Курс лекций по международному таможенному праву
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ТАМОЖЕННОМУ ПРАВУ
Составитель: Баданов С.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ... 3
2. ПРИНЦИПЫ МТАП.. 3
3. ИСТОЧНИКИ МТАП.. 4
4. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.. 4
5. ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.. 5
6. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.. 6
7. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ И ТАМОЖЕННЫХ ГРАНИЦ.. 6
8. ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕС.. 8
9.СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ.. 12
10. ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЯТЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.. 14
11. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ САНИТАРНЫХ, ВЕТЕРИНАРНЫХ И ФИТОСАНИТАРНЫХ МЕР. 17
12. ИСПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ.. 20
13. ИСПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТАТИСТИКИ, А ТАКЖЕ РЕШЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА НА УРОВНЕ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ОТ 19 НОЯБРЯ 2010 Г. № 61 «О СРОЧНЫХ МЕРАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА». 21
14. РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗАВ СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЯТЫМ ПРОТОКОЛОМ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОГОВОР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ.. 22
15. УНИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ РЕЖИМОВ.. 22
16.ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ.. 23
17. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ СЕКРЕТАРИАТА КОМИССИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ПО ИСПОЛНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ.. 24
18. БОЛИВАРИАНСКИЙ АЛЬЯНС ДЛЯ НАРОДОВ НАШЕЙ АМЕРИКИ (АЛБА) 24
19. АНДСКОЕ СООБЩЕСТВО.. 27
20. МЕРКОСУР. 31
21. СОЮЗ ЮЖНОАМЕРИКАНСКИХ НАЦИЙ.. 33
ТЕМЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ: 36
МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ
Международное таможенное право (МТАП) — система принципов и норм, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами МТАП в сфере таможенного дела и координирующая таможенные отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.
МТАП — составная часть Международного публичного права (МПП).
МПП — совокупность норм, которые являются общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм Международного права.
Субъекты МТАП:
1) государства;
2) международные организации, осуществляющие деятельность в области торговли и таможенного дела;
3) нации и народы, выступающие за определение своей государственности;
4) государствоподобные образования.
Действующие нормы МТАП распространяются на юридических и физических лиц государства, являющегося субъектом этого права (юридические и физические лица опосредованно (через государство) являются специфическими субъектами МТАП).
Указанные лица являются участниками международных таможенных отношений.
МТАП создается государствами и иными его субъектами в целях регулирования международных таможенных отношений (государства стремятся к тому, чтобы создать наилучшие условия для перемещения товаров, служащих объектом международной торговли; кроме того, в современных условиях МТАП призвано обеспечить надежную основу безопасной деятельности субъектов МТАП, юридических и физических лиц в таможенной сфере).
ПРИНЦИПЫ МТАП
Принципы МПП (распространяются на МТАП):
1) уважение суверенитета и суверенного равенства государств;
2) запрещение применения силы или угрозы силой;
3) территориальная целостность государств;
4) нерушимость государственных границ;
5) мирное разрешение международных споров;
6) невмешательство во внутренние дела государств;
7) равноправие и самоопределение народов;
8) уважение прав и основных свобод человека;
9) сотрудничество между государствами;
10) добросовестное выполнение международных обязательств.
Принципы МТАП — его фундаментальные положения, на которых основана вся отрасль (находят свое выражение в конкретных нормах МТАП).
Принципы МТАП:
1) содействие становлению справедливого экономического порядка, суверенного равенства государств и их экономических систем, общности интересов и взаимной выгоды (запрещаются прямые или косвенные действия, препятствующие осуществлению экономического суверенитета государств).
2) обеспечение постоянного и все возрастающего расширения международной торговли, равноправное использование государствами преимуществ международного разделения труда.
3) содействие экономическому росту развивающихся государств и преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися государствами.
4) всемерное сотрудничество государств и иных субъектов в таможенной сфере.
5) стремление к более высокому уровню гармонизации и унификации таможенных систем.
6) всемерное совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий.
