Г.
В 2009 г. партия, победившая на региональных выборах, имеет право выдвигать кандидатуры губернаторов
С 2012 г. – возвращение выборов губернаторов (ограниченные выборы, из числа кандидатур, предложенных Президентом)
30 декабря 2008 г. – увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет, сроков полномочий Государственной Думы – с 4 до 5 лет. Цель – развести электоральные циклы.
Политическое развитие в 2000-е гг.:
В выборах депутатов Государственной Думы, состоявшихся 7 декабря 2003 г., приняли участие 23 политические партии и избирательных блока. Убедительную победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия» (37,1% голосов избирателей). 12,7% набрали коммунисты, 11,6% – ЛДПР. Прошел в Думу и новый избирательный блок «Родина» – 9,1% голосов. Право на представительство в парламенте, не преодолев 5%-й барьер, не получили партии «Яблоко» и «Союз правых сил», что свидетельствовало о кризисе доверия избирателей к правым политическим силам и изменении электоральных предпочтений граждан России.
24 февраля 2004 г., за три недели до президентских выборов, В. В. Путин отправил в отставку правительство во главе с М. М. Касьяновым, объяснив это двумя причинами: политической и административно-организационной. Первая – стремление познакомить общественность с человеком, который будет представлен в качестве председателя Правительства Российской Федерации. Вторая – необходимость повышения эффективности работы правительства в рамках административной реформы и доведения ее до логического завершения. После недельной паузы Президент предложил на пост премьер-министра М. Е. Фрадкова, кандидатура которого была утверждена Государственной Думой 5 марта 2004 г.
Убедительную победу на президентских выборах 14 марта 2004 г. вновь одержал В. В. Путин, за которого проголосовали большинство избирателей – 71,31%.
Второй президентский срок В. В. Путина (2004–2008 гг.) характеризовался продолжением экономического роста, укреплением стабильности в обществе, повышением авторитета России на международной арене.
Довольно позитивно работало российское Правительство под председательством М. Е. Фрадкова, которого в сентябре 2007 г. сменил В. А. Зубков.
К концу 2000 г. сотрудничество и взаимопонимание между Президентом Российской Федерации и Госдумой существенно окрепли, что положительно сказалось на прохождении в парламенте ряда законопроектов, инициированных Президентом: они были приняты в результате того, что их поддержали две влиятельные фракции – «Единство» и «Отечество». Между этими фракциями установились регулярные консультации и контакты, как на уровне лидеров, так и между рядовыми членами. В начале 2002 г. произошло слияние двух структур в единое целое и образована самостоятельная партия.
Весной 2001 г. проблема партстроительства стала актуальной и для партий, которые занимают правый фланг в политической жизни страны. В апреле—мае 2001 г. прошли съезды по самороспуску небольших партий либеральной ориентации – «Демократический выбор России», «Новая сила» и др. Работа по подготовке создания единой партии правых длилась около года и завершилась в начале 2002 г. В этом же году общественно-политическое движение «Яблоко» было преобразовано в партию «Яблоко».
Победа В. В. Путина на президентских выборах привела к изменению тактики КПРФ: она сочла необходимым отказаться от открытой враждебности, наиболее ярко проявившейся весной 1999 г. в обвинении Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина в государственной измене и попытке реализовать импичмент. Новая тактика КПРФ проявилась в двух установках: во-первых, в документах партии, в публичных выступлениях Г.А. Зюганова и других лидеров на длительный срок исчезли нападки на Президента Российской Федерации, и, во-вторых, фракция КПРФ в Госдуме заняла, лояльную позицию, выразила готовность конструктивно сотрудничать с фракцией «Единство» в работе Государственной Думы. Это привело к тому, что две фракции поделили между собой почти 90% постов руководителей 28 комитетов нижней палаты. Следует отметить, что это решение ущемило интересы фракций ОВС, СПС и «Яблоко», и они в знак протеста в течение трех недель бойкотировали заседания Госдумы.
В результате выборов в IV Государственной Думе (2000–2004) 237 мест получила партия «Единая Россия», 47 – КПРФ, 29 – ЛДПР, 21 – «Независимые депутаты», 11 – «Родина».
В Государственной Думе 5-го созыва (2007–2011) 315 мест – конституционное большинство – получила «Единая Россия», 57 – КПРФ, 40 – ЛДПР, 38 – «Справедливая Россия». Выборы показали политическую преемственность. В Думу прошли те же партии, что были и в предыдущей. Изменилась только расстановка сил. В самой Думе возможна коалиция «ЕР» и «СР» – их объединяет Путин. Вне парламента возможен самороспуск мелких партий, реанимация либерального крыла. В целом же идет тенденция к двухпартийной системе. Основная идеологическая линия проходит между социалистическим, левым направлением (КПРФ, «СР») и несоциалистическим, рыночным (ЛДПР и «ЕР»).
