Общественно-политический строй Галицко-Волынской земли
Одновременно с тем, как на северо-востоке Руси выросло и крепло Владимиро-Суздальское княжество, на юго-западных окраинах Русской земли стали развиваться и богатеть земли Волынская и Галицкая, соединившиеся около 1200 г. в одно сильное княжество.
Земля Волынская с главным городом Владимиром-Волынским занимала территорию по правому берегу Западного Буга. Свое название она получила от древнего племени волынян, ее населявших. С глубокой древности Волынская земля была подчинена киевским князьям. С середины же XII в. в ней появляется своя княжеская линия - старших Мономаховичей. Роман Мстиславич захватил и соседнее с Волынью Галицкое княжество, расположенное на восточных склонах Карпат и по Западному Бугу.
С течением времени экономическим и политическим центром сделался город Галич. Плодородие края манило туда население не только с востока, из Руси, но и с запада, из Венгрии и Польши. Укрепление и расцвет Галицко-Волынской земли приходится на время правления Ярослава Осмомысла. “Слово о полку Игореве” ставит Ярослава по значению рядом с Всеволодом Большое Гнездо.
Положение Галицко-Волынской земли было труднее и опаснее положения Суздальской земли. Во-первых, Волынь и Галич имели не слабых соседей, а могущественные и воинственные народности: поляков, литовцев и угров. Недалеко были и сильные враги Руси - половцы.
Во-вторых, общественная жизнь в Волыни, и особенно в Галиче, сложилась так, что рядом с княжеским единодержавием там возникла сильная аристократия в виде княжеского боярства, старшей дружины, которая вместе с князьями уничтожила значение городских вечевых собраний. Князья вынуждены были считаться с боярским самоволием. Князь Роман пытался сломить боярство силой, говоря, что “пчел не передавить - меда не есть”. Однако справиться с боярством ему не удалось. Оно превратилось в силу разрушительную, наравне с внешними врагами, ослабляя государство.
Городское население не было многочисленным. Домен галицких князей был невелик, а основная масса сельского населения находилась в зависимости от боярства. Вот почему эксплуатация крестьянства здесь была значительно сильнее, чем в других землях.
Особенностью государственного устройства Галицко-Волынской земли было то, что она долгое время не делилась на уделы. Как и в других русских землях, высшими органами власти были князь, совет бояр и вече. Степень политического влияния и власть каждого их этих органов были здесь различны. Ведущую роль в политической жизни играли бояре. Они распоряжались княжеским столом, приглашали и смещали князей. Корпоративным органом галицкого боярства был Боярский совет (прообраз Боярской думы). Князья искали себе поддержку в вече. Однако вече не стало реальной силой.
Не все жители города имели право участвовать в вечевом собрании. Такое право принадлежало свободному мужскому населению города, а женщины, дети, холопы и закупы были его лишены. Народ на вече созывался глашатаями или колокольным звоном.
Решения на вече постановлялись “едиными уставами”, “единодушно”. Но это единогласие в действительности означало подавляющее большинство, которому подчинялось меньшинство. Если мнения разделялись и одна партия не желала подчиняться другой, то отношения выясняли кулаками. Собрания повторялись до тех пор, пока одна партия не отказывалась от своего мнения и не подчинялась другой. В этом случае решение считалось принятым единогласно.
На вече иногда происходило судебное разбирательство дел. Многолюдные собрания не представлялись удобной формой для решения мелких судебных дел.
Раньше, чем где-либо, в системе дворцового управления появляются влиятельные должностные лица, такие как дворецкий, конюший, печатник.
Вся Галицко-Волынская земля делилась на воеводства, во главе которых стояли воеводы, назначаемые из числа боярства. Как правители провинций бояре, со своей стороны, раздают меньшие административные единицы - волости в управление “меньшим” боярам.
Призвание князя, составлявшее одно из основных прав веча во всех древнерусских землях, в Галиции и на Волыни делается правом Боярского совета. Главным основанием участия в совете служило собственное право, принадлежащее “старейшим” боярам, а позднее князьям и панам, т.е. крупным землевладельцам.
Близость и вмешательство иноземцев и боярская олигархия были двумя главными причинами того, что из Галицко-Волынского княжества не образовалось единого сильного государства. В Х11-Х111 вв. это княжество быстро стало клониться к упадку, ослабело в смутах и было завоевано поляками и литовцами. Галиция вошла в состав Польши, а Волынь - Литвы. Так разошлось по чужим рукам богатое наследство знаменитого князя Даниила Романовича.
Глава 3
РУСЬ И ЗОЛОТАЯ ОРДА (XIII-XV вв.)
В конце 1237 г. феодальная Русь подверглась нашествию татаро-монгол. Монгольские племена до конца Х в. селились на территории современной Монголии. Это не была единая народность. Среди монгольских племен выделялось своей численностью и обычаями племя татар.
К XIII в. монголо-татарские племена в силу известных причин переходят к феодальному строю. Постоянные войны между племенами закончились образованием татаро-монгольского государства. Вождь одного из монгольских племен Темучин покорил все другие племена. На собрании родоплеменной знати (курултая) в 1206 году он избирается ханом всех монголов и нарекли его Чингисханом.
Монголы за предшествующие их приходу на Русь двадцать шесть лет покорили почти весь азиатский континент - от Тихого океана до Урала и Кавказа - континент, на огромных просторах которого было немало сильных государств. Сами монголы были сравнительно небольшим народом, но, как замечает известный советский ученый В.В. Кожинов, весь его материальный и духовный потенциал был целиком и полностью претворен в военную силу. Все мужское население с юных лет было воинством или обслуживало армию. Монголы к своей выгоде использовали покоренные ими народы, вовлекая значительную их часть в свое войско, заимствуя у них военную технику. В армии монголов была установлена железная дисциплина и применялась хитроумная тактика. Этому войску не было равных.