7) усиление борьбы с контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, другими таможенными правонарушениями.
ИСТОЧНИКИ МТАП
Основные источники МТАП — международный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций.
По сфере распространения международные договоры в области таможенного дела могут быть универсальными, региональными, двусторонними.
Международные договоры в области таможенного дела (по объекту регулирования):
1) международные договоры, целиком и полностью регулирующие вопросы таможенного дела (Международная конвенция об упрощении и гармонизации регулировании таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г. в редакции 1999 г.);
2) международные договоры, частично касающиеся регулирования международных таможенных отношений (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).
Международный обычай (деловые обыкновения, изложенные в сборниках «Обычаи портов», издаваемые административными органами международных морских портов).
Обязательные решения международных межгосударственных организаций (решения Совета безопасности ООН, Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации могут касаться особенностей таможенного оформления, таможенного контроля, ряда специальных таможенных процедур).
Международные конвенции:
— Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.);
— Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997г.;
— Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г.;
— Конвенция о временном ввозе товаров 1990 г.;
— Международная конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983 г.;
— Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977 г.
ИСПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТАТИСТИКИ, А ТАКЖЕ РЕШЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА НА УРОВНЕ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ОТ 19 НОЯБРЯ 2010 Г. № 61 «О СРОЧНЫХ МЕРАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА».
В соответствии с Решением МежгоссоветаЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 40 с 1 июля 2010 г. вступили в силу Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств —членов Таможенного союза и Протокол о статусе Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза. Решениями Комиссии одобрена Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, приняты Технические условия передачи данных и утверждена Программа статистических работ Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза на 2011 г.
Решениями Комиссии принят комплект унифицированных классификаторов, применяемых для заполнения таможенных деклараций и одобрены структуры и форматы электронных копий таможенных деклараций, деклараций таможенной стоимости и корректировки таможенной стоимости.
Система статистического учета взаимной торговли государств—членов Таможенного союза нуждается в существенном совершенствовании.
Во исполнение Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 61 «О срочных мерах информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза» таможенными службами Сторон проводятся работы, направленные на организацию информационного взаимодействия в целях обеспечения полноценного трехстороннего контроля и учета товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также помещенных под таможенные процедуры таможенного транзита. Технические условия обмена информацией применяются с 1 января 2011 г.
Осуществляется работа по проектированию, разработке и внедрению Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее — ИИСВВТ), в рамках которой должны быть приняты унифицированные решения, обеспечивающие эффективную интеграцию национальных сегментов и построение общего информационного пространства Таможенного союза. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г.
60 утверждена Концепция создания ИИСВВТ и определены уполномоченные органы по созданию ее национальных сегментов. Этим же Решением Комиссии Таможенного союза поручено утвердить Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии таможенного союза и состав названного Совета. Кроме того, Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 470 Секретариату Комиссии Таможенного союза поручено до 1 февраля 2011 г. провести согласование со Сторонами Технико-экономического обоснования создания и функционирования ИИСВВТ, а в первом квартале 2011 г. — обеспечить разработку и согласование Сторонами технического задания на создание Системы. В государствах — членах Таможенного союза на 2011 г. планируются работы по созданию национальных интеграционных шлюзов для подключения национальных сегментов к ИИСВВТ.
14. РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЯТЫМ ПРОТОКОЛОМ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОГОВОР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 г., Межгосударственным Советом ЕврАзЭС 5 июля 2010 г. была принята новая редакция Статуса Суда ЕврАзЭС (далее — Суд), компетенция которого расширяется в части рассмотрения дел в рамках Таможенного союза. В новой редакции установлено, что обращения в Суд хозяйствующих субъектов и особенности судопроизводства по ним определяются отдельным международным договором (ст. 14).
Проект Договора об обращении в Суд хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним разработан, в настоящее время завершаются необходимые для его принятия внутригосударственные процедуры.
