Межнациональные отношения. Сепаратистские тенденции. Проблема Чечни и попытки ее решения.
После распада СССР разрушительные тенденции затронули не только другие социалистические страны, они пошли вглубь Российской Федерации. Поэтому основной внутриполитической задачей российского руководства стало предотвращение распада России.
Весной 1990 г. были созданы новые органы государственной власти РСФСР – Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. 12 июня 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР, на нем была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
17 марта 1991 г. был проведен республиканский референдум РСФСР, на котором большинство россиян высказалось за введение в РСФСР поста Президента.Первые президентские выборы состоялись 12 июня 1991 г., в годовщину принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. На выборах победил Б. Н. Ельцин. Он стал первым Президентом РСФСР.
После провала августовского путча 1991 г. рычаги государственной союзной власти стали утрачивать свое влияние, все учреждения и предприятия начали автоматически переводиться из общесоюзного в республиканское подчинение.
В декабре 1991 г., после окончательного распада СССР, РСФСР приобрела статус независимого государства и была признана в качестве правопреемника СССР мировым сообществом.
В апреле 1992 г. название республики РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) было изменено на РФ (Российскую Федерацию или Россию, что признавалось равнозначным).
Немаловажную роль в углублении данного негативного процесса сыграли заявления М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина. М. С. Горбачев, предлагая создать ССГ, тем самым предоставил возможность самоопределения не только союзным, но и автономным республикам. Б. Н. Ельцин в своем заявлении «Берите на себя столько суверенитета, сколько сможете унести» дал возможность каждой автономной республике, и даже автономной области, заявить о своем отказе от статуса автономии и объявить о своем желании выйти из состава России (Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чеченская Республика). Некоторые автономные республики, как, например, Чеченская Республика, заявили о своей готовности вооруженным путем защищать собственный суверенитет.
1991 г. в большинстве бывших автономий избраны президенты.
Руководство их лавирует и стремится для себя приобрести как можно больше прав и полномочий, обеспечить переход гос. собственности к республикам.
К 1992 г. отношения России с субъектами Федерации были в некоторой степени урегулированы.
31 марта 1992 г. в Москве состоялось подписание Федеративного договора. В соответствии с данным договором статус субъектов Российской Федерации получали не только республики (бывшие автономные республики и автономные области, кроме Еврейской АО), но и автономные области, автономные округа, крупные административно-территориальные образования – края, области, а также два города – Москва и Санкт-Петербург, которые впоследствии стали называться городами федерального значения.
Федеративный договор 1992 г. включал в себя три отдельных договора:
1) Договор о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ;
2) Договор о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ;
3) Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области и автономных округов в составе РФ.
Федеративный договор определил взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. Он был одобрен 9 апреля 1992 г. VI Съездом народных депутатов РФ.
Зафиксировано федеративное устройство государства и тем самым предотвращен его дальнейший распад. Россия становилась полной федерацией, так как все ее отдельные составные части приобрели статус субъектов. Кроме того, Россия стала смешанной федерацией, так как часть ее субъектов (32) строилась на основе национально-территориального принципа, а часть (57) – по национальному принципу.
По этому договору республики имеют бóльшие права, чем края или области. Поэтому края и области начинают борьбу за равные права с республиками. В Вятке и Туле – свои конституции, Вологда провозгласила суверенитет. Ноябрь 1993 г. – образована Уральская республика (Свердловская область).
Конституция 1993 г. закрепляла федеративное деление РФ на 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.
Теперь число субъектов Федерации изменилось:
Республики: 21
Края: 9
Области: 46
Города
федерального значения: 2
Автономная область: 1
Автономные округа: 4