Сущность политической культуры

литическая культура – это совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую действительность. Она отражает степень цивилизованности общества и личности, их способности руководствоваться определенными правилами политического действия и поведения.

Структурно политическая культура предполагает ряд уровней. На мировоззренческом уровне человек встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия. На гражданском уровне человек оценивает собственные возможности защищать свои права и интересы, вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса. На политическом уровне человек вырабатывает отношение к конкретным формам политического режима правления, формулирует мировоззренческие принципы.

Составные элементы политической культуры: познавательный (политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления); нравственно-оценочный (политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения); поведенческий (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно- политической деятельности, политическое поведение); ценностные отношения (общекультурные ориентации, отношение к власти и политическим явлениям и процессам).

Через функции политической культуры можно отследить, как она влияет на общество, граждан и на власть.

Познавательная функция: вооружает людей знаниями о политике (политических и правовых нормах, законодательстве, политических принципах, способах политического управления обществом, структуре и функциях политической системы и т.д.). Воспитательная функция: формирует политическое сознание и умение осмысливать политические знания; прививает навыки практического участия в политической жизни; формирует навыки грамотного политического анализа; вырабатывает способности объективного анализа политических деятелей, партий и т.п. Регулятивная функция: обеспечивает гражданам способность компетентного участия в политических ассоциациях и процессах. Коммуникативная функция: обеспечивает преемственность прошлых, нынешних и грядущих поколений граждан с политическими традициями и историей, стереотипами политического мышления, опытом и идеями других стран и народов. Нормативно-ценностная функция: закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых подтверждена действующим законодательством; трансформирует эти новообразования в ориентиры практического поведения, общественного мнения и морали. Интегративная функция: политическая культура – устойчивая основа для объединения народа страны на патриотической основе, для эффективной интеграции во всех сферах общественной жизни, укрепления политической системы и политического режима страны. Защитная (охранная) функция сохраняет политические традиции и ценности, общественный строй, духовность, государственность, нравственность общества, стабильность политической системы. Прогностическая функция: способствует определению возможных путей развития общества и политической системы, помогает прогнозировать будущее.

Политическая социализация

Личность – квалификация индивида, освоившего социальные функции, осознавшего свою самотождественность и неповторимость как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества и субъекта мира политики.

Политическая психология

I. Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образов и стандартов поведения, традиций. Процесс усвоения человеком требований статусного поведения, культурных ценностей и ориентиров, который ведет к формированию у него свойств и умений, позволяющих адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять в ней определенные роли и функции, называется политической социализацией. Термин “политическая социализация” был введен в политическую науку в 1959 г. американским политологом Г. Хайменоми в дальнейшем получил широкое распространение.

Одним из первых подходов к объяснению процесса социализации личности явился принцип подражания, развитый Габриэлем Тардом (1843-1904). Многофункциональный подход к проблемам социализации продемонстрировал Т. Парсонс в своей работе “Социальные системы”. Классическая теория политической социализации, разработанная чикагскими учеными под руководством Дэвида Истона, трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживавших эту теорию американских ученых (Лоуренс Коэн(род. 1923), Толкотт Парсонс) акцентировали внимание на взаимодействии человека с политической системой и ее институтами, рассматривая его как процесс ролевой тренировки человека; К. Луман и А. Геленинтерпретируют политическую социализацию как аккультурацию, то есть освоение человеком новых для себя ценностей. Ученые, работающие в русле психоанализа (Эрих Фромм[1900-1980]) главное внимание уделяют исследованию бессознательных мотивов политической деятельности, понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений. Но все они согласны в том, что отсутствие свойств, приобретаемых человеком в процессе социализации, не только затрудняет, но нередко и лишает его возможности адаптироваться в политической сфере общества и использовать ее механизмы для защиты своих интересов.

В политологической литературе зафиксированы узкое и широкоепонимание политической социализации. В первом случае это сознательное и целенаправленное освоение политических ценностей, убеждений, навыков и т.п. Во втором – это вся система политического обучения – формального и неформального, целенаправленного и непредусмотренного, - на всех этапах жизненного цикла человека. Такая система включает в себя не только сугубо политическое, но и неполитическое обучение, которое сказывается на политическом поведении и политических установках людей. Значение политической социализации определяется тем, что она предстает существенным компонентом общей социализации индивида и главным фактором, определяющим политическое поведение человека.