В нем определяется компетенция Суда при рассмотрении дел по заявлениям хозяйствующих субъектов, сроки рассмотрения дел, процедура и правила подачи заявлений хозяйствующими субъектами, порядок оплаты пошлины и иные процедурные вопросы. Проект Договора предусматривает также, в соответствии с требованиями международных актов Всемирной торговой организации (ВТО), возможность обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов третьих стран.
УНИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ РЕЖИМОВ
Как отмечено в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г., установление и применение в отношениях с третьими странами единого торгового режима является одним из необходимых условий объединения таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию и завершения формирования Таможенного союза.
Переговоры по унификации торговых режимов государств — членов Таможенного союза проводятся единой переговорной делегацией Сторон, состав которой был утвержден Решением Комиссии от 25 сентября 2009 г. № 90 одновременно с директивами на проведение переговоров с ВТО (далее — ЕПД).
Данная работа ведется в соответствии с Концепцией унификации торговых режимов государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 11 декабря 2009 г. № 144 и последующими решениями Комиссии по данной тематике.
Действующие непреференциальные международные торговые соглашения государств — членов Таможенного союза (включая РНБ) остаются в силе до момента присоединения Сторон к ВТО, положения соглашений которой заменят указанные непреференциальные двусторонние соглашения. Поэтому работа по унификации торговых режимов государств — членов Таможенного союза ведется со странами, которые имеют с государствами-членами Таможенного союза преференциальные торговые режимы свободной торговли с различными изъятиями.
По итогам проведенных ЕПД консультаций была одобрена единая позиция государств-членов Таможенного союза в отношении режима свободной торговли с Азербайджаном, Арменией и Молдовой. Продолжаются переговоры с Украиной по согласованию единого перечня изъятий из режима свободной торговли. В ходе консультаций с Грузией и Узбекистаном не удалось достичь договоренности о начале переговоров по унификации торговых режимов в четырехстороннем формате.
В соответствии с Решением Комиссии от 14 октября 2010 г. № 427 переговоры по унификации торговых режимов стран-членов Таможенного союза со странами СНГ продолжаются в рамках переговоров по Договору о зоне свободной торговли СНГ.
Стороны завершают работу по унификации режима свободной торговли с Сербией и Черногорией. В четырехстороннем формате согласованы Единые перечни товаров, подпадающих под изъятия при импорте из Сербии и из Черногории, а также Единые правила происхождения товаров.
Государствами — членами Таможенного союза были проведены консультации относительно целесообразности заключения новых соглашений о свободной торговле с Египтом, Вьетнамом, ЕАСТ, Новой Зеландией и Сирией. 23 ноября 2010 г. начались официальные переговоры с ЕАСТ. На министерской конференции АТЭС 10-11 ноября 2010 г. Сторонами сделано заявление о целесообразности заключения соглашения о свободной торговле с Новой Зеландией.
Продолжаются переговоры по присоединению государств-членов Таможенного союза к ВТО.
Название
До 2009 года название субрегионального объединения было «Боливарианская альтернатива для Америки» (исп. Alternativa Bolivariana para América), сейчас полное название альянса «Боливарианский альянс для народов нашей Америки — Торговый договор народов» (исп. Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América — Tratado de Comercio de los Pueblos, ALBA-TCP), сокращённое название «Боливарианский альянс для Америк» (исп. Alianza Bolivariana para las Américas, ALBA).
В состав организации входят 9 стран:
· Антигуа и Барбуда (присоединились в 2009 году)
· Боливия (присоединилась в 2006 году)
· Венесуэла (учредитель)
· Доминика (присоединилась в 2008 году)
· Куба (учредитель)
· Никарагуа (присоединилась в 2007 году)
· Сент-Винсент и Гренадины (присоединились в 2009 году)
· Эквадор (присоединился в 2009 году)
· Сент-Люсия (присоединилась в 2013 году)[3]
Также, в процессе интеграции в АЛБА находится Суринам.
