Радикальные социально-экономические реформы и их социальные последствия. Социально-экономическое развитие в конце 1990-х – 2000-е гг.
Радикальные социально-экономические реформы и их социальные последствия. Социально-экономическое развитие в конце 1990-х – 2000-е гг.
Конституционный кризис осенью 1993 г.
Конституция РФ 1993 г.
Общественно-политическое развитие РФ в 1990-е гг.
Межнациональные отношения в РФ. Сепаратистские тенденции. Проблема Чечни и попытки ее решения.
Общественно-политическое развитие РФ в 2000-е гг. Укрепление вертикали власти.
Либерализация цен, отказ от их государственного регулирования
Это первый шаг рыночных реформ. Ельцин говорил, что, конечно, поначалу будет трудно, но потом к осени 1992 г. ситуация стабилизируется: «Я призываю всех граждан России понять – разовый переход к рыночным ценам — тяжелая, вынужденная, но необходимая мера. Таким путем прошли многие государства. Хуже будет примерно полгода, затем – снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г., – стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей...»
Цены возросли в десятки и сотни раз.
В реальной жизни вместо пятикратного предполагаемого увеличения цен они выросли за 1992 г., первый год «реформ», в 100–150 раз при росте зарплаты в 10–15 раз. К 1996 г. цены выросли в 10 000 раз. Сбережения населения, в том числе вклады в Сберегательном банке, моментально обесценились и фактически пропали, были изъяты у населения.
Зарплаты бюджетников, пенсии, стипендии и другие выплаты индексировались на 70%. Предполагалось, что эти меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляционную волну, обеспечить равновесие спроса и предложения и создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыночной основе.
Платой за такое начало реформы (либерализация цен вместо справедливой и хорошо продуманной приватизации и создания широкой массы собственников, как предполагали некоторые экономисты) была инфляция. Курс рубля сделался нестабильным, большинство расчетов стало производиться в американской валюте. За год рост цен произошел в 100–150 раз, резко снизилась покупательная способность населения; обесценились деньги на счетах предприятий и вклады населения в Сбербанке. Пострадало около 75 млн. вкладчиков. Основными рычагами раскручивания инфляционной спирали стали кредиты Центрального банка России:
1) Правительству РФ;
2) коммерческим банкам с целью внебюджетного финансирования отдельных отраслей народного хозяйства (а чаще для собственного обогащения наиболее приближенных к власти лиц);
3) странам ближнего зарубежья.
Следствием этого этапа экономической модернизации явилось падение материального благосостояния людей, недовольство и недоверие широких масс к правительственному курсу, которое отразил VII съезд народных депутатов России в декабре 1992 г. Усилилась конфронтация федеральной законодательной и исполнительной власти, приведшая к трагическим событиям 3—4 октября 1993 г.
Введение внутренней конвертации рубля
Были сняты ограничения на доходы.
Была разрешена свобода торговли, введена внутренняя конвертация рубля, появилась легальная возможность обмена на иностранную валюту.
Свобода внешнеэкономической деятельности
Достижение финансовой стабильности, подавление инфляции
Все эти меры «шоковой терапии» вскоре дали первые результаты. Прилавки магазинов наполнились товарами. Однако покупательная способность большинства населения была низкой, так как при такой ситуации все сбережения граждан были быстро израсходованы, а рост зарплаты искусственно сдерживался.
На рынок хлынул поток импортных товаров, что ухудшило положение отечественных товаропроизводителей. Не оправдались надежды, связанные с вступлением России в 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ), многомиллиардные кредиты от Запада не были получены. Большинство западных инвесторов предпочитало не рисковать на российском рынке.
Экономическая и социальная политика правительства РФ
В 1992-2009 гг.
