Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства 3 страница

Удельные князьяпо мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю становились крупными вотчинниками, а затем подданными великого князя, обязанными ему службой.

Бояре — крупные землевладельцы — также были вассалами, а затем и подданными великого князя.

Бояре возглавляли Государев двор,представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. этот орган разделился на Дворец — хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и Двор,ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.

В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальные иммунитет и привилегии.

Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т. д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы.

Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т. е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть Наместниками.

Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.

Монастырии церковьв XV—XVII вв. являлись одними из крупнейших землевладельцев — они владели 1/3 земель в Русском государстве. Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства.

Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями— не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т. д.

В начале XVI в. иммунитеты были ограничены: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.

Городское население получило название посадские люди.Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения.

Складывалась следующая иерархия посадского населения:

* гости и гостиная сотня — крупные купцы;

* суконная сотня, черная сотня — средние и мелкие торговцы;

* слободы — ремесленные кварталы и цехи.

Часть торгово-ремесленных дворов в городе, находившихся в собственности духовных и светских феодалов, освобождалась от государственного тягла. Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и монастырей в городах и усилить власть государевой администрации. Но проблема взаимоотношений жителей посада и феодалов в целом была решена только в 1649 г.

Крестьянеподразделялись на следующие основные группы: чернотяглые (черносошные), дворцовые и частновладельческие.

Чернотяглые крестьяне несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого Князя. Число этих крестьян постоянно сокращалось, так как князь часто передавал их феодалам.

Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк или отрабатывали барщину.

Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами.

В целом в XIV—XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. С середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. устанавливал правило Юрьева дня — срок для перехода крестьян к другому хозяину. Различий в положении крестьян, холопов и кабальных людей становилось все меньше.

14. Органы власти управления в Русском (Московском) централизованном государстве.

Органы город.управления.Города в данный период не имели са-моуправления.В удел.княжествах управление городами осущ-лось наравне с сел.местностью. С присоединением удел.княжеств к Москве вел.князья,сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами,всегда изы-мали города из юрисдикции бывших удел.князей,распространяли на них непосредственно свою власть.Это дела-лось исходя из значения городов не только как эконом.центров,но прежде всего по воен.соображениям.Города были крепостями.Обладание ими обеспечивало вел.князьям и удержание бывшего удела в своих руках,и оборону от внеш.врагов.Первоначально вел.князья управляли городами так же,как раньше удел.князья,т.е. не выделяя их из своих прочих земель.Наместники и волостели,руководя своим уездом или волостью,управляли в той же мере и городами,находящимися на подвластной им территории.Позже появляются некоторые спец.органы город.управ-ления.Их возникновение связано с развитием городов,в первую очередь как крепостей.В середине XV в. появила-сь должность городчика - своеобразного воен.коменданта города.Он обязан был следить за состоянием город.ук-реплений,за выполнением мест.населением повинностей,связанных с обороной.Уже в XV в. городчики использо-вались и для др.великокняж.дел,в частности земельных.Должность городчика замещалась местными землевлад-цами,преимущественно дворянами и детьми бояр.Городчики,поначалу бывшие довольно малозначит-ыми фигу-рами в гос.управлении,уже к концу столетия стали играть серьезную роль.На первых порах временно,а затем и постоянно за ними закреплялись широкие полномочия в земел.,финанс. и др.отраслях управления, причем не то-лько в пределах города,но и прилегающего уезда.Изменилось и название этих должност.лиц.Их начинают имено-вать городовыми приказчиками.Ведая вопросами военно-хоз-ного и просто хоз-ного порядка,город.приказчики подчинялись великокняж.казначеям.На один город назначалось иногда несколько таких приказчиков.В их лице дворяне и дети бояр получили свой орган мест.управления,а вел.князь - надежных проводников политики цент-рал-ции.

15. Гражданское право по Судебникам XV-XVI вв.

