Лекция 3. Великобритания во второй половине ХХ – начале XXI века (1945-2007 гг.).

Вопросы:

1. Экономическое развитие, государственное регулирование народного хозяйства и социальных отношений.

2. Эволюция государственного строя (королева, парламент, судебная система), традиции населения. 3. Внешняя политика.

1. Экономическое развитие, государственное регулирование народного хозяйства и социальных отношений.

После второй мировой войны экономика Великобритании очутилась в исключительно тяжелом положении. «Это не та Европа, за которую мы боролись» - с горечью признал У.Черчилль после войны, т.е. не то теперь положение Англии, к которому стремились.

Людские потери Великобритании были сравнительно невелики – 300 тыс. убитыми и пропавшими без вести. Более значительные были материальные потери Великобритании: война обошлась в 25 млрд. ф. ст., не считая убытков от бомбардировок, потопленных судов и т.п.

Резко сократился экспорт морских товаров, доходы от капиталовложений за границей упали. А т.к. структура английского хозяйства требовала постоянного импорта сырья и продовольствия, возник хронический дефицит платежного баланса.

Требовалось провести реконструкцию всего народного хозяйства, финансовой системы, расшатанной в годы войны, транспорта, связи, а также основных отраслей промышленности (угледобывающей, электроэнергетической и металлургической).

Неожиданный удар экономическому положению Великобритании нанесли США, заявив еще до окончания войны о прекращении поставок по ленд-лизу. Теперь за все, что поступало из США нужно было платить наличными. Укрепление экономики США во время войны значительно ослабило экономические позиции Великобритании. Американский экспорт в страны британской империи в 1,5 раза превысил английский.

«Триумф и трагедия» - так кратко резюмировал итоги второй мировой войны для Великобритании лидер консерваторов У. Черчилль.

Со всеми этими проблемами и пришлось столкнуться 3-ему лейбористскому правительству во главе с К. Эттли (1945-1950 гг.).

В ходе предвыборной кампании оно выработало манифест «лицом к будущему» (весна 1945 г.), предусматривающий программу послевоенных преобразований. В манифесте говорилось, что лейбористская партия - есть «социалистическая партия», конечной целью которой провозглашалось создание «социалистического содружества Великобритании». Путь к этой цели лежал в постепенной эволюции в рамках «смешанной экономики» в сторону повышения в ней удельного веса государственной собственности.

Одной из главных реформ лейбористы считали национализацию торгово-промышленных предприятий и финансовых учреждений. В соответствии с этим в рамках буржуазного строя лейбористское правительство осуществило национализацию: в 1945 г. - Банка Англии; в 1946 г. - угольной промышленности, телеграфной и радиосвязи с заграницей; в 1947 г. - электроэнергетической промышленности и железнодорожного транспорта; в 1948 г. - частично черной металлургии.

Владельцы национализированных предприятий получили:

1) компенсацию в размерах, зачастую превышавших стоимость основных производственных фондов;

2) бывшие владельцы предприятий заняли директорские посты и вошли в составы государственных управлений и советов по руководству национальными отраслями народного хозяйства;

3) национализации подверглись те отрасли промышленности, которые в годы войны превратились в убыточные;

4) национализация ничуть не расширила права рабочих на участие в контроле и управлении предприятиями.

В целом, лейбористская национализация была настолько выгодна монополистам, что с приходом к власти в последующем консерваторов существенных изменений в государственной собственности не произошло. Лишь частично была проведена денационализация, в основном только сталелитейных предприятий, обновленных за счет народных средств, т.е. снова стала собственностью частных лиц. Лейбористская национализация резко выдвинула вперед развитие государственно-монополистического капитализма.

В послевоенные годы экономика Великобритании развивалась быстрыми темпами: рост промышленного производства составлял примерно 6 % в год. Довоенного уровня экономика достигла к 1947 г. Этому в значительной степени способствовало увеличение экспорта продукции английской промышленности в Западной Европе. В целом английский экспорт вырос на 53 %.

Государство брало на себя управление предприятиями, изыскивало средства для их модернизации, выдерживало натиск со стороны рабочих, требующих повышения заработной платы, а доходы шли по старому руслу - в карманы монополистов. Т.е. государство становилось чем-то вроде управляющего капиталистическим предприятием. Ничего общего с социализмом эти предприятия не имели, наоборот, они представляли собой усиление государственного капитализма.

