Тема 3.3. Становление западноевропейской средневековой цивилизации
Средневековая цивилизация Запада и рожденная в ее лоне культура рыцарства – явления, которые можно понять лишь в режиме «большого времени». Истоки этих феноменов в варварском мире, их культурный резонанс во многом определяет характер культурных ценностей современного европейца. Идеалы героизма, мужества, честности, верности долгу, «высокой» любви, словом все-то, что составляет «сухой остаток» живой и многообразной картины рыцарской культуры Западной Европы, имели ярко выраженную индивидуалистическую интонацию.
Именно специфика социокультурного ландшафта рождения и бытования рыцарской культуры в Европе придала ей своеобразное звучание и оформление в соответствующих эпохе понятиях и ценностях. Подчеркнем, что в этом смысле чрезвычайно значимыми оказались исторические условия генезиса рыцарства, элита которого обладала относительно широкими материальными и властными ресурсами, чтобы «держать дистанцию» по отношению к правителю. Значимыми оказались и отношения внутри рыцарской среды, позволившие сформироваться относительно автономной человеческой личности мелкого и небогатого рыцаря. В этом смысле образ д?Артаньяна, культовый образ для европейца, является квинтэссенцией мироощущения свободной личности, для которой понятия долга и чести опосредованы ее личным выбором.
Именно это своеобразие вкупе с теми смыслами, которые были переданы средневековому Западу античной и христианской культурными традициями со свойственными им персонализмом и гуманизмом, зададут рыцарской среде особое интонирование темы человека. При этом важно подчеркнуть, что при всей своей избыточности, или, что одно и то же, романтизации, рыцарские идеалы и ценности во многом будут направлять духовные поиски европейцев последующих эпох. Как и культура варварской Европы, культура рыцарского мира внесет свой вклад в тот культурный багаж, который ляжет в основу европейского гуманизма, пронизанного ценностью и значимостью человеческого «Я» во всех проявлениях его диалога с окружающим миром.
Новая жизнь имперской идеи
История Средневековой цивилизации знает две попытки создания в Западной Европе универсальных империй. Первая связана с историей Франкского королевства, которое было создано Хлодвигом (465/466-511) в 486 г. В VIII-IX вв. завоевания франкского короля Карла Великого (742-814) привели к тому, что территория Франкского государства простиралась от Эбро до Эльбы, от Ла-Манша до Адриатического моря. В 800 г. папа Лев III увенчал Карла императорской короной. В годы правления 2-х династий Меровингов (первая династия франкских королей, к которой принадлежал Хлодвиг) и Каролингов (названной по имени Карла Великого) земледельческая община как совокупность больших семей превратилась в соседскую общину, возник аллод частная собственность на землю, появился бенефиций (условное пожалование) начали формироваться вассальные отношения, оформилась система иммунитетов (территория, свободная от посещений и вмешательств судебных и других должностных лиц короля). Начала складываться ступенчатая иерархическая структура класса феодалов: крупные вассалы имели под своим началом более мелких вассалов. При внуках Карла Великого, согласно Верденскому договору 843 г., империя распалась на три королевства. Людовик Немецкий получил Германию, Карлу Лысому достались земли будущей Франции, Лотарь получил обширную полосу владений между землями двух своих братьев. Так было положено начало трем современным европейским государствам Франции, Германии, Италии.
Вторая попытка реализовать идею империи в Западной Европе связана с образованием Священной Римской империи. Еще в начале X в. на месте Восточнофранкского королевства появилось Германское королевство. Германский король Оттон I (912-973), совершив несколько военных походов в Италию, добился коронации в Риме. Римский папа возложил на него, как за полтора века до этого на Карла Великого, императорскую корону. Так возникла большая империя, куда вошли германские земли, Северная и Средняя Италия, Чехия, Бургундия, Новое государство получило название Священная Римская империя (с конца XV в. Священная Римская империя германской нации.) Ее правители претендовали на роль преемников римских императоров. Оттон III (980-1002) перенес свою резиденцию в Рим и вынашивал планы создания всеевропейской католической империи с центром в Риме и двуединой властью папы и императора. Однако, новое политическое образование было достаточно рыхло и неустойчиво. Уже в 1356 г. император Карл IV (1316-1378) издает Золотую буллу как главный закон государственного устройства Священной Римской империи. Она, санкционируя реально существующее тогда в Германии многовластие, признавала полную политическую самостоятельность курфюрстов и князей и определяла порядок избрания императора коллегией, состоящей из семи местных правителей и духовных лиц. По сути, за феодалами утверждалась полная верховная власть в их владениях. (Золотая булла была отменена только в 1806 г.). К концу XV в. таких владений было почти 300. Таким образом, идея создания в Западной Европе универсальной империи не была осуществлена. Однако империи, созданные Карлом Великим и Оттоном I сыграли важную объединяющую роль.
Идею единства европейской цивилизации утверждала и католическая церковь через проповедь идеи особого христианского мира. Эта идея соответствовала и экономическим интересам, а поэтому поддерживалась торгово-политическими союзами.