В Судебниках гарантировались права и привилегии феодалов. С целью обеспечения интересов феодалов регулировалось правовое положение феодально-зависимого населения – крестьян и холопов. Так, в Судебнике 1497 г. впервые ограничивалось право крестьянина уходить от господина и закреплялось правило Юрьева дня, что положило начало формированию крепостного права. Судебники подтверждали право феодалов иметь в собственности холопов, усложняли процедуру отпуска холопов на волю. Вместе с тем, отношения властей к холопам было двойственным. Государству было не выгодно увеличение их количества, так как в этом случае сокращалось число налогоплательщиков. Поэтому в Судебниках сокращается число юридических фактов, служащих основанием для обращения в холопы.

В Судебниках закреплялось право собственности феодалов на вотчины – наследуемые земельные владения, определялся особый статус родовых вотчин. Сделки, направленные на отчуждение родовых вотчин, осуществлялись с согласия родственников (право первоочередной покупки). Гарантировалось право родственников на выкуп отчужденной родовой вотчины.

В Судебнике 1497 г. впервые в русском законодательстве упоминается новая форма феодального землевладения – поместье. Обязательным условием пользования поместьем была реальная служба государю. Поместья, в отличие от вотчин, не передавались по завещанию.

До середины XVI в. преобладающей формой заключения договоров оставалось устное соглашение, но уже в это время получает распространение письменная форма (кабала).Сделки с недвижимостью заверялись в официальной инстанции и скреплялись печатью. Личная ответственность должника за неисполнение взятого на себя обязательства(обращение в рабство) заменялась имущественной ответственностью.

По сравнению с предыдущим периодом в наследственном праве завещателю предоставлялась большая свобода при назначении наследника. При завещании имущества за пределы круга близких родственников («сторонним лицам») становится обязательной письменная форма завещания. Родовая недвижимость таким лицам не передавалась – ее можно было получить только в порядке наследования по закону. Основными наследниками по закону традиционно считались сыновья феодала.

16. Уголовное право по Судебнику 1497 года.

Уголовное право. Понятие преступления в Судебнике отлично от Русской Правды. Под преступлением – «лихим делом» – понимались всякие действия, которые так или иначе угрожали государству или господствующему классу в целом и поэтому запрещались законом. Холоп рассматривался уже как человек, способный самостоятельно отвечать за свои поступки и преступления. Усложнялась и система преступлений, появились государственные преступления: крамола и подым. Мерой наказания за государственные преступления устанавливалась смертная казнь.

Предусматривалась развитая система имущественных преступлений: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Из преступлений против личности упоминается убийство (душегубство), оскорбление действием и словом.

В наказании на первое место выступила цель устрашения, появились новые наказания – смертная и торговая казнь (битье кнутом на торговой площади). Предусматривались также лишение свободы и членовредительство (ослепление, отрезание языка).Уголовное право: преступление стало пониматься как «лихо дело» (это тяжкие преступления, отнесенные к ведению Великого князя).

Судебник 1497 г. расширил число преступлений новыми составами:

  1. крамола (государственное преступление);
  2. подым (антиправительственная агитация);
  3. поджог с целью причинения большого ущерба (террористический акт);
  4. головная татьба (кража холопов, кража людей вообще или кража, приведшая к убийству).

Судебник вводит новые наказания, теперь уголовное законодательство стало карательным. Применяются смертная казнь, торговая казнь (битье палками на торговой площади), штраф уходит в прошлое.

Процессуальное право. Изменилась система доказательств. Все свидетели именовались послухами, допускается свидетельство холопов. В качестве доказательств допускались разного рода документы. Доказательством по-прежнему считалась присяга, признавалось также «поле» – судебный поединок, однако в XV в. применение «поля» все больше ограничивалось и в XVI в. постепенно прекратило свое существование.

Наряду со старой формой суда (состязательного процесса), предусматривалась и новая форма судопроизводства – розыск. Розыск отличался тем, что суд сам возбуждал, вел и завершал дело по собственной инициативе. Главным способом «выяснения истины» при розыске являлась пытка

17. Суд и процесс по Судебнику 1497 года.