2005 г. – на выборах в ГД отменили одномандатные округа, запретили избирательные блоки и повысили барьер с 5 до 7%.
2009 г. – федеральный список кандидатов, получивший от 5 до 7%, получает 1-2 депутатских мандата.
2011 – проходной барьер снова понижен с 7 до 5%, возвращены одномандатные округа.
Закономерным является процесс сокращения количества партий, участвующих в выборах в Государственную Думу. В 1995 г. в думских выборах участвовали 43 партии и движения (а всего тогда одних только партий в стране было около 150). В 1999 г. их стало уже 26. В 2003 г. осталось 23, в 2007 г. — 11, в 2011 г. – 7.
В перспективе в партийном строительстве возможно создание в России двухпартийной политической системы, которая предполагает наличие в стране мошной партии власти, которая занимает центристские позиции и служит главной опорой политической системы. Предусматривается наличие оппозиции, но в отличие от оппозиции в любой западноевропейской стране, по мнению политтехнологов, у нее не должно быть шансов выиграть на очередных выборах, тем самым создав возможность изменить курс страны. Оппозиция в такой схеме будет на двух противоположных флангах – левом и правом.
Минимальная численность политических партий установлена в 50 тысяч, это – условия для регистрации.
Политические успехи – целостность и стабильность страны, восстановление порядка и верховенства российской Конституции во всех регионах и республиках. Идет судебная реформа, приняты Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Трудовой и другие кодексы. Быстрее стали приниматься законы. В 2000 г. в 1,2 раза была повышена заработная плата судей, увеличены ассигнования на деятельность судов. В мае 2001 г. в Государственную Думу на рассмотрение были внесены 4 из 11 законопроектов судебной реформы («О статусе судей», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «О внесении изменений в Законы «О Конституционном Суде», «О судебной системе РФ»), а также целый блок поправок в уже принятые нормативные акты.
Однако темпы строительства гражданского общества следует оценивать сдержанно: «сдвинулись с места», «сделан первый шаг». Это касается земельной, военной и административных реформ, налогового законодательства, пенсионной реформы, реформы естественных монополий.
Основные приоритетные программы:
— преодоление бедности;
— увеличение внутреннего валового продукта (ВВП) в два раза;
— модернизация Вооруженных сил и перевод их на профессиональную основу (к 2008 г. срок службы призывников должен сократиться до одного года).
В 2007 г. был создан Государственный антинаркотический комитет, проведена реформа Генеральной прокуратуры, вследствие которой образован Следственный комитет.
В целом для политики В. В. Путина характерна открытость, стремление к сильной власти, без которой невозможен прорыв ни в одной из кризисных областей, желание вернуть России статус великой державы.
После выборов в Государственную Думу в декабре 2007 г. начался процесс выдвижения кандидатов на пост Президента России. Судьбоносное заявление прозвучало в Кремле на встрече с руководителями четырех партий – «Единой России», «Справедливой России», «Аграрной партии» и «Гражданской силы». Они предложили выдвинуть Д. А. Медведева единым кандидатом в Президенты. 17 декабря 2007 г. «Единая Россия» официально выдвинула Д. А. Медведева кандидатом на пост президента. От других политических сил о своем желании участвовать в предвыборном процессе заявили Г. Зюганов, В. Жириновский, Б. Немцов, экс-премьер М. Касьянов, бывший член Политбюро ЦК КПСС, участник ГКЧП О. Шенин и др. Но главное – Д. А. Медведева поддержал действующий президент. Более того, едва став кандидатом, он предложил В. В. Путину возглавить правительство после выборов президента. Президент на съезде «Единой России» заверил, что готов к новой работе.
2 марта 2008 г. на очередных президентских выборах победил Д. А. Медведев (70,28% голосов избирателей), поддержанный В. В. Путиным и партией парламентского большинства «Единая Россия», набравшей на декабрьских (2007 г.) выборах в Государственную Думу 60,34% голосов (315 мандатов).
В. В. Путин дал согласие новому Президенту РФ работать главой Правительства (с 8 мая 2008 г.). Это свидетельствует о стабильности и преемственности политического курса это крайне важно в условиях мирового экономического кризиса, затронувшего серьезно Россию.