Конфликт между лейбористским правительством и консерваторами возник лишь по поводу национализации металлургической промышленности. Эта отрасль не была убыточной и не принадлежала к инфраструктуре. В итоге пришли к компромиссу, приняв в 1949 г. закон о частичной национализации металлургической промышленности, который должен был реализовываться только с 1951 г., т.е. консерваторам давался шанс в случае победы на приближавшихся выборах пересмотреть закон до его осуществления.

Третье лейбористское правительство параллельно с национализацией провело ряд мер, расширивших сферу государственного регулирования экономики, содействуя концентрации производства и капитала.

В 1947 г. образован консультативный совет экономического планирования. Правительство пыталось регулировать импорт, экспорт и вывоз капитала.

Таким образом. при переходе от войны к миру произошло укрепление и развитие государственного сектора экономики и государственно-монополистического регулирования частнокапиталистического хозяйства. Сложилась система государственно-монополистического капитализма, просуществовавшая три десятилетия. Важной особенностью британского государственно-монополистического капитализма было наличие государственного сектора экономики и огромная роль государства в регулировании социальных процессов.

В социальной сфере в 1948 г. был принят закон, вводивший новую систему социального страхования, которая в свою очередь устанавливала право на получение пенсий по старости, пособий по безработице, болезни, в связи с несчастным случаем на производстве и др.

В 1946 г. принят закон о создании национальной системы здравоохранения, впервые устанавливалось бесплатное государственное медицинское обслуживание.

Эти законы конечно были прогрессивными, с одной стороны, но с другой - были весьма несовершенны в смысле практического осуществления (больницы строились медленно; были переведены в разряд платных услуг некоторые специалисты; органы социального обеспечения старались ограничить круг пенсионеров; размер пенсий не обеспечивал прожиточного минимума и т.п.).

Выполняя предвыборные обещания, лейбористское правительство приняло участие в решении жилищной проблемы. Были внесены изменения в систему народного образования, был отменен закон о профсоюзах, просуществовавший около 20 лет.

Проведение в жизнь государственных социально-экономических программ требовало значительных расходов, а дефицит платежного баланса приобрел хронический характер. Поэтому лейбористское правительство прибегло к займам. Начиная с 1948 г. Великобритания стала получать экономическую помощь от США по «плану Маршалла». Поставки по этому плану смягчили серьезные продовольственные затруднения Великобритании, но вместе с тем затормозили развитие некоторых отраслей английской промышленности, особенно английское судоходство, судостроение.

В условиях начавшейся «холодной войны» и «гонки вооружений» была проведена милитаризация народного хозяйства, стимулировалось развитие военных отраслей. Гражданские отрасли развивались медленнее, чем военные.

Положение английского сельского хозяйства после войны мало изменилось, т.к. основная масса продовольственных продуктов продолжала импортироваться из-за границы.

В сельском хозяйстве занято всего лишь 5 % самодеятельного населения. Несмотря на высокий уровень механизации работ, сельскохозяйственное производство было нерентабельно и не могло выдержать конкуренции с дешевой импортной продукцией.

В 1947 г. лейбористское правительство объявило о намерении создать «стабильную эффективную материальную базу». Английский парламент принял специальный закон, предусматривающий меры по защите сельского хозяйства от иностранной конкуренции. Государство установило гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию (молоко, мясо, яйца).

Если продажные цены снижались против гарантированного уровня, то английские фермеры получали от государства доплату в пределах этой разницы. Эта доплата только и поддерживала существование многих фермерских хозяйств.

В целом государственные субсидии составляли 3/4 чистого дохода ферм страны. Субсидии выплачивались фермерам для проведения определенных агротехнических мероприятий, применения минеральных удобрений, а также для стимулирования разведения крупного рогатого скота. Государственное субсидирование являлось вынужденной мерой, т.к. почти 2/3 всех затрат английских фермеров приходится на промышленные товары и услуги.