II.Процесс освоения человеком политических ценностей является непрерывным и может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Это двуединый процесс: во-первых, освоения личностью разного рода требований политической среды, во-вторых, демонстрирует избирательность такого освоения, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. Постоянными спутниками человека, в значительной мере предопределяющими его возможности по усвоению и эффективному воплощению политических стандартов, являются агенты социализации. К ним относятся семья, система образования, общественные и политические институты, церковь, СМИ, отдельные политические события (революции, репрессии, голод и т.д.). Все они конкурируют друг с другом в стремлении воздействовать на человека, в связи с чем возникает ситуация состязательных потоков социализации.

Главными соревнующимися агентами социализации предстают государство и общество, по-разному влияющие на характер социализации. Государство ориентируется прежде всего на распространение среди граждан образцов конформистского поведения, в то время как общество заинтересовано в воспитании критического отношения граждан к государству, его интенциям и возможностям подчинять себе людей. Конкурентный характер усвоения различных ценностей и стандартов политической жизни предопределяет формирование различных типов политической социализации человека:

- гармонический тип преобладает в англосаксонских странах и отражает нормальное c точки зрения психологии взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей. Диалог индивида и власти происходит в условиях зрелых демократических традиций, когда и власть, и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям;

- гегемонистский тип представлен человеком, негативно относящимся ко всем социальным и политическим нормам, кроме тех, которые доминируют в “своей” группе. Такая модель социализации предполагает включение в политику новых поколений исключительно на основе ценностей какого-либо класса, религии, политической идеологии;

- плюралистический тип преобладает в Западной Европе, он ведет к формированию личности, которая признает правомочность других ориентироваться на предпочтительные именно для них идеи и свободы, сохранять способность менять свои политические пристрастия и осваивать новые ценностные ориентиры.

- конфликтный тип свойственен в первую очередь слаборазвитым странам, где нищета большинства населения, многообразие клановых, племенных, родовых ценностей затрудняют достижение согласия между властью и носителями разных ценностей, предполагает формирование человека, усматривающего цель своего политического участия в лояльности своей группе и поддержке ее борьбы с политическими противниками.

III.Для человека характерны два этапа его политической социализации: первичный и вторичный. Первичная политическая социализация начинается с 3-5 лет и формирует у человека избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. Д. Истон и И. Денис различают четыре аспекта первичной политической социализации:

- непосредственное восприятие ребенком политической жизни. Информацию о ней он черпает в оценках родителей, в их политических реакциях и чувствах;

- “персонализация” политики, в ходе которой узнавание тех или иных принадлежащих к сфере власти фигур становится для него синомимом контактов с политической системой;

- “идеализация” этих политических образов, то есть образование на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике;

- “институционализация” обретенных в процессе социализации свойств, свидетельствующая об усложнении политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному видению политики.

В целом особенность первичного этапа политической социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому крайне важно, чтобы на данном этапе всякая политическая информация была неразрывно связана с авторитетом старших, родителей и/или учителей и ни в коем случае не содержала жестко идеологизированных образов и понятий.

Вторичная политическая социализация характеризует такой этап деятельности человека, когда он, освоив приемы переработки информации и осуществления тех или иных ролей, способен противостоять групповому давлению и в индивидуальном порядке пересматривать идеологические позиции. Главную роль здесь играет обратная социализация, отражающая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В целом же следует признать, что человек не способен самостоятельно сформировать все условия своего политического участия и потому, как заметил Фридрих фон Хайек (1899-1988), он приспосабливается даже к тем переменам и сторонам жизни, смысл которых не понимает.

Механизм политической социализации функционирует на трех уровнях. Первый из них – социальный. Политизация людей осуществляется под давлением проблем, с которыми сталкивается все общество. Второй уровень – социально-психологический. Человек политически социализируется не только в составе больших групп (семья, класс, студенческая группа, трудовой коллектив), но и в результате межличностного общения, благодаря которому во многом и происходит его политическая самоидентификация. Третий уровень – внутриличностный, на котором политическая социализация соотносится с индивидуальными интересами человека, его потребностями, мотивами, установками и ценностными ориентациями, играющими определяющую роль в формировании политического сознания человека.

