Вопрос №5. Основные тенденции в развитии востоковедения и исламоведения в период между двумя мировыми войнами

Коренные перемены, произошедшие в нашей стране в 1917 г., коснулись и востоковедения. После Октябрьской революции марксистско-ленинское учение стало господствовать во всех общественных науках. Восток рассматривался, прежде всего, как арена антиколониальной борьбы. Поэтому основным объектом изучения для нового поколения востоковедов становится национально-освободительное движение, рассматривавшееся как важная составная часть мирового революционного процесса. Большое внимание стало уделяться классам и классовой борьбе на Востоке. Новое востоковедение должно было отвечать требованиям и конъюнктурным задачам текущего политического момента. Классическое востоковедение для

новой власти оказалось практически ненужным. Особое внимание стало уделяться преподаванию современных восточных языков, необходимых, как считалось в то время, для распространения революционных идей среди передовой части населения стран Азии и Африки.

В 1921 г. в целях «революционизации Востока» в Москве был открыт Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), в котором готовились кадры для коммунистического и национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. Программы и учебные планы университета предусматривали изучение экономической и социально-политической структуры восточных обществ,

массовых общественных и политических движений, большое внимание уделялось распространению коммунистической идеологии. В 1927–1938 гг. университет издавал журнал «Революционный Восток». В конце 1930-х гг. это учебное заведение прекратило свое существование, так как многие преподаватели и студенты оказались причастны к деятельности антисталинской оппозиции.

В годы китайской национальной революции 1925–1927 гг. в Москве был организован Университет трудящихся Китая им. Сунь Ятсена, переименованный в дальнейшем в Коммунистический университет трудящихся Китая (КУТК) и просуществовавший до 1930 г. В этом университете учились китайские коммунисты и члены партии

Гоминьдан (до 1927 г.).

Востоковедное образование в Петроградском-Ленинградском университете было реорганизовано. В Москве востоковедов стали готовить в Центральном институте живых восточных языков (ЦИЖВЯ). Его первым ректором был назначен выдающийся военный востоковед, генерал российской армии, начальник Академии Генерального штаба А. Е. Снесарев. В Ленинграде в 1920 г. появился аналог этого учебного заведения — Ленинградский институт живых восточных языков (ЛИЖВЯ) им. Енукидзе, который в 1928 г. был переименован в Ленинградский восточный институт.

В этой ситуации основным центром, где еще жили традиции классического востоковедения, оставался Азиатский музей в Петрограде, сохранивший дореволюционную организационную структуру. В 1921 г. при Азиатском музее была организована Коллегия востоковедов. В ее состав вошли академики В. В. Бартольд, С. Ф. Ольденбург, И. А. Орбели, И. Ю. Крачковский. Председателем Коллегии был утвержден академик Н. Я. Марр. В 1930 г. на основе Азиатского музея, Коллегии востоковедов, Института буддийской культуры и Тюркологического института в Ленинграде был организован Институт востоковедения АН СССР. Исследования, которые велись в Институте, продолжали оставаться в русле традиционного востоковедения. К началу Великой Отечественной войны в Институте работали и обучались в аспирантуре около 100 человек. В Азиатском музее (а позднее в Институте востоковедения АН СССР) трудилась целая плеяда замечательных отечественных востоковедов: В. М. Алексеев, В. В. Бартольд, , И. Ю. Крачковский, С. А. Козин, П. К. Коковцов, А. Н. Кононов, Н. И. Конрад, Н. Я. Марр, И. А. Орбели, В. В. Струве и др. Директором данного учреждения с 1916 по 1930 гг. был академик С. Ф. Ольденбург.

В 1927 г. ЦИЖВЯ был преобразован в Московский институт востоковедения (МИВ) им. Нариманова. В годы войны МИВ был эвакуирован в Узбекскую ССР и продолжал свою работу в Фергане. В 1954 г. Московский институт востоковедения был закрыт. Среди его выпускников много видных ученых и дипломатов. В 1953 г.

арабское отделение этого вуза закончил Евгений Максимович Примаков.

В 1934 г. в Москве был создан Тихоокеанский институт, директором которого был назначен профессор (с 1958 г. — академик) Е. М. Жуков. Институту было поручено вести научные разработки в области современного экономического и политического развития стран Тихоокеанского региона и международных отношений на Дальнем Востоке.

Большие потери понесло отечественное востоковедение в период сталинских репрессий. Началось настоящее наступление на многие научные направления, рассматривавшиеся как чуждые «пролетарской науке». Особенно пострадало изучение религиозных и философских учений Востока, которые были объявлены мистикой и мракобесием. Выдающийся отечественный ориенталист Николай Александрович Невский, блестящий знаток Японии и Китая, дешифровавший тангутскую письменность, многие годы жил и работал в Японии и был женат на японке — органы НКВД объявили его «японским шпионом», он был арестован

и казнен, была расстреляна и его жена.

В эти годы серьезные кадровые потери понесли отечественные китаеведение, индология, тибетология и другие отрасли востоковедения, полностью исчезло как научное направление изучение христианского Востока. Репрессиям подвергались не только известные ученые и преподаватели, но и студенты.

В годы Великой Отечественной войны многие востоковеды сражались на фронте, принимали участие в разведывательной работе и подготовке боевых операций против милитаристской Японии, выполняли ответственные задания во время ввода советских войск в Иран и их пребывания в этой стране, занимались переводческой и пропагандистской работой.

Наши рекомендации