Но и при субсидировании собственное сельскохозяйственное производство лишь на 40 % обеспечивало потребности страны. Поэтому за счет импорта удовлетворялись потребности в пшенице на 65 %, в масле - на 90%, в сахаре - на 75 %, в мясе - на 43 %.

Ежегодно около 19 тыс. человек покидают сельское хозяйство и превращаются в наемных работников.

Таким образом, сельскохозяйственное производство Великобритании, несмотря на все мероприятия по его поддержанию, находилось под угрозой полного крушения.

4-е лейбористское правительство К. Эттли продержалось 1,5 года (1950-1951 гг.), не провело за это время ни одной существенной реформы. По принятому ранее в 1948 г. закону проводилась национализация части металлургических предприятий. Этим дело и ограничилось. Зато «гонка вооружений» нарастала, особенно после того, как летом 1950 г. Великобритании поддержала американскую агрессию против КНДР. Приняв участие в агрессивной войне, правительство еще больше поставило страну в зависимость от США.

Увеличивая ассигнования на перевооружение, правительство решило изыскать средства за счет введения платы за некоторые виды медицинского обслуживания, т.е. сделало шаг назад. В результате министр здравоохранения Бивен и еще два министра подали в отставку в апреле 1951 г.

Досрочные парламентские выборы в октябре 1951 г. принесли победу консервативной партии, которая получила 321 место против 295 лейбористских..

С 1951 по 1964 гг. у власти находились консервативные кабинеты. Кресло премьер-министра снова занял У. Черчилль, который сформировал консервативный кабинет (1951-1955 гг.). Пост министра иностранных дел занял Иден. В кабинете У. Черчилля преобладали крупные монополисты, дельцы, занимавшие директорские посты в различных фирмах.

Консерваторы не видели причин отказываться от тех плодов политики лейбористов, которые позволили сравнительно спокойно оправиться от войны. Все социальные реформы 1945-1947 гг. они оставили в силе и даже в вопросе о национализации сделали шаг назад только применительно к металлургии и транспорту: проведена денационализация, предприятия возвращены старым владельцам.

Из тяжелого финансового положения, вызванного прежде всего растущими расходами на вооружение, У. Черчилль пробовал выйти путем “экономии” на социальных расходах и на импорте сырья и продовольствия. В сущности, здесь он шел по стопам лейбористов.

50-е гг. были временем относительно медленного, но достаточного роста экономики. Падение производства имело место в 1951-1952 гг. на 3 %, а в целом общий объем промышленной продукции вырос на 18 %. Доля Великобритании в мировом капиталистическом производстве сократилась, но она продолжала занимать 2-е место в экономике после США.

Более успешно развивались молодые отрасли промышленности - автомобильная и авиационная. Однако вскоре и тут американцы нанесли Великобритании удар - в английской автомобильной промышленности стали действовать американские дочерние фирмы - филиалы “Дженерал Моторс”, “Форд”. Уже к 1960 г. «Форд» полностью выкупил акции своих заводов в Великобритании и стал их единоличным владельцем.

Положение английского авиастроения, особенно производства авиамоторов, оказалось более устойчивым. Английские авиамоторы были лучшими в мире, англичане первыми выпустили гражданские самолеты с газотурбинными двигателями. Мощные авиастроительные концерны «Хоккер сидли» и «Бритиш эйркрафт корпорейшн» подчинили себе европейское авиастроение.

В апреле 1955 г. У.Черчилля вынудили уйти в отставку. Его кресло занял Антони Иден, имевший репутацию «прогрессивного консерватора». Объяснялось это тем, что новые времена требуют и новой тактики и новых людей.

Однако никакого «обновления» политики консервативной партии не последовало. Он по свидетельству близких ему людей - не принимал ни одного важного решения без неофициального совещания с У.Черчиллем. Но провал «Суэцкой авантюры» в области внешней политики привел к тому, что Иден отошел от дела по состоянию здоровья. Новым премьер-министром стал в 1957 г. Гарольд Макмиллан.

В конце 50-х - начале 60-х гг. в условиях бурного нарастания НТП, усиления интеграционных процессов в Западной Европе и распада колониальной системы все более и более стали обозначиваться низкие темпы экономического роста в Великобритании. Это объяснялось особенностями государственно-монополистического капитализма в Великобритании, в которой ряд ключевых отраслей экономики принадлежал государству, и в целом масштабы государственного вмешательства в экономику были значительны, хотя его эффективность оставалась значительно низкой. В кредитной сфере хозяйничал частный капитал.