Судебник 1497 года - это свод законов Русского государства, нормативно – правовой акт, созданный для систематизации существующих норм права, также его называют памятником Русского феодального права XV века.
Судебник 1497г. - это не сепаратный указ и не охранная грамота, это общий государственный закон "о суде, как судите, боярам и окольничим и прочим судьям по всему Московскому государству". Это общая инструкция, первый всероссийский судебный устав.
В основном Судебник 1497г. содержит нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Вместе с тем в него включен ряд норм гражданского права, регулирующих обязательства из договоров - договора купли-продажи, займа, найма, порядок: наследования, разрешение земельных споров.
Источники Судебника 1497 года: основными источниками являлись Русская Правда и Псковская Судная грамота, а также уставные грамоты, обычного права, судебной практики и литовского законодательства. Русская Правда являлась сводом обычных норм и судебных прецедентов и помогала найти нравственную и юридическую «правду», а Судебник уже стал «инструкцией» для организации судебного процесса. В Судебнике нормы права не излагались четко, но по сравнению с предшествующими законами, в нем уже можно было заметить определенную систематизацию. Главными целями Судебника были: распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей.
Судебные акты XV в., раскрывающие характерные черты состязательного процесса, виды судебных доказательств, явились важным источником для Судебника 1497г. В них устанавливалось, кроме явки сторон и свидетелей в суд, ведение протокола судебного заседания - судебный список, который позднее именовался правовой грамотой. В судебных актах, наряду с письменными документами, мы находим доказательства глубокой старины - обход судьями спорных угодий и выдача выигравшей стороне правовой грамоты.
Судебник 1497г.- не простая кодификация изданный ранее актов. Три пятых статей Судебника 1497г. не состоят ни в какой связи с дошедшими до нас различных сводов законов. Наличие в Судебнике 1497г. норм преимущественно уголовного и уголовно-процессуального права обусловливалось процессом централизации, происходившим в Русском государстве.
Содействуя господствующему классу в деле централизации государственного аппарата, Судебник 1497г. установил целую систему судебных органов, их компетенцию, подконтрольность и полную подотчетность великому князю.
Содержание Судебника 1497г. Распадается на четыре части: первую составили статьи, в которых регламентировалась деятельность центрального суда (ст.1-36). В этот же раздел входят и нормы уголовного права (ст.9-14). Вторую часть составили статьи, относящиеся к организации и деятельности местных, областных судов (ст.37-45), третью– статьи по гражданскому праву и процессу (ст.46-66) и четвертую (ст.67-68)- статьи дополнительные, по судебному процессу.
Если обобщить все, что изложено в «Судебнике», то мы увидим, что здесь есть определенное деление на разные отрасли права — административное право, уголовное, хозяйственное право. И, конечно, здесь мы видим нормы процессуального права, т. е. нормы ведения процессов. Кто должен быть свидетелем, как вести дознание, какие должны быть пошлины и т. п. Это еще не кодекс, но уже попытка кодифицирования тех традиций, обычаев и законов, которые имели место.

18. Судебники XV-XVI вв. Общая характеристика.

Проект работы был выполнен дьяком Владимиром Гусевым, а затем получил силу закона в 1497 году с сентября, будучи утвержден великим князем с его детьми и боярами.

Причина появления судебника:

1.распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства

2. ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей.

3. центральное управление и суд не были определены.

Судебник-инструкция для организации судебного процесса (“суда”).

Новый общий закон не имел никакого названия, но обычно он именуется судебником по аналогии с царским Судебником.

Источник:

1. Уставные грамоты местного управления

2. Псковская Судная грамота.

3. Нормы обычного права (единичные случаи)

4. Судебная практика.

5. Нормы Русской Правды.