Председатель правительства | Основные направления политики | Последствия |
Ельцин Б. Н. (6 ноября 1991 г. – 15 июня 1992 г. – одновременно с должностью Президента). Гайдар Е. Т. (15 июня – 14 декабря 1992 г. – и.о. председателя Правительства РФ) | Начало радикальной реформы – «шоковая терапия» | Резкий спад производства. Падение жизненного уровня значительной части населения. Появление безработицы. Массовые задержки выплаты зарплаты |
Черномырдин B. C. (14 декабря – 23 марта 1998 г.) | Достижение товарного изобилия. Привлечение иностранных инвестиций. Стабилизация курса рубля. Начало приватизации | Рост теневой экономики. Расцвет и крах финансовых пирамид. Коммерциализация науки и культуры |
Кириенко С. В. (24 апреля – 23 августа 1998 г.) | Попытка сбалансирования государственного бюджета | Финансово-банковский кризис («дефолт» 17 августа 1998 г.). Обострение энергетического кризиса |
Примаков Е. М. (11 сентября 1998 г. – 12 мая 1999 г.) | Удержание курса рубля. Стабилизация положения в обществе. Погашение долгов по зарплатам и пенсиям. Антикоррупционные уголовные дела | Начало промышленного роста в стране. Увеличение напряженности в отношениях с Западом и неудачи в переговорном процессе с МВФ |
Степашин С. В. (19 мая – 12 августа 1999 г.) | Получение кредитов от западных стран. Реструктуризация долгов бывшего СССР | Обострение ситуации на Северном Кавказе |
Путин В. В. (16 августа 1999 г. – 17 мая 2000 г.) | Курс на стабилизацию политических и социальных отношений | Начало контртеррористической операции в Чечне и Дагестане |
Касьянов М. М. (17 мая 2000 г. – 24 февраля 2004 г.) | Проведение налоговой реформы. Введение 13%-го подоходного налога и единого социального налога. Начало пенсионной реформы | Сокращение объема бартера в экономике. Снижение безработицы. Рост зарплаты |
Фрадков М. Е. (5 марта 2004 г. – 12 сентября 2007 г.) | Проведение административной реформы и сокращение государственного аппарата; монетизация льгот | Стабилизация социально-экономического положения в стране |
Зубков В. А. (14 сентября 2007 г. – 7 мая 2008 г.) | Продолжение курса на стабилизацию социально-экономического положения в стране | Рост экономических показателей. Увеличение пенсий и зарплат |
Путин В. В. (8 мая 2008 г. – 7 мая 2012) | Начало реализации программы социально-экономического развития РФ до 2020 г. Борьба с последствиями всемирного финансово-экономического кризиса | |
Медведев Д. А. С7 мая 2012 г. | Запрет на экспорт сельхозпродукции их стран, принявших санкции против РФ |
В целом наиболее значимыми событиями в период социально-экономического реформирования российского государства в 1991–2007 гг. были следующие:
1) Е. Гайдар (ноябрь 1991 – декабрь 1992 г.) – отменен госконтроль за ценами, проведена ваучерная приватизация, установлен рыночный курс рубля, открыты границы, сгорели сбережения в Сбербанке. Цены выросли на 2508,8%;
2) В. Черномырдин (декабрь 1992 – март 1998 г.) – розданы в частные руки нефтяные компании, выпущены ГКО, набраны кредиты у МВФ, деноминация, «черный вторник» (резкий обвал курса рубля), начало веерных отключений электричества. Цены выросли на 1221,5%;
3) С. Кириенко (март – август 1998г.) – спад промышленного производства на 9,4%, шахтерские бунты, дефолт, подорожание доллара (вместо 6руб. за долл. — 24 руб.), разрушение банковской системы. Цены выросли на 5,5%;
4) Е. Примаков (сентябрь 1998 —май 1999 г.) – заморожены внутренние цены на нефть, остановлена инфляция, удержан курс рубля, сокращение задолженности перед бюджетниками, ограничение вывоза валюты с 19 тыс. до 5 тыс. долл. Цены выросли на 80,7%;
5) С. Степашин (май – август 1999 г.) – достигнута договоренность о списании значительной части долгов Лондонскому и Парижскому клубам, набраны новые долги. Цены выросли на 5,9%;
6) В. Путин (август 1999 – март 2000 г.) – начало налоговой реформы, урегулирования в Чечне, объявление борьбы с терроризмом, упорядочение отношений с Лондонским клубом, сокращение забастовок в 10 раз. Цены выросли на 9,3%;
7) М. Касьянов (май 2000 – февраль 2004 г.) – начало реформы госслужбы, скандал с государственным долгом (выкуп его фирмой «Фалькон» за 22% от стоимости), принятие Земельного кодекса, начало пенсионной реформы. Цены выросли на 61,3%;
8) М. Фрадков (март 2004 – сентябрь 2007 г.) – пробуксовка административной реформы, досрочное погашение долгов перед МВФ и Парижским клубом, беспрецедентный рост золотовалютных резервов (за счет высоких цен на нефть на мировом рынке), создание Стабилизационного фонда, монетизация льгот. Цены выросли на 18%;
9) В. Зубков (сентябрь 2007 г. – май 2008) —продолжение масштабных реформ правительства, борьба с ростом цен.