Экономические и социальные результаты государственно-монополистического капитализма заключались в том, что социальные мероприятия в рамках государственно-монополистического капитализма улучшили материальное положение большей части трудящихся. В Великобритании реальная заработная плата выросла в 1,6 раза. Повысились потребление и уровень жизни основной части трудящихся.

Спады производства стали менее значительными, хотя полностью избежать их не удалось. Они имели место в Великобритании в 1957-1958 гг.

За период с 1957 по 1964 гг. Великобритания не переживала глубоких экономических кризисов, но ее промышленность развивалась крайне медленно, значительно отставала по темпам развития от индустриальноразвитых стран континентальной Европы.

Если в странах «Общего рынка» (Франция, ФРГ, Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург) промышленное производство с 1957 по 1964 гг. возросло на 55 %, то в Великобритании - только на 25 %. Среднегодовые темпы роста экономики составляли в ФРГ - 4,8 %, во Франции и Италии - 5,1 %, в Великобритании - только 3,3 %.

К 1965 г. Великобритания утратила и по абсолютным показателям свое положение первенствующей державы Европы: ее удельный вес в промышленной продукции индустриально-развитых стран составил 8,2 %, в то время как удельный вес ФРГ - 9,4 %.

Неизмеримо острее, чем в начале ХХ века, стоял теперь перед английской промышленностью вопрос о модернизации, развитии новых отраслей, введении новейшей технологии производства.

Тем не менее, мощь британского монополистического капитала возрастала. по уровню концентрации производства Великобритании вышла в начале 60-х гг. на первое место в Европе.

Причина тяжелого положения английской экономики по словам консервативного руководства лежала в том, что английский народ живет не по средствам, слишком много потребляет, а это не дает возможности накопить капиталы, необходимые для модернизации промышленности и нормализации платежного баланса.

Подлинная же причина тяжелого положения английской экономики и постоянного кризиса платежного баланса была связана с вывозом капитала и растущими военными расходами за границей.

Действительно, из Великобритании в 60-е гг. ежегодно вывозилось примерно 350 млн. ф.ст., которые монополии выгодно помещали в других странах, особенно в развивающихся. Общая сумма английских капиталовложений за границей составляла примерно 11 млрд. ф.ст. другими словами, Великобритания по прежнему эксплуатировала народы большинства стран бывшей Британской империи. Обогащая монополии, эти капиталы изымались из английской экономики.

Как известно, дефицит платежного баланса составлял при консервативных кабинетах не больше 500 млн. ф. ст., т.е. его легко можно было погасить, если бы правительство решилось запретить или резко ограничить вывоз капитала. Но ни того, ни другого консервативные правительства не сделали.

Проблему дефицита платежного баланса страны консерваторы пытались решить путем косвенного регулирования платежеспособного спроса населения, получившего название политики «стой – иди». Трижды - в 1957, 1961 и 1964 гг. - правительство резко увеличивало уровень банковского процента на рынке ценных бумаг. предполагалось, что вздорожание кредита вызовет падение производства, сокращение потребления привозного сырья, с одной стороны, а с другой - снижение потребления продовольствия в стране. Т.е. делалась ставка на ограничение импорта, а значит, на достижение более здорового торгового и платежного баланса.

В 1961 г. консервативное правительство под предлогом борьбы с инфляцией объявило паузу в росте заработной платы. Как результат, с новой силой вспыхнула стачечная борьба. В 1962 г. число стачек превысило их общее количество в предшествующие 5 лет.

Немало споров в правящих кругах вызывал вопрос о вступлении Великобритании в «Общий рынок».

«Общий рынок» или европейское экономическое сообщество, представляющее собой группировку 12 западноевропейских государств, был создан в 1957 г. в Риме. Цели ЕЭС: создание таможенного союза; формирование общего рынка рабочей силы, услуг и капиталов; проведение единой торговой политики в отношении третьих стран и т.п.