Особенности:

1. Законодатель судебника приспосабливал вечевое законодательство к особенностям Низового государства.

2. Законодатель судебника дополнил текст Псковской Судной грамоты пояснениями.

3. Иногда полное заимствование Псковской Судной грамоты.

4. Иногда извращал смысл Псковской Судной грамоты. ст.54.

Судебник беднее Псковской Судной грамоты по языку, по юр. концепции и искусству редакции.

Судебник не мог воспользоваться обычным правом из-за своего содержания (посвящен практически весь судопроизводству), кроме некоторых понятий уголовного права (отличие веломого лихого человека от простого преступника) и немногих понятий гр. права(ст. 63 о трехлетней давности; ст. 61 - об ответственности за потраву соседей,обязанных огораживать поля, ст. 57 - о переходе крестьян в Юрьев день).

Новые постановления, относящиеся к правотворческой деятельности Ивана 3:

1. запрещение отказывать в правосудии (ст.2), но не наказывает

2. законы о взяточничестве и лжесвидетельстве и др.

Система.

Судебник можно разделить на три части: первая (ст.1-36) о суде центральном;

вторая(ст.37-44) о суде провинциальном (наместничьем); третья часть (ст. 45-55 с добавочными ст.67-68) содержит в себе материальное право (о давности,наследстве, договорах займа и купли-продажи, о переходе крестьян, о холопстве).Основное содержание - процессуальное право. Судебник не охватил всех правовых форм Руси, поэтому он не исключал применения обычного права.

Судебник 1550г.

Причина появления: реформы Ивана Грозного и недоработанность первого судебника.

стр. 230-231.

Судебник царский издан с участием его братьев и бояр. В 1550 году он был уже подготовлен, но получил свою силу только в 1551 году после его утверждения на Стоглавом соборе.

Источник:

1. Судебник1497 года с дополнениями.

Судебник наказывает за отказ в правосудии судей.

Особенности:

1. В Судебнике1550 года расширяется круг регулируемых вопросов, проводится определенно выраженная социальная направленность наказания, усиливаются черты розыскного процесса.

2.Регламентация охватывает сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. 3.Закрепляется сословный принцип наказаний и одновременно с этим расширяется круг субъектов преступления - в него включаются холопы.

4. Значительно определеннее разрабатываются формы вины.

19. Оформление сословного строя в России в XVI-XVII вв.

В середине XVI в. изменяется форма* монархии, из раннефеодальной она становится сословно-представительной.

Сословно-представительная монархия - это централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом, который возникает вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной системы управления государством, в которой главной фигурой становится глава государства - монарх.

Статус монарха изменяется, он провозглашает себя царем, усиливается его власть. Боярская дума остается ограничением царской власти, даже при введении Иваном Грозным опричнины.

Новым высшим органом государства становятся Земские соборы, через которые царь привлекал к государственному управлению дворянство и посадское население.

Земский собор состоял из двух палат:

1) верхней палаты, куда входили царь, Боярская дума, верхи духовенства. Члены верхней палаты не избирались, а входили в ее состав на основании занимаемого ими положения;

2) нижней палаты, которая формировалась из представителей дворянства, торговых людей, купечества путем либо выборов, либо царского назначения. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Сложилась разветвленная система приказов - органов, курирующих вверенное им государственной властью направление. Ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Иваном IV была проведена военная реформа. Основу армии стали составлять дворянская конница и стрельцы.

Реформа местного управления, проведенная в середине XVI в., отменяет систему кормления. На местах создаются губные и земские органы управления, которые возглавляли губные старосты и целовальники. Они избирались местным дворянством, их основной обязанностью была борьба с разбоями и антифеодальными выступлениями крестьян. Губными органами руководил. Разбойный приказ. Земские органы создавались для сбора налогов, управления посадами и черносошными крестьянами. В городах вводится институт воевод. Они осуществляли военную, гражданскую, судебную функции, контролировали сбор налогов. Воеводы имели свою канцелярию - съезжую избу. Их компетенция была довольно широкой, но они во всем подчинялись центру, назначались из числа бояр и дворян и получали государево жалование.

