Восприятие руководителей и подчиненных различаются.
Так руководители, считающие, что они уделили достаточно внимания прошлым заслугам подчиненных, их продвижению по службе и оказанию им помощи, в дальнейшем не склонны в беседах с ними делать акцент на данных вопросах. Напротив, подчиненные склонны испытывать постоянное неудовле-творение, поскольку они ощущают, им уделяется недостаточное внимание.
Факторы, влияющие на процесс восприятия.-это особенности воспринимающего индивида, обстановку и воспринимаемое (Рисунок 5):
Рисунок 5 — Факторы, влияющие на процесс восприятия
Воспринимающий индивид. На процесс восприятия могут повлиять про-шлый опыт человека, его потребности или мотивы, личность, ценности и уста-новки.
Обстановка. Физический, социальный и организационный контекст об-становки также может влиять на процессы восприятия.
Воспринимаемое. Для процесса восприятия очень важны и такие харак-теристики объекта или события, как контраст, разделение фигуры и фона, ин-тенсивность, размер, движение, повторение или новизна.
Процесс восприятия,представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 — Процесс восприятия
Из рисунка видно, что восприятие состоит из стадий, включающих в себя обработку информации, которые в конечном итоге определяют его и реакции человека.
Стадии обработки информациивключают в себя привлечение внима-ния и отбор информации; структурирование информации; интерпретацию ин-формации и воспроизведение информации.
Привлечения внимания и отбор.На наши органы чувств постоянно воздействует такой объем информации, что если бы мы ее не фильтровали, то быстро захлебнулись бы ею. Благодаря отбору, доступной становится только ничтожная часть общей информации. В отличие от контролируемой обработки информации существует непроизвольный отбор, воспринимаемый индивидом.
Структурирование.Даже на стадии привлечения внимания осуществля-ется отсеивание информации, предстоит еще отыскать способ эффективного структурирования информации. Это достигается с помощью схем.
Схемы —это рамки восприятия, которые представляют собой структури-рованные знания о конкретной концепции или стимуле и создаются посредст-вом опыта. Схема содержит информацию о внешности самого человека, его по-ведении и личности. Например, человек, обладающий схемой решительности,
склонен воспринимать себя именно с этой точки зрения, особенно в ситуациях, требующих проявления лидерских качеств.
Схемы описывают способ с помощью которого люди сортируют окружающее на различные категории типы или группы в зависимости от сходных воспринимаемых признаков. Эти категории часто обозначаются как прототип;они представляют собой абстрактный набор признаков, обычно ассоциирую-щихся с принадлежностью объекта к одной категории. Как только прототип сформировался, он хранится в долгосрочной памяти; он воспроизводится вся-кий раз, когда необходимо сравнить, насколько соответствует какой-либо чело-век признакам прототипа.
Стереотипы,можно рассматривать как прототипы, возникшие на основе таких демографических характеристик, как пол, возраст, физические возможно-сти, расовая и этническая принадлежность.
На рисунке видно что схемы важны не только на стадии структурирования они влияют и на остальные стадии процесса восприятия. Более того, схемы в огромной степени опираются на автоматическую обработку информации, что позволяет людям прибегать к контролируемой обработке лишь в случаях необ-ходимости.
Интерпретации.Как только определенные стимулы привлекли ваше внимание, и вы сгруппировали, или структурировали эту информацию, насту-пает следующий этап — раскрытие причин, лежащих в основе действий. То есть даже внимание вас и вашего друга привлекла одна и та же информация и вы структурировали ее одинаково, интерпретировать ее вы можете по-разному или приписывать воспринятому вами различные причины.
Воспроизведение.Каждая из предыдущих стадий формирует часть памя-ти и вносит свой вклад в хранящиеся в ней стимулы или информацию. Для того чтобы использовать информацию, хранящуюся в нашей памяти, мы должны воспроизвести ее. Это ведет нас к следующей стадии — воспроизведению.
Все мы иногда не может воспроизвести информацию, хранящуюся в на-шей памяти. Еще чаще наши воспоминания стираются, вследствие чего удается воспроизвести лишь часть информации. В этом очень важную роль играют схемы. Схемы мешают людям запоминать вещи, не входящие в них.