IV. Особенности политической социализации в современной Россииобусловленысменой политической и экономической систем общества, что создало серьезные проблемы передачи политического опыта, сохранения преемственности политических институтов, норм и ценностей. При множестве бытующих идеологий в стране возник особого рода идеологический вакуум. Обнищание значительной части населения, ослабление законностии правопорядка, рост преступности, произвол и коррупция чиновников в значительной степени подрывают доверие граждан к существующим политическим институтам и лидерам. Семьякак социальный институт также переживает нелегкие времена. Среди представителей среднего и старшего поколений преобладают прежние ценностно-политические ориентации, стереотипы политического мышления и поведения, что неизбежно вступает в противоречие со многими устремлениями и установками подрастающего поколения, которые быстрее, лучше и полнее адаптируется к новым социально-политическим условиям.

Вместе с тем проблемными остаются многие из агентов социализации, играющие в этом процессе ведущие роли. Речь идет о школе, воздействие которой во многих случаях не только отличается от домашнего воспитания, но и нейтрализует, ослабляет его. Снизилась социализирующая роль армии для юношей призывного возраста, многие из которых делают все возможное, чтобы не попасть на военную службу. Многонациональный характер Российской Федерации ставит остро вопрос о необходимости воспитании толерантного и солидаристского межнационального общения в стране. Актуален и вопрос об участии СМИ, церкви,школы, учреждений высшего образования, государственных органов и организаций вресоциализации россиян. Этот процесс “предполагает не просто освоение новых социальных ниш, а переучивание тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент данной личности” (Е. Шестопал).

V. Политическаясоциализация является одним из важнейших факторов определения политического поведения – существенной составляющей жизни каждого человека. Политическое поведение – это любая форма действий человека, начиная от активного участия в политике и кончая нежеланием о ней ни думать, ни говорить. В своем политическом поведении человек может реализовать, по меньшей мере, три возможности: во-первых, политическим поведением он выражает и защищает свои интересы; во-вторых, он может протестовать против той или иной политической системы, которая его не устраивает; в-третьих, его политическое поведение может быть направлено на защиту существующего строя, своей партии. Он по-разному участвует в политике. Существуют следующие формы этого участия:

а) реакция на события, происходящие в политической жизни, которая основана на оценке человеком политических ситуаций, что является простейшей формой политического поведения;

б) участие в выборах в представительные органы власти требует от человека проявления сознательной политической активности;

в) участие в референдумах и плебисцитах связано с непосредственным принятием политических решений, когда человек также вынужден демонстрировать свои убеждения и политическую позицию;

г) участие в митингах, манифестациях, пропагандистских акциях, пикетах, бойкотах, кампаниях гражданского неповиновения как формах прямого действия человека по защите своих интересов или в пользу определенного политического решения;

д) членство в партиях и движениях – это форма политического поведения, позволяющая такого человека считать “политиком по совместительству” (М. Вебер);

ж) профессиональная политическая деятельность – это деятельность в государственных органах, в руководящих партийных структурах. В таком случае можно говорить не о политическом поведении, а об определенном образе жизни, где политика занимает главное место.

Принципиальным вопросом характеристики политического поведения, по мнению большинства политологов и юристов, является проблема допустимости политического насилия. Макс Вебер рассматривал государство как “отношение господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное насилие как средство. Таким образом, чтобы оно (государство) существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует”. Субъектом политического насилия могут выступать нации, классы, социальные слои и группы, обладающие определенной политической силой.

Все люди для того, чтобы выражать свои интересы посредством политического поведения, должны иметь хотя бы самые общие представления о политическом мире и механизмах его функционирования. Это необходимо еще по одной причине: мир политики в той или иной форме затрагивает каждого гражданина и общество в целом. Еще в 430 году до нашей эры древнегреческий государственный деятель Перикл (490-429 до н.э.)отмечал, что “судить о ней (политике) должны уметь все”.

Наши рекомендации