20. Сословно-представительные органы в России в XVI-XVII вв.

Создание централизованного Русского государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI—XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершен» всеобщее закрепощение крестьян.

Создание единого государства ^ало необходимые ресурсы для активной внешней политики. 3 середине XVI в. Россией были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, а Ногайская орда признала вассальную зависимость от, России. Далее в состав России вошли Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. В1582 г. началось покорение Сибири, и к концу XVII в. вся Сибирь била присоединена к России. В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Таким образом формировался многонациональный состав Русского государства. К XVII в. Россия по своей территории и численности населения стала крупнейшие в мире государством.

В середине XVI в. происходящее социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства м сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-редставительных органов — земских соборов. Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — абсолютная монархия.

21. Русская Православная Церковь, ее организация и юрисдикция в XVI-XVII вв.

Церковь и церковное право в период сословно-представительной монархии.

Преуспевала и Церковь, которой в тот период (митрополиту, епископам и монастырям) принадлежала треть всего негосударственного земельного фонда. Защищая устои православия как символа общегосударственного единства, Церковь старалась занять ведущее место в процессе объединения страны, а вместе с тем - укрепить и расширить свое материальное благосостояние за счет новых земельных приобретений, а политический и идеологический вес – за счет своего влияния на новый государственный и общественный порядок. О том, что Церковь играла не только духовную роль в строительстве русского централизованного государства, говорит в частности тот факт, что еще с начала XVI века широко практиковались расширенные заседания боярской думы с церковными соборами.

Одна из попыток урегулировать взаимоотношения между Церковью и государством в середине XVI века была предпринята на Стоглавом соборе 1551 г., на котором воинствующим церковникам - “иосифлянам” - удалось отстоять свои огромные земельные богатства от секуляризационных устремлений царя Ивана IV. Монарх хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению Церкви и ограничению ее привилегий. Работа собора протекала главным образом так: царь задавал вопросы, заранее составленные его приближенными, собор, возглавляемый митрополитом Макарием, давал на них ответы. Вопросы Ивана IV относились к чисто церковной области. Собору предстояло в целом обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, положение низшего духовенства.

В результате все же был достигнут некий компромисс: ограничивался рост церковных землевладений, положения царского Судебника распространялось и на “святительский” суд, монастыри лишались пожалования из царской казны - “руги”, однако основные позиции русского духовенства остались непоколебимыми.

Утверждение о силе и влиянии Церкви в Русском государстве XVI века сомнений не вызывает, но приведенное выше обоснование этого вывода представляется весьма спорным. Во-первых, вряд ли возможно говорить о реальном существовании “русской буржуазии” в XVI веке, когда даже феодальные отношения в России еще не были окончательно оформлены. Во- вторых, и в более поздний период уже сложившихся буржуазных отношений российская общественная мысль не допускала сколько-нибудь значительных выпадов в сторону православия.

22. Соборное Уложение 1649 г. Общая характеристика.

Собо́рное уложе́ние 1649 года — свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи.

Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года.

