Тема 9. Государственный сектор в экономике
Государственный сектор выполняет двойственную роль: является одновременно объектом и инструментом государства.
Объект: государство влияет своими действиями на государственный сектор.
Инструмент: с его помощью государство оказывает влияние на состояние национальной экономики.
Существование государственного сектора обусловлено 2-я основными обстоятельствами:
1) ряд экономических задач нельзя решить рыночным регулированием.
Наличие рыночного механизма → конкурентная борьба. Субъекты рынка действуют по принципам рационального поведения: выгодно купить и выгодно продать. В одни сектора экономики выгодно вкладывать деньги, а в другие - нет.
В каждом секторе экономики своя доходность. Остаются сектора, которые дают меньше доходности, чем другие. Т.о. существуют низкорентабельные сегменты экономики. Но экономика должна развиваться пропорционально, поэтому в этой сфере (отрасли) появляется государственный сектор, иначе данная структура перестанет развиваться вообще.
В РФ с/х является дотационной отраслью. Несколько лет назад государство выкупило у Дерипаски местное градостроительное предприятие в г. Пикалево, оно перешло в госсектор.
2) существуют социальные (инвалидные коляски) и экономические (золото) общественные блага, необходимые всем гражданам и отраслям, составляющим инфраструктуру территориальной экономики.
Предоставление государством общественных товаров (благ) – это сфера минимально необходимых границ государственного вмешательства.
Т.о. возникает 2-а важных условия:
а) государство берёт на себя производство общественных благ (образование, здравоохранение);
б) создание инфраструктуры (дороги, мосты).
К госсектору относятся предприятия, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ.
Типы учреждений, относящиеся к госсектору: бюджетные, автономные, казённые учреждения (в соответствии с ФЗ №83). Они реализуют государственный или муниципальный заказ.
Казённые учреждения несут субсидиарную ответственность[16]. Ни автономные, ни бюджетные такой ответственности не несут и сами отвечают по своим обязательствам. Автономные и бюджетные учреждения получают государственный или муниципальный заказ, финансируются из бюджета государства/муниципалитета, а также имеют право осуществлять доходную деятельность (в отличие от казённых учреждений).
Госсектор широко представлен в странах с рыночной экономикой; предприятия такого рода различаются степенью свободы:
- казённые функционируют по жёсткому регламенту. В их число входят интернаты для детей-сирот, места лишения свободы (тюрьмы, следственные изоляторы);
- автономные учреждения обладают большой степенью свободы (организации, занимающиеся похоронами в муниципалитете);
- бюджетные (школы, университет).
Автономные и бюджетные учреждения функционируют по менее жёсткому регламенту, чем казённые.
В государственном секторе нет чистой предпринимательской деятельности. Законодательство в 2010 году изменилось (ФЗ РФ от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
Следует разделять понятия «государственный сектор» и «государственная собственность».
Государственная собственность – всё материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства. Это понятие статично и с количественной точки зрения характеризует накопленный материально-вещественный потенциал государства.
В Тверской области за инвентаризацию государственной собственности (земля, здания) отвечает Комитет по управлению имуществом.
К государственному секторуотносят госпредприятия, поэтому он динамичен и характеризует текущий материально-вещественный потенциал государства.
Университет как организация → государственный сектор (ежегодно изменяются его доходы, количество обучающихся). Корпус «Б» ТвГУ → государственная собственность (есть конкретное здание, известна его стоимость).
Традиционно в мировой практике выделяют 3 типа государственных предприятий:
· казённые предприятия;
· публичные корпорации;
· государственные акционерные или паевые предприятия.
Балансы казённых предприятий включаются отдельной строкой в бюджет; их деятельность регулируется бюджетным законодательством; они лишены самостоятельности принятия управленческих решений.
Публичные корпорациям запрещается выпускать ценные бумаги. В основном они используются в отраслях естественных монополий.
Ценные бумаги → привлечение частного бизнеса → может произойти неявная приватизация предприятия.
Государственные акционерные или паевые предприятия продают акции по подписке, и государство контролирует их деятельность как акционер с правом решающего голоса.
Контрольный пакет акций = 50%+1%. Государство определяет направление развития предприятия.
Существует проблема рационального сочетания приватизации с деприватизацией.
Разгосударствление = денационализация ↔ приватизация;
национализация ↔ деприватизация.
Разгосударствление (денационализация) – устранение монополии государства во всех сферах жизни общества, т.е. формирование государственного сектора.
Приватизация опирается на процесс разгосударствления.
Приватизация – элемент разгосударствления, связанный с передачей, изменением форм собственности. В результате приватизации государство теряет право владения, распоряжения и пользования имуществом.
Основные цели приватизации:
1) повышение эффективности производства на микроуровне;
2) оживление конкуренции;
3) оздоровление государственных финансов за счёт сокращения дотаций убыточным предприятиям;
4) демократизация собственности путём расширения числа индивидуальных акционеров.
Конкуренция появляется там, где её не было → ↑ эффективность предприятия (↑ эффективность в производстве → ↑ улучшение отдачи от факторов производства и качества).
Национализация – обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в государственную собственность.
4-е мотива национализации:
1) интересы государства; Сочи: часть имущества граждан была национализирована (на возмездной основе);
2) нерациональное (неэффективное) использование объектов негосударственной формы собственности;
3) нецелевое (не то назначение) использование объектов негосударственной формы собственности;
4) потенциальная возможность получения значительных доходов государственного бюджета.
Деприватизация – обратный процесс, связанный с выявлением нарушений в ходе приватизации.
Эти 4-е процесса (разгосударствление, приватизация, национализация, деприватизация) влияют на государственный сектор в экономике. Величина данного сектора зависит от целей государства, выбранных как направления развития страны.
Роснано → государственный сектор.
Роснано → цель: коммерциализация знаний.
Деньги в знания |
Изобретение – научились использовать содержимое банки.
Инновация – научились продавать содержимое банки для дальнейшего использования → знания в деньги.
Почему государственный сектор выступает как инструмент воздействия на экономику?
Подъём экономики → государство ↓ снижает долю государственного сектора.
Спад экономики → ↑ доли государственного сектора.