В 1957 г. Великобритания отказалась от вступления в ЕЭС, т.к. это означало бы утрату особых позиций Великобритании, как «мировой державы». Великобритания присоединилась только в 1973 г.

Однако в 1961 г. правительство Макмиллана начало переговоры со странами «Общего рынка» с надеждой на то, что крупные монополии Великобритании смогут выдержать конкуренцию континентальных фирм и приобретут выгодный и быстро растущий европейский рынок.

Новые лишения и трудности принес бы этот план английскому народу, т.к. беспошлинный ввоз товаров с континента неизбежно привел бы к падению заработной платы и росту безработицы.

Однако благодаря усилиям Франции, видевшей в Великобритании «троянского коня» США в Европе, Великобритании было отказано в приеме в «Общий рынок».

Таким образом, застой производства, финансовые просчеты, непопулярный внешнеполитический курс, неудачная попытка вступления в ЕЭС - все это вызвало резкое падение авторитета правительства консерваторов.

Выборы 1964 г. принесли победу лейбористам: 5-е лейбористское правительство (1964 - 1966 гг.) и 6-е лейбористское правительство (1966 - 1970 гг.). В основе социально-экономической политики лейбористского правительства 60-х гг. лежала идея о том, что НТР приведет к победе социализма.

В 1965 г. впервые формально приобрел силу закона, т.е. принят парламентом «5-летний национальный экономический план». Он предусматривал рост производства в среднем на 5 % в год и ликвидацию на этой основе уже в 1966 г. дефицита платежного баланса страны.

Чтобы обеспечить материальное обеспечение выполнения плана лейбористское правительство не собиралось наступать на собственность монополий. Исключением из этого стала повторная национализация черной металлургии в марте 1967 г., в результате которой было сосредоточено в руках государства 90 % производства стали в стране. Бывшие собственники получили компенсации.

Однако каких-либо шагов по отношению к ограждению вывоза капитала из страны правительство предпринять не решилось. За время их пребывания у власти из Великобритании вывозилось в среднем 350 млн. ф. ст. ежегодно.

Правительство лейбористов пришло к власти в сложной обстановке в области экономики. Дефицит платежного баланса составил 800 млн. ф. ст. А ведь были еще срочные обязательства: повышение пенсий, прочие социальные мероприятия.

Предвыборные обещания в социальной области были выполнены: отменена плата за выписку рецептов; ограничен произвол домовладельцев в отношении квартиросъемщиков; увеличены пенсии по старости на 20 %.

Важным элементом лейбористской политики было сохранение устойчивой валюты. Поэтому правительство заявило, что на девальвацию (т.е. понижение в законодательном порядке стоимостного содержания национальной денежной единицы, связанное с истощением валютных резервов, падением курса национальной валюты на международном рынке, осуществлялось путем понижения весового содержания золота в денежной единице) оно не пойдет, т.к. это приведет к росту цен и вызовет падение уровня жизни населения.

Однако осенью 1967 г. была проведена девальвация национальной валюты на 14, 3 % (с 2,8 до 2,4 долл. за 1 ф. ст.). Временно повышены пошлины на ввозимые товары, увеличен налог на бензин, возрос подоходный налог. Этими мерами правительство рассчитывало смягчить дефицит в течение года. Пока же обратилось с просьбой о займе в размере 3 млрд. долл. к США - новое бремя, т.к. долг нужно было возвращать с процентами и это способствовало усиление зависимости от США.

Эти меры позволили улучшить конкурентоспособность английских товаров на мировом рынке и способствовали оживлению экономики. Тем не менее, среднегодовые темпы роста в период правления лейбористского правительства 60-х гг. составляли 2,3 %. Не удалось избавиться и от дефицита платежного баланса. Это означало, что национальный план экономического развития потерпел неудачу.

В 1968 г. лейбористское правительство отходит от прежних социальных программ. Взят курс на сокращение государственных расходов на нужды просвещения и жилищного строительства, возросли прямые и косвенные налоги на бензин.

В целом, жизненный уровень населения рос медленно. Если в Великобритании в первые послевоенные годы средний заработок рабочего был одним из самых высоких в мире, то к концу 60-х гг. большинство европейских стран и США обогнали Великобританию.