Конституция РФ 1993 г.
Предпосылки принятия Конституции 1993 г.:
1. Обострение социальных проблем в обществе
2. Становление многопартийной системы
3. Противостояние законодательной и исполнительной власти
Победа президентской стороны дала возможность провести реформу политической системы и принять новую Конституцию страны.
12 декабря 1993 г. происходило всенародное голосование по принятию новой Конституции Российской Федерации, в результате которого она была одобрена большинством голосов и вступила в силу. Она подвела черту под советским периодом в российской истории. Конституция 1993 г. вводила в России президентскую республику, наделив Президента широкими властными полномочиями с правом назначения главы Правительства и роспуска Государственной Думы. Она закрепила федеративную форму государства, разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие видов собственности, включая частную собственность, широкие права и свободы граждан.
Высшим органом законодательной власти становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от исполнительной и представительной ветвей власти каждого из 89 субъектов России (теперь – 85). Государственная Дума избирается на основе мажоритарной системы (одномандатных избирательных округов) и представительства политических партий, движений и организаций, которые сумеют преодолеть 5%-й барьер голосов избирателей.
Одновременно 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. В предвыборной кампании приняли участие 13 политических партий и движений. По итогам выборов было избрано 450 депутатов. Места в Государственной Думе распределились следующим образом: 76 получило движение «Выбор России», 63 – ЛДПР во главе с В.В. Жириновским, 55 – аграрии, 45 – компартия (КПРФ) во главе с Г.А. Зюгановым. Остальные места распределились между небольшими фракциями и независимыми депутатами. Председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, председателем Государственной Думы – И.П. Рыбкин.
Чечня
Самой острой проблемой в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с Чеченской Республикой. Еще в 1991 г. генерал Д. Дудаев взял курс на независимость Чечни от России и разогнал местный Верховный совет Чечено-Ингушетии во главе с утратившим популярность Доку Завгаевым и объявил о создании независимой Чеченской Республики Ичкерия.
Внутри самих чеченцев (между тейпами – кланами, группами родственников) началась борьба за сферы влияния, которая при вмешательстве федеральных властей и силовых структур вылилась в 1994 г. в подобие гражданской войны. Фактически полномасштабная война.
11 декабря 1994 г. российское руководство начало боевые действия в Чечне, которые привели к многочисленным жертвам, и прежде всего среди гражданского населения. Но они не закончились военной победой над сторонниками независимости Чеченской Республики.
Причины чеченской войны:
1) федеральные власти стремились ликвидировать «самодеятельность» генерала Дудаева, создавшего прецедент открытого неповиновения центру со стороны одного из субъектов Федерации. Это угрожало единству территориальной целостности и суверенитету России;
2) нарушение железнодорожного сообщения и подачи нефти из Баку в Новороссийск поставило под угрозу интересы российских экспортеров нефти и нефтяного бизнеса в целом. Проблема особенно обострилась в связи с притоком значительных (8,5 млрд долл.) западных инвестиций в разработку каспийского нефтяного шельфа и планами руководства Азербайджана направить бакинскую нефть в Европу через Грузию и Турцию;
3) криминальные финансовые структуры, успевшие к тому времени отмыть через Чечню огромные деньги, были заинтересованы в эскалации напряженности, позволявшей им замести следы;
4) коррумпированные московские чиновники, причастные к расходованию средств из федерального бюджета, а также связанные с ними предприниматели, банкиры, торговцы оружиемвидели в войне перспективный источник личного обогащения.
