Форма государственного правления. Форма правленияпредставляет собой порядок образования и структу­ру высших органов государственной власти и распределение компетенции между ними

Форма правленияпредставляет собой порядок образования и структу­ру высших органов государственной власти и распределение компетенции между ними. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.

Монархия (от греч. monarhia — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличное главы государства - монарха (короля, императора, шаха, царя). Власть монарха, как правило, передается по наследству, осуществляется бессрочно, она производна от какой-либо другой власти, органа или избирателя, глава государства не несет юридической ответственности.

Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конститу­ционные) монархии.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широ­кими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сфе­рах. Примером могут служить государства прошлого – Османская империя, Австро-Венгерская империя, Российская империя и современные – султа­нат Брунея.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монар­хия (от греч. theos — бог, kratos — власть) — такая форма правления, при кото­рой церковь не отделена от государства, публичная власть сосредоточена в руках главы церкви или духовенства (Ватикан, Саудовская Аравия, Катар).

Наибольшее распространение монархическая форма правления получи­ла в условиях феодализма. Затем в результате эволюции форм государствен­ной власти и приспособления этого феодального института к меняющимся социально-экономическим условиям появляется новый вид монархии; кон­ституционная (или ограниченная).

Конституционная монархия возникает в тех странах, где буржуазия в силу различных причин приобретает экономическое и политическое господство постепенно и потому вынуждена идти на политический компромисс с дво­рянством, делить с ним государственную власть. Отличительной особен­ностью конституционной монархии является ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют два вида конституционной монархии: парламентарную и дуалистическую.

Наиболее распространенным видом монархии в настоящее время явля­ется парламентарная монархия. Правительство формируется парламентским большинством, подотчетно парламенту (от фр. parler — говорить), а не монар­ху. Лидер партии, получившей большинство депутатских мест, становится: главой правительства. Власть монарха ограничена в сфере законодательной и исполнительной власти. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. Действует принцип: монарх царствует, но не правит. В то же время нельзя не отметить, что монархи пользуются большим авторитетом у нации. Примером таких монархий являются многие современные государства Европы и Азии: Великобритания, Дания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.

Другая форма правления — республиканская. Республика (от лат. respublica: res — дело, publicus — общественный) — это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется избранными на определенный срок органами. В качестве источника власти выступает на­род. В настоящее время из 190 государств мира более 140 – это республики.

Основные признаки республики:

– коллегиальное правление, осуществляемое не одним лицом, а систе­мой государственных органов;

– принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– власть производна от избирателей или общенационального предста­вительного органа;

– представители органов власти и высшие должностные лица избирают­ся на определенный срок;

– высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Выделяют три основные разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).

Президентская республика характеризуемся значительной ролью президен­та в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Он избирается независимо от парла­мента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава пар­тии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несо­впадение партийного состава правительства и парламентского большинства.

Отличительной чертой президентской республики является четкое раз­деление законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Парламент может ограничивать действия президента только при помощи законов и через утверждение бюджета. Президент обыч­но обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом за­конодательной инициативы. Классический пример президентской республики - Соединенные Штаты Америки, где была впервые введена эта форма правления. В странах Западной Европы президентская республика не по­лучила распространения, но она преобладает в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.).

В парламентской республике правительство формируется на парламент­ской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что при определенных условиях влечет от­ставку правительства. Глава государства (премьер-министр, канцлер) из­бирается, как правило, парламентским путем, т. е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др.

Выделяют также смешанную (полупрезидентскую) республику. Эта фор­ма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффек­тивным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее глав­ная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Франции и др.

Дискуссионным является вопрос о том, к какому виду республик отно­сится Россия. Думаем, что форму правления, установленную в Российской Федерации, следует рассматривать как полупрезидентскую республику.

Наши рекомендации