Статус приглашенного члена АЛБА имеют:
· Гренада
· Гаити
· Парагвай
· Уругвай
· Иран (присоединился в 2007)
· Сирия (присоединилась в 2010 году)
Гондурас и ALBA
Гондурас вступил в ALBA в 2008 году во время президентства МануэляСелайи, однако после его свержения в ходе военного переворота 28 июня 2009 года новое правительство отказалось от членства в этой организации. Вскоре фактический лидер Гондураса Роберто Мичелетти заявил о намерении этого латиноамериканского государства выйти из состава ALBA 15 декабря 2009 года.
13 января 2010 года национальный конгресс Гондураса ратифицировал выход страны из состава международной организации «Боливарианский альянс для Америк» (ALBA).
Согласно мнению ИньигоЭррехон, доктора политических наук, и АльредоСеррано, доктора экономических наук, Боливарианский союз народов нашей Америки (ALBA) утратил жизненные силы после государственного переворота в Гондурасе, произошедшего как раз в тот момент, когда президент Селайя принял решение о вхождении его страны в данный альянс. ALBA в его нынешнем состоянии утратил активность, что объясняется растущим влиянием тандема Бразилии-Аргентины, сосредоточенных на строительстве Южноамериканского общего рынка (Mercosur).
Валютный союз
Сукре (коллективная валюта)
В апреле 2009 года на саммите стран-участниц Боливарианской инициативы, который проходил в венесуэльском городе Кумана, было единогласно принято решение о введении условной единицы для взаиморасчетов «Сукре». По словам президента Венесуэлы Уго Чавеса, сукре изначально «будет обращаться в виде виртуальной валюты, однако в будущем планируется переход к полноценной валюте, что позволит уйти от навязанной диктатуры доллара». По словам Чавеса, которого цитируют латиноамериканские СМИ, «не исключено, что сукре будет действовать не только в странах ALBA, но и в других государствах, заинтересованных в подобном инструменте — в частности, в Эквадоре и Парагвае».
Сукре официально введён в оборот с 1 января 2010 года. Первая транзакция с использованием сукре состоялась 3 февраля 2010 года, когда Куба оплатила доставку 360 тонн риса из Венесуэлы за 108 000 сукре.
28 февраля 2013 года Никарагуа осуществила первые платежи использовав региональную валюту сукре для взаиморасчетов с партнерами из стран АЛБА.
АНДСКОЕ СООБЩЕСТВО
Флаг Андского сообщества
Андское сообщество наций (группа, пакт; исп. Сomunidad andina, CAN, или англ. AndeanCommunityofNations, ACN) - региональное социально-экономическое содружество стран Латинской Америки: Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу. Создано в результате подписания Картахенского соглашения от 26 мая 1969 года.
Штаб-квартира организации расположена в городе Лима, Перу. Андское сообщество охватывает территорию в 3,8 млн кв. км с населением более 101 млн человек; на 2011 год, совокупный валовой продукт составил 600 млрд долларов США.
Девиз сообщества: «Это моя земля, это мой дом».
Страны-участники
Члены Андского сообщества:Боливия, Колумбия, Перу и Эквадор.
Текущие участники
· Боливия (1969)
· Колумбия (1969)
· Эквадор (1969)
· Перу (1969)
Ассоциированные члены
По договорам Андского сообщества с МЕРКОСУР и/или Союзом южноамериканских наций.
· Аргентина (2005)
· Бразилия (2005)
· Уругвай (2005)
· Чили (2006)
Страны-наблюдатели
· Испания
Формальные участники
· Венесуэла (1973-2006; с 31 июля 2012 года входит в состав МЕРКОСУР)
· Чили (полноправный участник с 1969 по 1976 год; наблюдатель с 1976 по 2006 год; ассоциированный член с 2006 года)
Направления деятельности
· выработка единой экономической политики, координации осуществляемых проектов;
· гармонизация законодательства: осуществление контроля за применением принятых в рамках сообщества правовых норм и их единой интерпретацией;
· установление тесных взаимных связей между регионами и органами управления Андского сообщества через вспомогательные органы — Консультационный Совет частных предпринимателей и Андский институт труда.
