Март – апрель 1993 г. €

Однако противостояние ветвей власти продолжалось. Теперь главным объектом критики со стороны Верховного Совета стал сам Президент. Началась «холодная война» между Президентом России и Верховным Советом, в ходе которой на сторону последнего перешел вице-президент А. В. Руцкой. В стране фактически начало складываться двоевластие. 20 марта 1993 г. Б. Н. Ельцин в телевизионном выступлении в достаточно резких выражениях отозвался о действиях Верховного Совета и Съезда народных депутатов, которые, по его мнению, мешают продолжению реформ в стране.

В ответ на это законодательная власть срочно созвала внеочередной Съезд народных депутатов, где был поставлен вопрос об отрешении Президента России от должности. Импичмент не удался, противники Президента не набрали необходимого количества голосов. Тогда было решено провести 25 апреля 1993 г. общероссийский референдум по вопросам, сущность которых составляла основу противостояния властей. Но ни одна из сторон по итогам референдума не получила решающей поддержки избирателей.

Пихоя:

Истоки и начало конституционного кризиса.Сохранялось противоречие между принципом всевластия Советов, закрепленном в Конституции, правом Съезда и Верховного Совета решать все вопросы, относившиеся к компетенции России, с одной стороны, и провозглашавшимся, но не закрепленном конституционно, принципом разделения властей – с другой. Характерной особенностью политического процесса начала 1990-х гг. стала «путаница компетенций», стремление и исполнительной, и представительной властей «играть на чужом поле».

В октябре 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Президент получил от Съезда право издавать указы по экономическому реформированию страны. Съезд предоставил эти полномочия Президенту на год – до декабря 1992 г. На год исполнительная власть вторгалась в компетенцию власти законодательной. Че­рез год, на VII Съезде народных депутатов в декабре 1992 г. Хасбулатов предложил принять новые поправки к Конституции. Согласно им, Правительство должно было быть подчинено Съезду, затем – Верховному Совету и лишь потом – Президенту. Съезд должен был получить право утверждать не только Председателя Правительства, но и всех его заместителей, силовых и ключевых министров. Таким образом, исполнительная власть могла оказаться под полным контролем Советов.

Затихла активность Съезда и Верховного Совета по принятию новой Конституции. Съезд провел огромное количество изменений текста старой советской Конституции РСФСР 1978 г. За 1990–1992 гг. в текст Конституции было внесено около 300 изменений. Старая Конституция была тем и хороша, что она предполагала наделение Советов всех уровней рядом функций исполнительной власти и, главное, декларировала тезис «Вся власть Советам!»

В ответ на попытку подчинить исполнительную власть Съезду и Верховному Совету Б. Н. Ельцин выступил 10 декабря на Съезде с резким заявлением, предлагая провести всенародный референдум. Он призвал своих сторонников покинуть заседание Съезда. Нажим Б. Н.Ельцина на депутатов Съезда привел к обратному результату. За Президентом ушло всего около 150 человек. Это стало несомненным поражением Президента и тех его сторонников, которые продумывали план его действий на Съезде.

В политической атмосфере явно нависла угроза обвинения Президента в том, что он, намереваясь распустить Съезд, нарушал ряд статей Конституции. В работу Съезда вмешался Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин. В обстановке стремительно нараставшего конфликта он взял на себя роль посредника между Р.И. Хасбулатовым и Б.Н. Ельциным. 11–12 декабря при участии В.Д. Зорькина состоялись переговоры между Б. Н. Ельциным и Р. И. Хасбулатовым. Итогом этих переговоров стал согласительный документ «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Там содержался компромисс: Президент отправлял в отставку первого вице-премьера Е. Т. Гайдара; главой Правительства был назначен и утвержден Съездом B. C. Черномырдин, объявивший о необходимости пересмотра экономической политики. В свою очередь, Съезд и Верховный Совет обязывались приос­тановить решение о подчинении Правительства Съезду и Верховному Совету. На Съезд – не позднее 11 апреля 1993 г. – должен был быть вынесен проект новой Конституции.

Несостоявшийся импичмент.Компромисс просуществовал недолго. Гайдар был отправлен в отставку. Свою часть договоренностей Верховный Совет выполнять не спешил. Р. И. Хасбулатов вскоре после Съезда к удовольствию значительной части депутатов Верховного Совета отмежевался от недавних договоренностей с Президентом.

Президент продолжал настаивать на проведении референдума. На VIII Съезде, начавшем свою работу 10 марта 1993 г., по существу произошел конституционный переворот: в Конституцию были включены поправки, согласно которым Правительство должно было быть подчинено Съезду и Верховному Совету.

В ответ на это 20 марта Б.Н. Ельцин обратился к гражданам России, обвинив руководство Верховного Совета в попытке антиконституционного переворота. Против Обращения Президента выступили Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, Генеральный прокурор В. Г. Степанков, вице-президент А. В. Руцкой и руководство Верховного Совета. Уже на следующий день, 21 марта 1993 г.,Президиум Верховного Совета постановил соз­вать заседание Верховного Совета и оценил Обращение Президента к гражданам России как покушение на конституционные основы российской государственности. Возникла реальная угроза вынужденной отставки – импичмента Президента. Было принято решение о срочном созыве внеочередного – IX Съезда народных депутатов. Он начал свою работу 26 марта 1993 г. Его главной целью стала отставка, импичмент Президента на основании обвинения в совершении государственного переворота. Главным действующим лицом для предъявления обвинений и запуска процедуры импичмента стал Председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин.

Когда были подведены итоги голосования, то выяснилось, что против Б. Н. Ельцина, за его отрешение от власти проголосовали 617 депутатов. Противники Б. Н. Ельцина недобрали 30 голосов. Он остался Президентом.

Работа IX Съезда продолжилась. Съезд объявил о проведении 25 апреля на всей территории России всенародного референдума по четырем вопросам:

1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину?

2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 г.?

3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?

4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

25 апреля состоялся референдум. По его итогам, доверяли Президенту 58,7% опрошенных, не доверяли – 39,2%; одобряли социально-экономическую политику Президента и Правительства 53%, не одобряли – 44,6%; считали необходимым досрочные выборы Президента 31,7%; досрочные выборы народных депутатов считали необходимыми 43,1% принявших участие в референдуме. Президент одержал победу, так как согласно при­нятому решению он получил поддержку больше половины участвовавших в опросе.

Не успели опубликовать данные референдума, как начались споры об интерпретации его результатов. Президент и его сторонники оценивали его итоги как безусловную свою победу и свидетельство поддержки курса Президента гражданами страны. Верховный Совет доказывал, что Президента и его политику поддержали проголосовавшие, а не все избиратели, имевшие право участвовать в выборах.

Политическая оппозиция решила использовать внепарламентские формы борьбы. 1 мая 1993 г. состоялась многочисленная демонстрация под антипрезидентскими лозунгами. Ее участники под красными знаменами начали жестокую драку с милицией. Было много раненых, горели милицейские машины. События 1 мая 1993 г. объективно стали репетицией применения силовых действий. Они также свидетельствовали о продолжении политического кризиса. Формаль­ным выражением последнего стал кризис конституционный.

Наши рекомендации