70 - 80-е гг. - период нового этапа НТР, структурных кризисов и преобразований.

Парламентские выборы июня 1970 г. принесли победу консерваторам во главе с Эдвардом Хитом (сын строительного подрядчика). В преддверии выборов ему создавался образ «демократа» и человека из народа.

Программа Хита была изложена в предвыборном манифесте «Лучшее будущее»: достижение стабильного роста английской экономики, отказ от государственных ограничений частного предпринимательства, ликвидация ряда органов государственного регулирования, сокращение государственных расходов в национальных отраслях промышленности и социальной сфере, увеличение расходов на военные нужды.

В августе 1971 г. был принят закон «Об отношениях в промышленности», по которому все профсоюзы должны были зарегистрироваться в специальных органах государственного надзора, запрещались стачки и политические выступления тред-юнионов.

Атака консерваторов на завоеванные рабочим классом права в области профсоюзов вызвала подъем рабочего движения. Осенью 1972 г. кабинет Хита изменил тактику борьбы с рабочим классом и пошел на «замораживание заработной платы». Был установлен годовой максимум заработной платы в 250 ф. ст., созданы правительственные органы с исключительными правами регулирования цен и доходов на 3-летний период.

Центральным элементом программ «Лучшее будущее» для Великобритании было вступление в «Общий рынок». В июне 1971 г. была достигнута договоренность об условиях вступления в «Общий рынок»:

1) в течение 1,5 лет Великобритания должна была отменить таможенные пошлины в торговле со странами ЕЭС;

2) «подтянуть» свои низкие цены на сельскохозяйственную продукцию до уровня цен «шестерки»;

3) размер финансового взноса Великобритании в бюджет ЕЭС должен был к началу 80-х гг. достичь почти 1/4 части всех поступлений в казну «Общего рынка».

В январе 1972 г. был подписан договор о вступлении Великобритании в ЕЭС. Таким образом, цель была достигнута, но очень дорогой ценой. В результате этого внутри Великобритании снизилась заработная плата рабочих, увеличились государственные расходы на социальные нужды.

Итак, стремясь улучшить экономические позиции Великобритании при вступлении в ЕЭС, правительство добилось в 1973 г. роста промышленного производства на 7,7 %, но темпы инфляции выросли до 15 %, а государственный долг - до 45 млрд. ф. ст.

Экономический рывок был осуществлен за счет снижения жизненного уровня трудящихся и ухудшения долговременных условий экономического развития. В итоге возобновилась борьба рабочего класса за улучшение своего положения.

На предстоящих выборах консерваторы получили меньше голосов, чем лейбористы, а каждый пятый избиратель отдал свой голос партии либералов. Картина голосования 1974 г. была следующей:

лейбористы получили 12 млн. голосов (38,1 %); консерваторы - 11,5 млн. голосов (37,2 %); либералы - 6 млн. голосов (19,3 %).

Такой результат выборов объяснялся тем, что избиратели были разочарованы в программах ведущих партий.

С февраля 1974 г. у власти 7-е лейбористское правительство Вильсона. Чтобы завоевать голоса избирателей на предстоящих октябрьских выборах, лейбористы приступили к решению острых экономических и социальных проблем страны:

- отменили ненавистный закон 1970 г. «Об отношениях в промышленности»;

- увеличили заработную плату шахтерам, тем самым был урегулирован конфликт;

- восстановили полную рабочую неделю на всех предприятиях;

- повысили размер пенсий и пособий;

- заявили о пересмотре условий вступления Великобритании в ЕЭС.

Параллельно шла разработка новой социально-экономической стратегии, основанной не на административном нажиме на профсоюзы, а на добровольное с ними соглашение.

10 октября 1974 г. состоялись вторые выборы в парламент. Победу одержали лейбористы. Итоги выборов вызвали глубокое недовольство в консервативной партии.

В феврале 1975 г. новым лидером консерваторов была избрана Маргарет Тэтчер, занимавшая в правительстве Хита второстепенный пост министра образования и науки. Впервые в английской политической истории лидером старейшей и крупнейшей партии стала женщина.