Андский пакт снискал особую известность в истории интеграции развивающихся стран — попыткой сразу в масштабах целой группировки ограничить влияние иностранных монополий. Главной мерой в этом направлении послужило введение «Общего режима по отношению к иностранному капиталу, торговым маркам, патентам, лицензиям», призванного установить контроль за деятельностью транснациональных компаний.
Эти меры стимулировали превращение иностранных предприятий, создаваемых после 1974 года в национальные или смешанные. При учреждении такого предприятия не менее 15 % акций подлежит передаче государству, на территории которого оно находится.
Важным положением общего режима было введение ограничений на вывозимые иностранными компаниями прибыли. Ежегодно разрешалось перевозить за границу не более 14 % зарегистрированной суммы прямых инвестиций. Одновременно ограничивались сферы приложения иностранного капитала: он не допускался в страхование, внутреннюю торговлю, транспорт, в средства массовой информации.
С 1976 года во многих странах сообщества некоторые положения общего режима смягчены в рамках Лимского протокола.
Структура управления
Андская система интеграции
Андская система интеграции, созданная в 1996 году, состоит из трех основных органов управления:
1. Президентский Совет;
2. Совет министров иностранных дел;
3. Комиссия Андского сообщества.
Президентский Совет — с 1990 года является высшим органом управления Андского сообщества. В Совет входят президенты стран-участниц. На регулярных встречах Совета обсуждается интеграционная политика сообщества с учетом интересов субрегионов, проводится оценка достигнутых результатов деятельности.
Совет министров иностранных дел — орган политического сотрудничества состоящий из министров иностранных дел стран-участниц. Совет призван координировать международное сотрудничество, а также осуществляет взаимодействие с региональными блоками.
Комиссия Андского сообщества — законодательный орган, ответственны за разработку решений сообщества. В составе Комиссии: официальные представители каждой страны на уровне министров торговли. Заседания проводятся несколько раз в год с приглашением специалистов в зависимости от темы обсуждаемых вопросов. Принимаемые решения по вопросам торговли являются обязательными для стран членов.
Функции Комиссии Андского Сообщества: разработка, исполнение и оценка общей политики в сфере экономической интеграции по торговле и инвестициям; принятие мер по выполнению поставленных целей и задач; координация совместной позиции стран членов в международных организациях и переговорах с третьими странами и блоками.
Основные события
26 мая 1969 года — организация Андского пакта (англ. AndeanPact) в результате подписания Картахенского соглашения между Боливией, Чили, Колумбией,Эквадором и Перу.
1973 год — к Андскому пакту присоединилась Венесуэла.
1976 год — Чили под руководством Аугусто Пиночета вышла из сообщества из-за экономических разногласий.
1989 год — подписание Декларации ИСА, нацеленной на консолидацию совместных усилий стран-участниц сообщества, укрепление внешних связей, объединениеЛатинской Америки на основе формирования общего рынка.
1990 год — принятие «Андской стратегии», в которой были сформулированы три основные цели:
развитие андского экономического пространства;
углубление международных связей стран Андской группы;
вклад в единство Латинской Америки.
«Акт мира», принятый в том же году, выдвинул в качестве важнейших задач:
углубление процесса интеграции андских стран;
реализацию её отдельных этапов (зона свободной торговли, таможенный союз),
а также других мер, необходимых для создания Андского общего рынка.
1996 год — протокол Трухильо внес существенные изменения в Картахенского соглашения, изменив структуру органов управления сообщества. Андский пакт был переименован в Андское сообщество наций. Организована Андская система интеграции.
2001 год — создание паспорта единого образца для граждан стран-участников Андского сообщества.
2003 год — Андское сообщество и МЕРКОСУР заключили меморандум о совместных мерах по организации свободной торговли между странами этих двух блоков.
1 января 2005 год — введение безвизового режима между странами-участниками Андского сообщества. Пересечение границы осуществляется по внутренним паспортам, а въезд на территорию Венесуэлы по миграционным картам.
