Тема 1. Понятие государственного регулирования
Валовой внутренний продукт (ВВП),
Валовой национальный продукт (ВНП),
Национальных доход (НД).
ВВП = C+I+G+-Xn, где: Xn = Ex - Im.
С – конечное потребление;
I – инвестиции в фирму = валовое накопление капитала (покупка станков, запасов, др.);
G – государственные расходы;
Xn – чистый экспорт;
Ex - экспорт;
Im - импорт.
Валовой внутренний продукт (ВВП) -рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства (труд, земля, капитал).
Валовой национальный продукт (ВНП) - совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах (номинальный ВНП) или ценах базисного года (реальный ВНП), произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.
Иными словами, ВНП - это вся произведённая данной страной продукция за определённый период времени, стоимость всех выпущенных товаров и оказанных услуг.
ВНП = ВВП + сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу (к таким первичным доходам относят оплату труда, доходы от собственности в виде дивидендов).
ВНП = ВВП + разница между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране.
ВНП (ЗП↑, нас больше) > ВВП.
Национальный доход (НД) – важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определённый период времени (обычно за 1 год).
НД – обобщающий показатель экономического развития страны (вновь созданная в материальном производстве стоимость).
НД складывается из:
- ЗП рабочих и жалований служащих;
- дополнительных выплат;
- рентных доходов владельцев собственности;
- чистого процента по потребительским кредитам;
- прибылей корпораций;
- доходов собственников.
Т.о.НД – доход, полученный от всех факторов производства в этой стране (ЗП, рента, %, прибыль).
НД= ВНП – (амортизационные отчисления (износ основных средств) + косвенные налоги на предпринимателей).
НД – в экономических моделях – денежный поток, направленный о фирм к домохозяйствам в уплату за факторы производства.
Прямой налог взимается с налогоплательщика:
- подоходный налог;
- налог на прибыль;
- налог на наследование и дарение;
- имущественный налог.
Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу:
- акциз;
- таможенная пошлина;
- экологический налог;
- налог на добавленную стоимость.
Эффективный спрос – спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами населения.
Тема 1. Понятие государственного регулирования
Государственное регулирование экономики = ГРЭ.
В странах с развитыми формами рыночных отношений не существует свободы рынка. Правительства этих стран осознают, что необходимо учитывать весь спектр реально действующих факторов, которые вынуждают в большей или меньшей степени ограничивать свободу поведения субъектов экономических отношений.
Теория ГРЭ, обосновывающая необходимость государственного вмешательства необходимостью исправления и предотвращения фиаско рынка (т.е. негативного проявления рыночного механизма), подвергается критике, потому что она в большей степени представляет собой, что государство должно делать, нежели чем теорию о том, что государство реально делает.
Нормативная экономическая теория изучает законы рынка (что должно быть в идеале). Дескриптивная экономическая теория разбирает реально сложившуюся ситуацию.
Многие государственные действия вместо того, чтобы корректировать фиаско рынка, способствуют распространению неэффективности и неравенства на тех рынках, которые бы прекрасно функционировали без государственного вмешательства.
Кроме того, может проявиться действие закона непредвиденных последствий – это тенденция, согласно которой попытка правительства что-то изменить даёт иные результаты, чем те, на которые рассчитывали её проводники.
Это связано с тем, что присутствующий при формировании экономической политики элемент поиска экономической выгоды предполагает существование тенденций, согласно которым государственные действия не столько устраняют, сколько приводят к экономической неэффективности, т.е. к фиаско Правительства.
Государство всегда выбирает между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Экономическая эффективность = затраты/выгоды |
Социальная справедливость = цели/результаты |
Наличие фиаско Правительства говорит о том, что государство, также как и рынок, институт несовершенный, и, принимая решение о том, будет та или иная функция лучше выполнена государством или рынком, необходимо сопоставлять возможность фиаско Правительства с возможностью фиаско рынка. Т.о. мы должны оценить риски государственного вмешательства/невмешательства.
ГРЭ – это целенаправленная деятельность, предпринятая государством с макроэкономических позиций, т.е. с точки зрения возможности участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающие эффективное формирование рыночных отношений. (Это определение с точки зрения макроэкономического подхода).
ГРЭ – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, включающая комплекс разнообразных и взаимосвязанных экономических регуляторов. (Это определение дано с точки зрения процесса осуществления ГРЭ).
Для характеристики ГРЭ выделяют 3 его стороны:
1) социально-экономическая → позволяет раскрыть экономическую систему страны с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы, а также на результаты хозяйственной деятельности. Данная сторона ГРЭ отражает единство технико-экономических и социально-экономических отношений.
Отвечает на вопрос, кто собственник ресурсов, из которых будет произведена продукция. Кто собственник результатов деятельности. В СССР собственником всех ресурсов было государство. Оно же устанавливало стоимость ресурсов.
Данная сторона даёт понять возможности государства; определяет возможности, что можем.
2) организационная→ проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она представляет собой систему органов управления, постановку для них задач и распределения функций. (Это, по сути, система государственного управления и система МСУ).
Отвечает на вопрос, как мы можем сделать.
3) методологическая → характеризует государственное регулирование как совокупность принципов, форм, методов, используемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент, обеспечивающий выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения.
Данная сторона определяет наш инструментарий: что мы можем использовать при наших возможностях и органах управления.
Конституция РФ – социальный контракт. Она разграничивает и делегирует права и обязанности. Мы отдали часть своих прав, получили обязанности. Т.о. дали государству право на насилие. Государство – особый экономический институт.
Государство в ряде случаев рассматривается как особая организация, возникающая на основе делегирования гражданами части своих прав государству. Обычно распределение прав между гражданами и государством фиксируется в Конституции, играющей роль социального контракта. Добровольный отказ от части своих естественных прав и передача их государству связывается гражданами с уверенностью, что государство успешнее их справится с реализацией ряда функций.
В результате государство – это особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданами части прав по контролю за своей деятельностью в ряде сфер. В этих сферах государство получает легитимное, т.е. основанное на социальном контракте, право на принуждение и насилие.