Правовое государство: понятие, основные принципы.
Термин «правовое государство»ввел в оборот во второй половине XIX в. немецкий ученый Р.Моль. Однако сама концепция правового государства была разработана Дж. Локком в 1690 г. Сторонники концепции правового государства заявляли, что она направлена одновременно и против старых, отживших порядков, и против революционных потрясений. Ими особенно подчеркивалось, что правовое государство противостоит в равной степени и патриархальному, и полицейскому, и народному государству. В последнем случае имелись в виду кровавые последствия необузданного революционаризма, власти темной толпы, непросвещенного разума, который подвержен слепым эмоциям, популизму. В этом смысле как не вспомнить известное изречение, что от имени народа творились все самые кровавые злодеяния на земле.
Правовое государство отличает от всех иных его форм лишь то, что все, кто объединены в него, в равной степени меряются одним «аршином» – законом. Правовым государство становится тогда, когда суверенитет личности, суверенитет народа оказывается приоритетным принципом по отношению к суверенитету государства, когда государство точно определяет и гарантирует с помощью права границы и пути своей деятельности, а также сферу свободы своих граждан. Говоря иначе, общество, ограничивая государство, заставляет его создать юридические рамки собственного существования, тем самым ставя его в один ряд с иными социальными субъектами. Суть правового государства в том, что само государство, все социальные общности, равно как и отдельная личность, уважают право и находятся в одинаковом положении по отношению к нему.
Правовое государство – это тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система вместе с реальным разделением властей, с развитым социальным контролем политики и власти.
Правовое государство» является специфическим термином, отражающим юридическую сторону демократического государства, его статус, основанный на верховенстве правового закона.
Правовое государство характеризуется особой системой правил, принципов, которые дают ему возможность сохранять свой статус, и только в системе обеспечивают его правовой характер. Любой из нижеприведенных принципов, взятых отдельно, не может быть достаточным для характеристики государства как правового. Эти принципы следующие:
1. Ограничение государственной власти,что означает признание государством естественных и неотъемлемых прав человека и запрет покушения государства на неприкосновенность личности (запрет на внесудебное лишение человека свободы, нарушение неприкосновенности жилища, тайны переписки и т. п.). Государству дозволено только то, чтодопускается законом, тогда как человеку – все то, чтоне запрещено законом.
2. Верховенство законов, основанных на праве. Только тот государственный закон является легитимным, который изначально исходит из системы прав человека. Права и свободы человека являются первичными по отношению к правам государства. Права не даруются человеку государством, а даны ему изначально. Именно поэтому, если законодательство игнорирует права человека, то возникает ситуация, когда граждане также игнорируют изданные законы и не стремятся соблюдать их. Но в таком случае государство перестает быть правовым.
Принцип верховенства закона предусматривает также равную ответственностьдля тех, кто его нарушил. Этот принцип очень важен, так как позволяет обеспечить «равенство среди неравных».
3. Суверенитет народа, ограниченный правами человека. Этот принцип означает, что государство отражает волю большинства граждан, но учитывает в своей деятельности и волю меньшинства, уважая, а не подавляя его. Для государства являются важными общественное мнение и гражданские инициативы. Любой гражданин имеет право высказывать свое мнение без ограничения, а государство должно учитывать все точки зрения и строить свою политику на основе консенсуса имеющихся точек зрения.
4. Гарантии основных прав и свобод граждан, которые обеспечиваютсяответственностьюгосударства перед гражданами, а не только граждан перед государством. Гарантиями основных прав и свобод служат развитый институт собственности, конституция, а также вся система законодательства и организации власти.
5. Разделение властей, означающее разделение функций и относительную автономность в принятии решений законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Такое размежевание обеспечивает демонополизацию власти, ее взаимный контроль, невозможность концентрации власти в одних руках. Тем самым разделение властей выступает как одна из основных гарантий прав и свобод человека, предотвращая произвол власти, уменьшая ее злоупотребления, обеспечивая человеку защиту от преследования власти.
Этот принцип дополняет система других «сдержек и противовесов»: разграничение полномочий и автономизация центральной и местной власти (децентрализация), плюралистический характер политических институтов (наличие двух или нескольких партий, сильных общественных движений, оппозиции, а также многообразных независимых СМИ), которые являются посредниками между гражданским обществом и государством.
Особая роль отводится независимой судебной власти, которая выполняет посредническую функцию в ситуации спора или конфликта, обеспечивая защиту прав граждан и соблюдение принципа ответственности нарушившими закон.
6. Иерархия юрисдикции, означающая наличие четкой системы субординации и строгого соответствия правовых актов их функциональному назначению. В соответствии с этим принципом основным законом является конституция, или свод главных законов, в которых обозначена система отношений граждан, общества и государства, их взаимные права, а также политическое устройство государства. Из конституции вытекают законы и законодательные акты, затем следуют указы президента, постановления кабинета министров, затем решения министерств и т.д.
Взятые вместе принципы правового государства раскрывают его содержание и как модели, и как действующего политического устройства. Движение человечества по пути права создает перспективу развития правового государства: от обеспечения естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность к предоставлению гарантий социальных прав человека (социальное правовое государство). В настоящее время концепция правового государства включает в себя обращение к ценностям международного права, экологических прав человека. Одним из основных условий существования правового государства является наличие гражданского общества, которое вместе с ним является необходимым элементом демократического устройства общества.