В целом, в 1974 г. Великобритания, как и другие индустриально-развитые страны захватил самый сильный за весь послевоенный период экономический кризис. Промышленное производство сократилось на 10 %; удвоилась безработица (это воспринималось как «нормальное» проявление циклического кризиса); впервые обнаружился огромный рост цен (это воспринималось противоестественным); темпы развития инфляции в Великобритании были самые быстрые, по сравнению с индустриально-развитыми странами.

Кризис 1974-1975 гг. подвел черту под послевоенным периодом государственно-монополистического регулирования экономики. Сочетание падения производства и массовой безработицы с инфляцией в ходе экономических кризисов 70-х гг. выявило неэффективность неокейнсианской модели государственномонополистического капитализма, существовавшей в течение 30 лет.

Своеобразие ситуации состояло в том, что применение антикризисных мер по рецептам неокейнсианства (рост государственных расходов, снижение налогов, удешевление кредита) усиливало инфляцию.

Напротив, применение антиинфляционных рецептов, включавших обратные меры (снижение государственных расходов, ужесточение налогового пресса, затруднение кредита) вело к углублению спада и росту безработицы.

В условиях стагфляции, ни та, ни другая система мер на вели к преодолению экономического кризиса. Началась критика неокейнсианской модели государственно-монополистического капитализма. На основе ряда постулатов неоклассической политэкономии и монетаризма возникла новая, консервативная модель государственного регулирования (основы новой политики были сформулированы в середине 70-х гг. в документе «Правильный подход»).

С приходом к власти консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер начал осуществляться английский вариант неоконсервативной политики в области экономики и социальных отношений, так называемый «тэтчеризм». Важной особенностью неоконсерватизма, в отличие от неокейнсианства были:

1) Иная направленность государственных расходов. Если неокейнсианский курс роста государственных расходов имел своими целями стабилизировать экономический цикл и обеспечить полную занятость, то в экономической политике неоконсерваторов была сделана ставка на уменьшение государственных расходов на цели конъюнктурного регулирования и на социальную политику.

2) Иная налоговая политика, направленная на снижение налогов на корпорации и высокодоходные группы населения, чтобы стимулировать, таким образом, накопление. Возрастут возможности капиталовложений, а это приведет в свою очередь к росту производства. Отсюда формула неоконсерваторов: не спрос рождает предложение, а предложение определяет спрос.

3) В области кредитно-денежной политики - жесткий контроль над денежным обращением, чтобы ограничить инфляцию.

4) Иное определение соотношения государственного регулирования и рыночного механизма. приоритет был у рынка, конкуренции и частномонополистических методов регулирования. Вмешательство государства в экономику сокращалось, одновременно росла его роль в обеспечении конкурентоспособности экономики в условиях международного соперничества. Важнейший принцип нового консерватизма – «Государство для рынка».

В 80-е гг. в Великобритании начинается распродажа государственной собственности в целях сокращения дефицита государственного бюджета под лозунгом «демократизации капитала».

Структурная перестройка экономики и государственного регулирования в начале 80-х гг. показала, что капитализм обладает большими резервами развития.

Со второй половины 80-х гг. английская экономика переживала длительный подъем - с 1985 по 1990 гг. Это был один из самых благоприятных периодов в истории Великобритании. Объем производства возрастал в среднем на 4 % в год (это довольно высокие темпы), внедрялись передовые технологии.

Налоговые льготы обеспечили значительный приток инвестиций в британскую промышленность как внутри страны, так и извне, а также низкие темпы инфляции - 5 % в год. В результате улучшился жизненный уровень населения и возрос потребительский спрос англичан. Увеличилась занятость, причем М. Тэтчер сумела создать за время своего правления больше рабочих мест, чем в других странах ЕЭС, вместе взятых.

К концу 80-х гг. укрепилось финансовое положение Великобритании, государственный бюджет практически был без дефицита. В государственном секторе экономики наблюдалось превышение доходов над расходами. Великобритания вышла на второе положение в мире по объему чистых капиталовложений. Теперь государственное вмешательство в экономику осуществлялось другими методами - через государственный бюджет.

Благодаря новой консервативной политике в области экономики, связанной с именем М. Тэтчер, уже во второй половине 80-х гг. изменились финансовые показатели Великобритании, а это дало возможность остановить происходившее в течение всех послевоенных лет отставание от главных соперников.