Один из доминирующих вариантов в интерпретации чеченского кризиса сводится к поиску «истинных причин» войны в Чечне. Такими причинами эксперты называют чаще всего нефть и деньги.
«Восстановление конституционного порядка» в Чечне привело к кровопролитной двухлетней войне, которую удалось завершить лишь к осени 1996 г.
Федеральные власти не могли одолеть вооруженный сепаратизм. Поражение российских войск в Чечне создало для России чрезвычайно сложную ситуацию в форме реальной дилеммы: предоставлять или не предоставлять независимость Чечне. Затратив почти два года на силовой вариант, конфликтующие стороны вынуждены были искать варианты политического урегулирования противоречий.
В августе 1996 г. военные действия были прекращены на основании заключения так называемых Хасавюртовских мирных соглашений.
Решение о проведении в Чечне президентских выборов и откладывании на пять лет вопроса о политическом статусе Чеченской Республики. 27 января 1997 г. Президентом Чеченской Республики был избран полковник А. Масхадов, провозгласивший курс на национальную независимость Чечни. 12 мая 1997 г. между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия подписан Договор о мире и принципах взаимоотношений, по которому стороны откладывали решение главного вопроса – независимости Чечни – на будущее.Формально вопрос о статусе Чечни был отложен, но фактически она продолжала существовать вне юрисдикции Российской Федерации. Постепенно республика превращалась в анклав криминала, терроризма и крайне агрессивного течения ислама – ваххабизма.
После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе, которая осенью 1999 г. превратилась в общенациональную проблему. В течение этого периода контакты Москвы и Чечни были свернуты, русское население Чечни подвергалось дискриминации и преследованиям. Конституция РФ на территории Чечни прекратила свое действие, законное судопроизводство ликвидировано и заменено шариатским правлением. Чеченские бандформирования проводили политику устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов, нападение на Дагестан. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В.В. Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы.
В августе 1999 г. вооруженные отряды исламистов вторглись в Дагестан, но получили достойный отпор. Именно В. В. Путин взял на себя ответственность за проведение с осени 1999 г. новой контртеррористической военной операции в Чечне по ликвидации там баз террористов и установлению законности и порядка в рамках российского конституционно-правового пространства.
В ответ боевики организовали целую серию террористических актов на территории России. В сентябре 1999 г. были взорваны жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. В октябре 2002 г. произошел захват заложников в Московском концертном центре на Дубровке. Летом 2003 г. прогремели взрывы в Тушино и на Тверской улице в Москве. В начале сентября 2004 г. произошел бесчеловечный захват в заложники детей в школе г. Беслан (Северная Осетия). Жертвами террора стали сотни людей.
«Вторая чеченская война» вызвала неоднозначную реакцию в мире. Правительство дало понять мировому общественному мнению, что действия федеральных войск направлены прежде всего на осуществление контртеррористической операции на Северном Кавказе. В.В. Путин заявил о намерении действовать в Чечне исключительно с позиции сохранения целостности страны и ее спасения от терроризма. Россия также вынуждена учитывать тот факт, что в данном регионе собственные интересы преследует Турция, а также США и НАТО. Российское правительство поставило задачу в наименьшие сроки решить проблему восстановления социально-экономической жизни и конституционных органов власти в Чечне.
В ноябре 1999 г. группировка федеральных сил в Чечне насчитывала 90 тыс. человек, из них около 70 тыс. проходили срочную службу, остальные служили по контракту. По данным печати, численность боевиков составляла 20–25 тыс. вооруженных боевиков, основу которых составляли 10–15 тыс. профессионалов-наемников, на чьей стороне оказался Масхадов.