2006 год — Венесуэла, в лице президента страны Уго Чавеса заявила о своем желание выйти из Андского сообщества. Среди основных причин выхода называлось соглашение о свободной торговле с Североамериканской зоной свободной торговли (НАФТА), ранее заключенное между США, Колумбией и Перу. Это соглашение, по мнению Уго Чавеса, нанесло непоправимый ущерб всему сообществу. 22 апреля 2011 года, Венесуэла официально покинула Андское сообщество после технической переработки торговых соглашений со странами содружества.
сентябрь 2006 год — Андский Совет министров иностранных дел одобрил возвращение Чили в качестве ассоциированного члена.
2011 год — в качестве страны-наблюдателя к сообществу присоединилась Испания.
7 декабря 2012 года — Боливия начала вхождение в состав регионального блока южно-американских стран МЕРКОСУР. Эквадор также объявил о своем желание последовать за Боливией в МЕРКОСУР.
Колумбия и Эквадор с 2004 года, а Перу с 2003 года являются ассоциированными членами МЕРКОСУР.
Вхождение стран-участников Андского сообщества в МЕРКОСУР на правах полноправных участников свидетельствует о полном прекращение существования Андского сообщества наций.
МЕРКОСУР
Mercosur или Mercosul (исп. Mercado Común del Sur, порт. Mercado Comum do Sul, гуар. Ñemby Ñemuha, англ. SouthernCommonMarket) — общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией,Уругваем, Парагваем (членство было приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года), Венесуэлой и Боливией. Основано в1991 году на основании Асунсьонского договора, который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету, который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР.
Цель соглашения выражается в содействии свободной торговле, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения.
Гуарани, португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время — основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессамэкономической интеграции в Южной Америке.
МЕРКОСУР возник в 1985 году, когда президенты Аргентины и Бразилии, Рауль Альфонсин и ЖозеСарней, подписалиПрограмму экономической интеграции и сотрудничества Аргентина-Бразилия или PICE (порт. Programa de Integração e Cooperação Econômica Argentina-Brasil,исп. Programa de Integración y Cooperación Económica Argentina-Brasil). Программа также предложила Гаучо в качестве валюты для региональной торговли.
В МЕРКОСУР сосредоточено 55,3 % населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 млн чел.), 40 % прямых зарубежных инвестиций, 33 % объема внешней торговли стран региона. Совокупный объем ВВП участников объединения достигает 3,3 трлн долл. Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли.
В декабре 2004 года, на саммите глав МЕРКОСУР был принят акт о создании парламента. По условиям данного соглашения, он, независимо от численности населения, должен иметь 18 представителей от каждой страны к 2010 году.
Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Гайана и Суринам в настоящее время имеют статус ассоциированных членов. Мексика и Новая Зеландия квалифицируются как официальные наблюдатели.
История
Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южно-американский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.
В нынешнем виде блок был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор — основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи.
Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т. д.
Основной принцип деятельности высших органов Меркосур — консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.
С 1 января 1995 года в соответствии с Соглашением ОуроПрето, подписанным в 1994 году, Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).
18 декабря 2007 года Меркосур подписал торговое соглашение о свободной торговле с Израилем.
20 декабря 2011 года во время встречи в верхах в Монтевидео, министры иностранных дел четырёх полных стран-членов, совместно с министром иностранных дел Палестины Риядом аль Малики, подписали соглашение о свободной торговле с Палестиной.
В августе 2010 года на 39-й встрече на высшем уровне Меркосур был утвержден общий Таможенный кодекс, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.
Присоединение Венесуэлы
После приостановления членства Парагвая 22 июня 2012 года за нарушение демократических ценностей, описанных в Протоколе Монтевидео о приверженности к демократии в МЕРКОСУР (исп. Protocolo De Montevideo Sobre Compromiso Con La Democracia En el MERCOSUR), союзодобрилприсоединениеВенесуэлы. 31 июля2012 года вступило в силу полное членство Венесуэлы.
Датой вступления Венесуэлы в МЕРКОСУР станет 31 июля, мы, президенты стран-участниц, пришли к согласию по данному вопросу, и для нас это является большой честью и большой ответственностью.