Осенью 1990 г. Великобритания присоединилась к европейской валютной системе, созданной в рамках ЕЭС - европейской валютной единице экю.

В начале 90-х гг., впервые за истекшие десятилетия среднегодовой уровень инфляции превысил 10 %. Это было связано с проведением весной 1990 г. реформы местного налогообложения, по которой вводился новый избирательный налог. Экономические итоги оказались незначительными, падает престиж правительства М. Тэтчер.

Осенью 1990 г. состоялись парламентские выборы, на которых в первом туре победила М. Тэтчер. Однако неожиданно, не добиваясь второго тура, 22 ноября ушла в отставку. Тэтчер проявила большую политическую мудрость: она не стала дожидаться того времени, когда благоприятные для нее тенденции пойдут на спад.

28 ноября 1990 г. новым лидером консервативной партии стал министр финансов умеренный консерватор Джон Мэйджор (сын циркового акробата, 47 лет, бывший строительным рабочим, банковским клерком, финансистом, политиком).

В первой половине 90-х гг. экономика Великобритании переживала период затяжной рецессии, характеризующийся замедлением темпов роста производства и ВНП, новым ростом безработицы и инфляции (10 % годовых). Рецессия закончилась, и экономика начала оживать лишь в конце 1994 г.

В этой обстановке правительство предпочло не рисковать и поэтому во всех основных пунктах экономическая политика стала продолжением курса М. Тэтчер. Так была завершена начатая при М. Тэтчер приватизация электроэнергетики и угледобывающей промышленности. Причем, в 1993 г. угроза новой стачки горняков помешала правительству просто закрыть нерентабельные шахты и уволить шахтеров. Пришлось прежде заплатить 900 млн. ф. ст. на модернизацию оборудования и только после того продать 34 из принадлежавших государству 50 угольных шахт. наряду с приватизацией государственного сектора экономики продолжались и другие направления начатых М.Тэтчер реформ: льготная распродажа муниципальных домов, поддержка «малого бизнеса», поощрение развития конкуренции на государственных предприятиях.

Вскоре был ликвидирован Национальный Совет экономического развития - высший орган трехстороннего сотрудничества государства, бизнеса и профсоюзов. Тем самым было завершено крушение послевоенного общественного консенсуса и закреплено достигнутого при М.Тэтчер нового приниженного статуса профсоюзов.

Реформа налоговой системы, основной смысл которой заключался в облегчении прямого налогообложения ради увеличения инвестиционных возможностей бизнеса при росте косвенных налогов для покрытия потерь государственного бюджета. Налоговая политика Д. Мэйджора, приведшая в условиях начавшегося с середины 90-х гг. оживления экономики к общему росту налогового бремени страны, стала одной из причин падения его популярности.

В целом, Д. Мэйджору не удалось достаточно радикально дистанцироваться от «тэтчеризма», выработать свой курс.

В 1997 г. на парламентских выборах побеждает молодой лидер лейбористской партии Энтони Блэр. Смена

партий у руля власти не означала смену вех во внутренней политике Великобритании.

2. Эволюция государственных институтов (парламент, монархия, исполнительная власть, судебная система).

Великобритания - полное название Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - несмотря на свое название, Соединенное Королевство не федерация, унитарное государство - парламентская монархия, т.е. законодательные функции переданы парламенту, исполнительные - правительству. Монарх царствует, но не управляет. Единой писаной конституции как основного закона страна не имеет. Ее законодательство основывается на важнейших статутах, многовековых конституционных обычаях и решениях высших судебных органов (прецедентах).

Номинально верховная власть в стране принадлежит монарху - с 1952 г. королеве Елизавете II.

После окончания второй мировой войны в Великобритании существовала устойчивая партийно-политическая система - двухпартийная, с чередованием у власти той или другой партии. Если в США обе партии были буржуазными, то в Великобритании одна - буржуазная, другая - социал-демократическая.

Ведущими политическими партиями, играющими решающую роль в определении внутренней и внешней политики страны, стали Консервативная и Лейбористская. Консервативная партия выражает интересы монополистической буржуазии, земельной

Наши рекомендации