Первый этап операции включал захват левобережья Терека и восстановление законных органов власти в Наурском, Шелковском и Надтеречном районах. Вытеснениебандитов из столицы Чечни завершиловторую фазу войны. В дальнейшем федеральные войска провели еще ряд успешных операций: высадили воздушный десант на чечено-грузинскую границу, отрезав боевикам пути отхода, установили контроль над Аргунским ущельем, освободили селение Шатой, имеющее стратегическое значение.
К марту 2000 г. активная фаза операции в Чечне считается завершенной. В военной области военачальники учли уроки первой кампании. Войска отказались от штурма городов в пользу тактики окружения и постепенного «выдавливания» противника, стали уделять особое внимание разведке. Налажено взаимодействие армии и МВД. Контртеррористическая операция продолжается в Чечне по настоящее время, хотя, по заверениям федеральных властей, основные бандформирования были разгромлены. С октября 1999 г. по декабрь 2002 г. в Чечне погибли 4572 военнослужащих, сотрудников МВД и других силовых структур. 15 549 человек были ранены.
Сама Чечня сложно и трудно движется к миру.
С началом второй чеченской войны была сформирована пророссийская администрация Чеченской республики. Возглавил её муфтий Ахмат Кадыров, перешедший на сторону России.
23 марта 2003 г. – референдум по принятию новой Конституции республики, которую поддержали 96% проголосовавших. В ней Чечня зафиксирована как составная часть Российской Федерации.
5 октября 2003 г. состоялись выборы президента Чечни, на которых победил А. Кадыров, сторонник единства с Россией
9 мая 2004 г. Ахмат Кадыров погиб в городе Грозном в результате террористического акта.
2004 – в результате террористического акта погиб Ахмат Кадыров. Новым президентом Чеченской Республики стал Алу Алханов.
2007 – после отставки Алу Алханова президентом Чечни стал Рамзан Кадыров, сын Ахмата Кадырова.
С 16 апреля 2009 г. на территории Чечни отменён режим контртеррористической операции в связи со стабилизации обстановки. К этому времени восстановлены города и сёла республики. В некогда разрушенном Грозном восстановлены жилые кварталы, церковь, построены мечети, стадионы, музеи, мемориалы «Аллея Славы» и в честь погибших сотрудников МВД по ЧР в годы второй чеченской войны. В 2010 г. построен комплекс высотных зданий (до 45 этажей) «Грозный-сити». Во втором по величине городе республики Гудермесе проведена полная реконструкция и построен комплекс высотных зданий.
Террористические акты до сих пор происходят, не смотря на уничтожение лидеров бандподполья.
4 декабря 2014 г. – в Грозном боевиками расстреляна машина ГИБДД, затем они засели в Доме печати и рядом находящейся школе. Все уничтожены.
Россия и страны СНГ
На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, миграционные и иные вопросы. В приоритетном порядке был создан в 1995 г. Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Россия и Белоруссия решили углубить интеграцию путем создания Союзного государства, становление которого идет непросто. В 1997 г. был подписан важный договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе. В 1992 г. шесть стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности (ОДКБ). Сложно и трудно проходят процессы экономической интеграции.
В сентябре 2003 г. президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали рамочное соглашение о создании зоны единого экономического пространства. Вместе с тем объективно Россия продолжает играть ведущую роль на постсоветском пространстве.
В 1991–2003 гг. прослеживается устойчивая тенденция к налаживанию связей бывших республик СССР. В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)Россия подписала свыше 800 нормативных документов: режим границ, торговли, расчеты за поставки сырья и оборудования, совместное изучение космоса, обмен информацией, оборона, защита прав русскоязычного населения.
В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще 11 государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.
Российское правительство стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружествас центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен Договор о коллективной безопасности,разработан и утвержден устав СНГ. С 1996 г. отношения со странами СНГ были объявлены главным приоритетом внешней политики России. В марте 1996г. был образован Межгосударственный совет четырех в составе: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. В апреле 1998 г. в Межгосударственный совет вошел Таджикистан.
Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России, предполагавшего восстановить в 1996–1997 гг. единое экономическое и финансовое пространство. 8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государства и Программа его реализации. В рамках будущего союзного образования предполагается создание союзного парламента, правительства, Суда, Высшего Совета.
Однако успех интеграции тормозится рядом факторов. Главный из них состоит в том, что финансовая и экспортная политика республик не дает возможности создать единое экономическое пространство. Распад единой рублевой зоны произошел уже в 1993 г. Страны ближнего зарубежья ищут партнеров, имеющих твердую валюту, и сокращают экспортные операции по отношению друг к другу.
После распада СССР России пришлось участвовать в прекращении вооруженных конфликтов в ближнем зарубежье, так как создание национальных государств нередко сопровождалось всплесками вооруженной борьбы. Российские военные в роли миротворческих сил действовали в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии,а также оказались втянутыми в гражданскую войну в Таджикистане.
В настоящее время остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ. Заключенные соглашения и союзы нередко превращаются в чисто декоративные структуры. Серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик стоят разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы стран ближнего зарубежья.
Таким образом, деятельность Правительства РФ внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами дальнего и ближнего зарубежья. Однако в связи с экономическим и политическим ослаблением Россия стала терять авторитет у стран дальнего зарубежья. Кроме того, не произошло оформления Содружества как прочной и действенной организации, пользующейся авторитетом на международной арене. Удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте РФ также неуклонно сокращается.
С целью преодоления возникших противоречий в 2002 г. проводились как саммиты глав стран СНГ, так и двусторонние встречи.
25 июля 2002 г. в загородной резиденции президента Белоруссии проходила трехсторонняя встреча лидеров России, Белоруссии и Украины. В ходе беседы обсуждались вопросы трехстороннего взаимодействия как в экономической, так и в политической сфере, а также неформальный саммит глав государств СНГ, который прошел в Сочи в начале августа 2002 г.
В 2003 г. достигнуты определенные успехи по сближению стран Содружества. В феврале 2003 г. в Москве состоялась встреча лидеров России, Белоруссии, Казахстана и Украины, на которой сделано важное заявление об ускорении интеграционных процессов.
Важное значение для налаживания контактов имело заключение двусторонних соглашений. 28 февраля 2002 г. В. В. Путин провел встречу с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым. В феврале 2003 г. в Москве состоялось торжественное открытие Года Казахстана. В ходе переговоров Путин и Назарбаев договорились о расширении торгово-экономических связей.
В октябре 2007 г. в Душанбе была подписана Концепция дальнейшего развития СНГ. А итогом Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стало создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Образован 1 июля 2010 г. за счет вступления РФ и Казахстана.
БРИК / БРИКС
30 ноября 2001 г. создается организация стран БРИК, они представили документ «Building Better Global Economic BRICs».
16 июня 2009 г. в Екатеринбурге – первый саммит глав государств – членов стран БРИК
БРИКС (англ. BRICS – сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) – группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика
ЮАР присоединилась к БРИК 18 февраля 2011 г.
Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks – «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики.
По мнению экспертов, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семерки).
Эксперты не предполагали наличия координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние“». Один из недавних признаков — саммит министров иностранных дел стран в 2008 году в Екатеринбурге, а также саммит глав стран членов БРИК 2009 года там же.
Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:
Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией;
Россия — богатые минеральные ресурсы;
Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы;
Китай — мощная производственная база;
Южно-Африканская республика — природные ресурсы.
Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран (43 % от населения планеты) обусловливает дешевизну труда в них, что является препятствием для высоких темпов экономического роста.
В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние.
В августе 2002 г. состоялся визит лидера Северной Кореи Ким Чен Ира в Россию. Встреча В. В. Путина и Ким Чен Ира началась в пригороде Владивостока в бывшей резиденции Л. И. Брежнева. Лидер Северной Кореи был приглашен для обсуждения вопроса соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей, что даст возможность связать Корейский полуостров с Европой через территорию России. В ходе визита был затронут ряд важных международных и региональных проблем.