— Кристина Фернандес де Киршнер
Процесс присоединения Венесуэлы к организации занял 6 лет. Предварительно, Венесуэла подписала соглашение на членство 17 июня 2006 года, но ее вступление было заблокировано сенатом Парагвая. На саммите МЕРКОСУР в декабре 2011 года в Уругвае Каракасу также не удалось присоединиться к блоку из-за позиции парагвайского парламента. Парагвайские депутаты блокировали присоединение Венесуэлы, несмотря на поддержку, полученную президентом ВенесуэлыУго Чавесом от президента Фернандо Луго.
Меркосур и Россия
В 1996 году были установлены контакты между Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза СНГ и Группой общего рынка МЕРКОСУР, состоялось три рабочих встречи делегаций сторон. Очередная четвертая встреча не состоялась в связи с реорганизацией координирующих органов Экономического союза СНГ.
В декабре 2000 года в городе Бразилия состоялась первая встреча российской делегации с руководством Группы общего рынка МЕРКОСУР, положившая начало прямому диалогу между Россией и интеграционным объединением. По итогам встречи было принято совместное коммюнике, в котором стороны договорились проводить подобные встречи, развивать взаимные контакты.
В 2001 году состоялся визит в Россию делегации Межпарламентской комиссии МЕРКОСУР, в ходе которого достигнуты договоренности о продолжении межпарламентских контактов.
В декабре 2003 года Министр иностранных дел Россиивпервые принял участие в прошедшем в Монтевидео саммите Общего рынка стран Южного конуса. Его участникам передано послание Владимира Путина, в котором подтверждается стремление России к развитию сотрудничества. Принято Совместное заявление о формировании механизма многостороннего политического диалога между Россией и МЕРКОСУР.
В апреле 2004 года в Буэнос-Айресе состоялся первый раунд двусторонних консультаций.
Унасур
C 2004 г. Mercosur и Андское сообщество вели переговоры о создании нового объединения Унасур (Unasur — UnióndeNacionesSuramericanas, Союз южноамериканских наций), с единым центральным банком (BancodelSur). 9 декабря 2004 года Унасур учреждён на саммите 12 государств в Куско (Перу).
СОЮЗ ЮЖНОАМЕРИКАНСКИХ НАЦИЙ
| ||||
Страны-члены | 12 + 3[показать] | |||
Официальные языки | английский испанский нидерландский португальский | |||
Политические центры | Кито Кочабамба | |||
Руководство — Президент — Генеральный секретарь | ОльянтаУмала[1] Али Родригес[2] | |||
Площадь — Общая | 1-я в мире * 17 715 335 км² | |||
Население — Всего (2007) — Плотность | 3-е в мире * 384 381 000 21,7 чел/км² | |||
ВВП (на базе PPP) — Всего (2007) — ВВП/чел | 5-й в мире * $ 3 673 043 млн $ 9 604 | |||
Декларация Куско Конституционный договор | 8 декабря 2004 23 мая 2008 | |||
Валюты сообщества | песо | |||
Часовой пояс | UTC-2 — UTC-5 |
Союзюжноамериканскихнаций (англ. Union of South American Nations, исп. Unión de Naciones Suramericanas (UNASUR), порт. União de Nações Sul-Americanas (UNASUL), нидерл. Unie van Zuid-Amerikaanse Naties) (другое название — Декларация Куско) — региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, созданная 8 декабря 2004 года.
История создания
Идея создания единой федерации государств Латинской Америки зародилась в XIX веке. Главным сторонником объединения был Симон Боливар. Однако первая попытка собрать в общую структуру новообразованные государства Южной Америки не получила одобрения со стороны правительств, на многие десятилетия ввязавшиеся в конкурентную борьбу между собой.
Подписание декларации о создании новой организации состоялось 8 декабря 2004 года на саммите 12 государств вКуско (Перу).
В неё вошли государства-члены Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Венесуэла,Парагвай и Уругвай), Андского сообщест