Буржуазные политические и правовые учения в Европе во второй половине 19 века.

Рудольф фон Иеринг

Стремление выйти за узкие рамки юридического догматизма было характерно и для Рудольфа фон Иеринга (1818—1892). Он был создателем так называемой реа­листической теории государства. По мнению Иеринга, общество есть «царство» целей, где действует не причинность, а целесообразность. В основе же целесообразности лежит интерес, стремление к получению определенной выгоды или пользы, к достижению тех или иных благ. Схема деятельности человека выглядит тогда так: субъект — интерес — цель. Для достижения своих интересов люди вступают в отношения друг с другом, в результате чего возникает общество, или «общность целей». Но люди нуждаются в организованном принуждении, чтобы оградить себя от эгоистических эксцессов. Для этого и существуют государство и право. Государство как орган принуждения характеризуется следующими признаками:

1. Наличием аппарата принуждения. 2. Отношениями господства и подчинения. 3. Публичным характером государственной власти. 4. Публичным Характером норм права и 5. Суверенностью. Государство есть орудие всего общества. Его цель — обеспечение общих интересов против угрозы со стороны-интересов частных. Так как противоречие. общих и индивидуальных интересов вечно, то и государство (как высшая ступень социального развития) сохранится до тех пор, пока будет нужно принуждение, усмиряющее личные интересы. Поэтому государство выше индивидуальной свободы, ибо интересы общества выше свободы личности. Не трудно заметить, что Иеринг несомненно этатист, и в этом он продолжает линию Гегеля, хотя свой вывод аргументирует иным образом.

Право, по Иерингу, тоже есть результат столкновения различных интересов, результат борьбы. Но цель права — мир. Государство и право, по Иерингу, взаимно связаны. Но эта связь не равнозначна. В конечном счете, как он полагает, право есть придаток власти, разумная политика власти (государства). Впрочем, это отнюдь не обозначает, что Иеринг был сторонником правового произвола. Государство должно себя самоограничивать, иначе не будет достигнуто главное — всеобщий интерес.

Другим крупнейшим представителем философского позитивизма был в XIX в. Герберт Спенсер (1820—1903). Его имя в области политических учений связано прежде всего с так называемой органической теорией государства, основанной на сравнении государства с живым организмом. Сама эта идея не нова. Она восходит еще к древнему обществу, но у Спенсера она получила новое наполнение и основывалась на достижениях биологии в середине XIX в. Конечно, Спенсер не считал, что государство есть живой организм в собственном смысле слова. Но он полагал, что сравнение это вполне уместно, т. к. подобно живому телу государство осуществляет соединение отдельных социальных организмов; в обществе также происходят процессы дифференциации (от однородного к разнообразному) и специализации (выполнение каждым органом определенных и только ему свойственных функций). Будучи необходимо между собой связанными, эти социальные органы образуют систему политического тела, в котором ни один орган не .может существовать без другого, не нанося ущерба: себе и всему организму (государству) в целом. Такое сравнение, конечно возможно.

Государства возникают, по Спенсеру, как результат войн и насилия, в ходе которых происходит естественный отбор, или «выживание сильнейших». В дальнейшем они проходят в своем развитии два основных этапа: примитивный, или хищнический, и высший, или индустриальный. Но независимо от этого всякое государство включает в себя внешний слой, защищающий общество, и внутренний слой, который производит продукты питания и осуществляет материальное производство. Есть и промежуточный слой —это правительственный аппарат, который регулирует все отношения в государстве и осуществляет интегрирующую функцию.

Отдельного человека Спенсер уподоблял клеточке живого организма. Он может существовать только в государстве (обществе), и его интересы не могут противоречить интересам целого. Между личными (групповыми) интересами, с одной стороны, и интересами всего государства с другой — нет и не может быть принципиальных противоречий. Отсюда непризнание политической, классовой борьбы как главной движущей силы общества. Правда, в дальнейшем Спенсер признал, что главная цель «промышленного государства» — благо отдельного человека. Следовательно, недопустимо вмешательство не только в его личную жизнь, но и в его экономическую (хозяйственную) деятельность. Главная задача государства— охрана прав граждан. Из этого Спенсер сделал вывод, что недопустима бюрократизация и разбухание государственного аппарата. Он опасался, что в таком случае государство поглотит личность и будет установлено новое «рабство». Либеральные идеи Спенсера получили широкое распространение главным образом в Англии и США. Он оказал несомненное влияние на развитие политической социологии, структурно-функционального анализа и ряда других перспективных научных течений. Но вместе с тем идеи Спенсера были использованы и социализмом. Противоречивость Спенсера, естественно, породила и противоречивость его влияния (как и Конта) на последующее развитие философии и политической науки.




Наши рекомендации