На новый уровень развития вышли российско-японские отношения. До 1991 г. СССР пытался объявить территориальную проблему несуществующей. Руководство Российской Федерации приложило определенные усилия для восстановления добрососедских отношений с Японией. Конкретными шагами для реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. В результате переговоров Япония отозвала вето на прием России в члены «Большой семерки», выразила согласие на вступление России в организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества и Всемирную торговую организацию. В свою очередь Россия поддерживает вступление Японии в число постоянных членов Совета Безопасности. «Концепция новой дипломатии» Японии в отношении России предусматривает отделение так называемой «проблемы северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений.
Война в Южной Осетии
8 августа 2008 года Грузия начала крупномасштабную военную операцию против республики Южная Осетия (в ходе которой, в частности, применились реактивные системы залпового огня против ночного города), в которой проживает большое количество граждан России. Однако, в тот же день в войну вмешалась Россия. К 12 августа крупные военные действия прекратились, и республика была практически полностью зачищена от грузинских войск. Совместно с президентом Франции Николя Саркози, выступившим в роли посредника, был разработан план мирного урегулирования (т. н. «План Медведева-Саркози»), подразумевавший прекращение всяких военных действий, отвод войск на позиции до 8 августа и гарантии безопасности для Южной Осетии и Абхазии. Поскольку вынести вопрос о статусе этих республик на международное обсуждение не удалось, 26 августа Россия по указу Медведева признала их независимость в одностороннем порядке. Хотя этот шаг вызвал довольно резкую негативную реакцию на Западе, никаких серьёзных санкций против России не последовало.
Война в Южной Осетии стала первым с 1979 года случаем ввода российских войск в иностранное государство.
Отношения с США
6-8 июля 2009 г. Дмитрий Медведев проводил переговоры с Бараком Обамой во время его официального рабочего визита в Москву. Во время визита были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России, и намечены ориентиры сокращения стратегических наступательных вооружений.
В сентябре 2009 г. администрация Барака Обамы объявила о своем решении не размещать средства противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. Хотя было заявлено, что это решение не связано с позицией России, обеспокоенной данными перспективами, данное решение создало благоприятную почву для визита Дмитрия Медведева в США, назначенного на 22 сентября 2009 г. Во время двусторонних переговоров президентов Медведева и Обамы 24 сентября российская сторона согласилась с тем, что «к Ирану могут быть применены санкции, если он не согласится свернуть свою ядерную программу». Также Дмитрий Медведев объявил, что новый договор по сокращению ядерных вооружений может быть готов к декабрю 2009 г., и что принято решение отказаться от размещения ракетных комплексов в Калининградской области
8 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. (СНВ-3) Д. А. Медведев заявил, что подписание договора «упрочило не только безопасность России и США, но и безопасность всего мирового сообщества». Также по мнению президента «договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США. Начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров считает, что «достигнутые в СНВ-Ш договоренности снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России». По мнению глава комитета СФ по международным делам Михаила Маргелова, СНВ-III позволит России сэкономить «миллиарды долларов на переоснащении существующих средств доставки, не тормозя при этом модернизацию вооружений».
Отношения с Китаем
В июне 2009 года между Д. А. Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао состоялись переговоры, после которых Медведев объявил о заключении российско-китайского соглашения в энергетике примерно на 100 млрд долларов США. Это крупнейшая сделка в истории отношений России с Китаем. Проект «Сила Сибири»» побил этот рекорд.
Отношения с Евросоюзом
В ноябре 2010 года Д. А. Медведев заявил, что одной из целей в отношениях России с Евросоюзом является введение безвизового режима
Политика на Ближнем Востоке
Россия активно высказывается по поводу путей урегулирования арабо-израильского конфликта. Так, Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что Россия поддерживает идею создания Палестинского Государства со столицей в Восточном Иерусалиме.
Радикальные социально-экономические реформы и их социальные последствия. Социально-экономическое развитие в конце 1990-х – 2000-е гг.