёт в геометрической прогрессии, а освоение ресурсов (пищевых) — в арифметической, и ресурсы, к тому же, могут в будущем исчерпаться (мальтузианство). Мальтус полагал, что именно указанное им противоречие является истинной причиной политических потрясений, войн и эпидемий.

Как утверждает С. М. Кара-Мурза, «золотой миллиард» потребляет львиную долю всех ресурсов на планете. Если хотя бы половина 7-миллиардного человечества начнёт потреблять ресурсы в таком же объёме, то их, скорее всего, не хватит на всех.

Термин «золотой миллиард» образовался как синтез двух крупных идей современной западной культуры, которые принимают самое разное обличье — от квазинаучных до сугубо идеологических и даже мистических, религиозных. Одна идея — представление о «Золотом веке» прогресса и благоденствия. Другая — пессимистическое признание ограниченности ресурсов Земли и невозможности распространения этого благоденствия на все нынешнее население планеты. …термин «золотой миллиард», как сильно «идеологически нагруженная» метафора, не употребляется в официальных документах. Там он заменяется набором уклончивых понятий и определений, так что смысл становится ясен из контекста. Так, когда ряд ученых и экспертов ООН объявляют, что благополучная жизнь на Земле возможна только для одного миллиарда человек, они по сути используют понятие «золотой миллиард». — С. Кара-Мурза

Как полагает С. Кара-Мурза, за понятием «золотой миллиард» скрывается определённое, целостное геополитическое видение мировой промышленно-финансовой элитой способов управления мировой экономикой: развитые страны, сохраняя для своего населения высокий уровень потребления, пытаются информационными, политическими, военными и экономическими мерами удерживать остальной мир в менее развитом состоянии, используя его в качестве сырьевого придатка, зоны размещения экологически неблагополучной обрабатывающей промышленности, места хранения токсичных отходов и источника дешёвой рабочей силы. Цель этой мировой промышленно-финансовой элиты: сохpанение контpоля над естественными и пpиpодными pесуpсами Земли в своих pуках.

По мнению С. Кара-Мурзы, «золотой миллиард», как политическая метафора, предполагает глобальное манипулирование общественным сознанием, в целях сохранения «устойчивого роста» в странах «золотого миллиарда», одновременно отрицая возможность такого же развития для стран-«сырьевых придатков», преграждая им пути проникновения на рынки «цивилизованного мира».

Профессор МГУ экономист А. А. Пороховский отмечал, что «сам факт наличия „золотого миллиарда“ и остального прозябающего населения имеет для мира угрожающее, дестабилизирующее значение».

Социолог Николай Розов, руководитель центра макросоциологии НГУ, считает резкий рост относительного неравенства, который повышает социальную напряженность, одним из неизбежных следствий развития глобализации. Ужесточение конкуренции на рынке ведёт к появлению массы мировых люмпенов и объективному усилению социал-дарвинистских процессов — рыночного аналога естественного отбора. Наиболее сильные державы в условиях глобализации приобретают ещё большую силу. При этом разрыв между VIP-зоной («золотой миллиард») и нижним слоем бедной и перенаселенной периферии существенно увеличивается.

Согласно отчёту «Global Wealth Report 2015» швейцарского банка Credit Suisse, состояние 1 млрд человек в мире, или каждого пятого взрослого, оценивается в 10—100 тыс. долларов США. При этом более половины всех мировых богатств сосредоточено у всего 1 % населения Земли.

По данным газеты «Коммерсантъ», в 2013 г. только 1 % домохозяйств России мог свободно позволить себе дорогие покупки — машину, квартиру, дачу. 0,3 % всех домохозяйств — располагали средствами в $1 млн, 328 семей имели состояние более $100 млн.

Глобализация мировой экономики позволила постиндустриальным странам переложить издержки мирового кризиса на развивающиеся страны — поставщиков сырья и рабочей силы: по мнению В. Иноземцева, «постиндустриальный мир входит в XXI век вполне автономным социальным образованием, контролирующим мировое производство технологий и сложных высокотехнологичных товаров, вполне обеспечивающим себя промышленной и сельскохозяйственной продукцией, относительно независимым от поставок энергоносителей и сырья, а также самодостаточным с точки зрения торговли и инвестиций».

Критика

Критики применения понятия «золотой миллиард» для анализа состояния мира и перспектив его развития указывают, что проблема возможного несоответствия роста населения ограниченным ресурсам Земли рассматривалась в прошлом неоднократно. Ещё раннехристианский теолог Квинт Септимий Тертуллиан, живший на рубеже II и III веков н. э., поднимал тревогу по этому поводу:

Мы отягощаем собой мир; его богатств едва хватает, чтобы поддержать наше существование. По мере того как возрастают наши потребности, нарастает и ропот, что природа уже не в силах обеспечить нам пропитание. — Квинт Септимий Тертуллиан

Тертуллиана можно считать основоположником традиции так называемого демографического алармизма, в смысловом поле которого размещается понятие «золотого миллиарда».

В 1798 году английский экономист и священник Томас Роберт Мальтус, кстати — почетный член Петербургской академии наук, выдвинул научную гипотезу, согласно которой население планеты растет в геометрической прогрессии, а средства поддержания жизнедеятельности — в арифметической, образуя так называемую мальтузианскую ловушку. Мальтус положил начало попыткам определить так называемую «несущую способность Земли», которая оценивалась в разное время от 1 миллиарда до 1 триллиона человек. В конце XX века этот разброс сузился до интервала от 8 до 16 миллиардов человек.

В своей работе «Очерк о принципе народонаселения» в 1798 году Томас Мальтус неверно предсказал, что продолжающийся рост населения исчерпает глобальный запас продовольствия к середине XIX века. Мальтус написал эссе, чтобы опровергнуть то, что он считал недостижимыми утопическими идеями Уильяма Годвина и Маркиза де Кондорсе , как это представлено в « Политической справедливости» и «Будущем прогрессе человеческого разума» . В 1968 году Пол Р. Эрлих повторил аргумент Мальтуса в «Бомбе народонаселения» , предсказывая, что массовый глобальный голод произойдет в 1970-х и 1980-х годах, чего тоже не произошло.

С. П. Капица проанализировал влияние ресурсов: пространства, энергии, пищи и информации — на рост народонаселения и создал математическую модель мирового демографического процесса. Он сделал вывод, что человечество переживает так называемый период глобального демографического перехода: резкого увеличения скорости прироста населения, затем столь же стремительного его уменьшения и стабилизации[38]. В итоге этого анализа С. П. Капица сделал заключение об имманентности развития демографической системы планеты, которое в большей степени подчинено собственным системным закономерностям, чем внешним факторам и обстоятельствам. С. П. Капица сформулировал принцип демографического императива и предположил, что в будущем население Земли перестанет расти, остановившись на численности около 14 миллиардов человек после 2130 года.

Идея Ограничения роста столкнулась с критикой еще в 1970-х годах. Экономист из Йельского университета Генри Уоллич согласился с тем, что рост не может продолжаться бесконечно, но естественное прекращение роста предпочтительнее вмешательства. Уоллич заявил, что технология может решить все проблемы, о которых беспокоился доклад, но только в том случае, если рост будет продолжаться быстрыми темпами. Прекратив рост слишком рано, предупреждал Уоллич, мир «пожертвует миллиарды для постоянной бедности»

Наши рекомендации