К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан во все приказы и на места. Источниками Соборного Уложения были Судебники, указные книги Поместного, Земского, Разбойного и др. приказов, царские указы, думский приговоры, решения Земских соборов, Стоглав, литовское и византийское законодательство. Всего в Уложении было 25 глав, 967 статей. В нем было систематизировано и обновлено все российское законодательство. В нем были разработаны вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права и порядка судопроизводства. В СУ впервые был обозначен статус главы государства, т.е. царя как самодержавного и наследного монарха. В ряде глав были закреплены нормы, обеспечивающие защиту царя, церкви, дворян от выступлений народных масс. В гл. II и III было разработано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевались, прежде всего действия, направленные против личности монарха, власти и ее представителей. За действия "скопом и заговором" против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась "смерть безо всякия пощады". Гл. I была посвящена защите интересов церкви от "церковных мятежников". Соборное Уложение 1649 г. брало под защиту дворян за убийство холопов и крестьян (главы XX—XXII). О резкой социальной дифференциации и защите государством интересов "верхов" свидетельствует разница в штрафах за "бесчестье": за крестьянина — 2 руб., гулящего человека - 1 руб., а за лиц привилегированных сословий — до 70-100 руб. Т.е. в тексте Уложения были открыто закреплены привилегии господствовавшего сословия и зафиксировано неравное положение зависимых сословий. Соборное Уложение 1649 г. - значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В нем регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии самодержавия и крепостного строя; оно отвечало интересам класса дворян. Этим объясняется его долговечность. Оно оставалось основным законом в России вплоть до первой половины XIXв. (до 1832г).

23. Вещное и обязательное право по Соборному Уложению 1649 года.

Развитие товарно-денежных отношений, формирование новых типов и форм собственности, количественный рост гражданско-правовых сделок - все это побуждало законодателей выделить гражданско-правовые отноше-ния, регулируемые специальными нормами, с достаточной определенностью. Следует учесть, что в Уложении один и тот же правовой источник мог да-вать несколько не только альтернативных, но и взаимоисключающих реше-ний по одному и тому же вопросу. Нечеткость определения той или иной категории часто создавала ситуацию, в которой происходило смешение разнородных норм и обязательств. Субъектами гражданско-прововых отно-шений являлись как частные (физические), так и коллективные лица. В 17 веке отмечался процесс постепенного расширения юридических прав част-ного лица за счет уступок со стороны прав лица коллективного. Высво-бождаясь из-под жесткого контроля родовых и семейных союзов, частное лицо в то же время попадает под сильное влияние других коллективных субъектов, и прежде всего, государства (особенно в сфере вещного и наследственного права).Для правоотношений, возникавших на основе норм, регламентирующих сферу имущественных отношений, стала характерна неус-тойчивость статуса самого субъекта прав и обязанностей. Прежде всего это выражалось в расчленении нескольких правомочии, связанных с одним субъектом и одним правом. Так, условное землевладелие придавало субъ-екту права владения и пользования, но не распоряжения предметом (запись на службу несовершеннолетних сыновей, выдача дочери замуж за человека, принимающего служебные обязанности ее отца). Кроме того, та-кой “расщепленный” характер собственности не давал полного представле-ния о том, кто был ее полноправным субъектом. Перенесение ответствен-ности по обязательствам с одного субъекта (отца, помещика) на другого (детей, крестьян) тоже усложняло ситуацию и осознание субъектом права своего статуса. Субъекты гражданского права должны были удовлетворять определенным требованиям (пол, возраст, социальное и имущественное по-ложение). Возрастной ценз определялся в 15-20 лет: с 15-летного воз-раста дети служилых людей могли наделяться поместьями, с этого же воз-раста у субъектов возникало право самостоятельного принятия на себя кабальных обязательств. За родителями сохранялось право записывать своих детей в кабальное холопство при достижении последними 15-летнего возраста. 20-летний возраст требовался для приобретения права прини-мать крестное целование (присягу) на суде (гл.14 Соборного Уложения). Вместе с тем, такие нормы, как брачный возраст, законодатель оставлял практике и обычаю. Факт достижения определенного срока ( будь то воз-раст или давность) вообще не рассматривался им как решающий для право-вого состояния субъекта: даже по достижении совершеннолетия дети не выходили полностью из-под власти отца. Что касается полового ценза, то в 17 веке наблюдалось существенное возрастание правоспособности женщи-ны по сравнению с предыдущим периодом. Так, вдова наделяется по закону целым комплексом правомочий, процессуальными и обязательственными пра-вами. Были и существенные изменения в сфере и порядке наследования женщинами недвижимых имуществ.

Наши рекомендации