Русь к началу монгольской агрессии была не более “раздробленной”, чем какое-либо государство Западной Европы. Более того, определенное единство страны, несмотря на все междоусобицы, сохранялось и при Андрее Боголюбском, который перенес центр Руси во Владимир, и при его младшем брате Всеволоде Большое Гнездо, и при сыне последнего -Юрии. Окончательный распад Руси произошел во времена монгольской власти.
Золотая Орда окончательно покорила Русь в 1240 г. Одна за другой полегли на полях сражений храбрые княжеские дружины, погибли тысячи русских людей, до последнего отстаивавших свою землю. После разгрома и гибели великого князя Юрия Всеволодовича в битве с татаро-монголами в 1238 г. на реке Сити его брат Ярослав Всеволодович Владимирский (отец Александра Невского) “начал платить дань царю Батыю в Золотую Орду. И после него наши русские князья, сыновья и внуки его многие годы выходы и оброки платили царям в Золотую Орду, повинуясь им, и все принимали от них власть...”, - читали мы в написанной почти через столетие после обретения Русью независимости в “Казанской истории”.*1*
Нельзя не считаться с этим реальным положением. Огромную мощь всей Азии нельзя было переломить в одной или нескольких битвах. Русь оказалась на многие годы в вассальной зависимости от Золотой Орды.
Монгольская национальная культура не была высокоразвитой, однако монголы обладали способностью считаться с культурными ценностями покоренных ими народов, чего не скажешь о создателях западных империй. Восемнадцать саксонских кампаний Карла Великого привели к уничтожению своих предков. Оттон (правил империей в Х в.) уничтожил вендов (балтийских славян). Перемещаясь на восток, всех неистребленных обращали в свою религию. Города Ганзы и походы тевтонских рыцарей обеспечили продвижение границы католицизма от Одера до Двины. К концу XIV в. целые европейские народы, противостоявшие “развитым” цивилизациям, исчезли с лица земли как “нецивилизованные”.
Многие историки отмечают присущую монголам “веротерпимость” и их стремление править каждой областью сообразно обычаям населения. С этой целью в канцелярии при дворе великого хана служили писцы всех национальностей и всех религий, дабы писать указы и законы на языках всех покоренных народов.
Здесь следует обратить внимание на характерный двойной счет западной науки и идеологии в отношении западноевропейских империй и, с другой стороны - азиатской. Первые представляются как силы, “благотворно влиявшие на экономическое и культурное развитие”, а то, что они стирали с лица земли иные цивилизации и целые народы, то это не столь важно.
Запад, несмотря ни на что, до сих пор убежден в том, что только его цивилизация и созданные им империи представляют
*1* Цит. по: Кожинов В.В. История Руси и Русского Слова. М., 1997. С. 396.
настоящую ценность. Что же касается других (азиатских) империй, то западные источники их иначе и не представляют как явление искусственное, которое к тому же выразилось только в “жертвах”, “разрушениях” и “вечной жестокости”.
Справедливости ради отметим, что Монгольская империя представляла собой высокоорганизованное государство, где существовал единый и прочный порядок на огромной территории.
Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, побывав в империи монголов, с восторгом писал, как великолепно была организована дорожная служба, как за день можно было преодолеть 500 км пути благодаря хорошо организованной почте - “янб” (по-русски “ям”). Через каждые 40 км находилась станция (большой прекрасный дом), где можно было поменять лошадей и мчать далее.
Английский историк Джон Феннел в своей книге, изданной в Москве в 1989 г. массовым тиражом, заявлял, что “находиться в вассальной зависимости от Золотой Орды для Руси было позорно и бессмысленно”, и “осудил” Александра Невского за его сотрудничество с монгольскими ханами. Однако ни данному автору, ни другим историкам и юристам Запада не приходило на ум назвать позорной и бессмысленной вассальную зависимость многих европейских народов от империи Карла Великого, его преемников или, скажем, от империи Наполеона и фашистской Германии.
Долгий период бытия Руси в составе азиатской империи XIII-XV вв. не самая лучшая страница в истории русского народа. Освободиться от вассальной зависимости у Руси еще не было сил. Еще могущественна была Золотая Орда с ее деспотической властью.
Военная структура, административное деление империи хорошо отлажены. Все источники отмечают тот факт, что “хан имеет изумительную власть над всеми”. Курултай - совещательный орган при хане созывался для решения вопросов государственной важности. В работе курултая принимали участие и женщины из знатных родов.
Весьма своеобразно было и право Золотой Орды. Многочисленны его источники: Великая Яса (собрание монгольских обычаев и законов), грамоты, ярлыки, пайцзы, исходившие от ханов; обычное право монгольских племен и, наконец, шариат. Правовые нормы не абстрагировались от норм нравственных и религиозных.
Уголовные законы отличались жестокостью. Малейшее нарушение установленного порядка преследовалось суровыми карами. Так, запрещалось под страхом смерти опускать руку в текущую воду, стирать одежду, возвращаться по той дороге, по которой отправлялся в путь.
Военное государство - Золотая Орда было построено по десятичной системе. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы (10 тысяч). Хорошая организация, железная дисциплина, огромная конница, разветвленная разведка, огромный боевой опыт, всеобщая мобилизация населения давали возможность золотоордынцам держать в повиновении народы Азии и значительную часть Европы. Никто не мог действительно противостоять этой машине до окончательного распада Золотой Орды. Так что долгий период бытия Руси в составе такой империи не “бессмыслица” и “позор”, а историческая судьба русского народа, сохранившего в неволе и свою православную веру, и культуру, а его патриотизм и мужество нанесли серьезные удары по Золотой Орде, приблизив ее распад в XV веке.