Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.

В результате освоения темы обучающиеся приобретают:

знания структуры и динамики конфликтов;

умение определять стадию зарождения конфликта, функции конфликта;

владение навыками по устранению конфликтных ситуаций.

Актуальность темы (практического занятия) заключается в том, что студент должен представлять какова структура и динамика конфликтов.

План:

1. Зарождение конфликта. Инцидент.

2. Конфликт в развитии. Эскалация и деэскалация конфликта.

3. Завершение конфликта. Функции конфликта.

Теоретическая часть.При подготовке к первому вопросу студент должен уяснить, что возникновение конфликта представляет собою следствие действия комплекса соответствующих причин. Действие причины означает перенос на следствие ее структуры. На стадии появления кон­фликта его структура тождественна структуре оп­ределяющего противоречия. Конфликт возникает при наличии конфликтной ситуации, вне связи с которой нельзя понять дан­ный процесс. Образование конфликта происходит в определенном социальном времени и пространстве. Они составляют неотъемлемые условия проявления действия причины конфликта.

Конфликтная ситуация — первоначальный, предконфликтный этап приведения в действие причины конфликта. В ее составе — совокупность объектив­ных и субъективных условий, при которых реально возможно противоборство. Показателем, а точнее, выражением конфликтной ситуации является состо­яние напряженности во взаимоотношениях опреде­ленных субъектов. Социальная напряженность есть особое состояние общественного сознания и взаимо­действия субъектов, специфическая ситуация вос­приятия и оценки действительности. Напряжен­ность представляет собою обобщающий признак конфликтной ситуации; она характеризуется нали­чием глубокой неудовлетворенности людей сложив­шемся положением в обществе или в отдельной сфе­ре общества (инфляцией, бессилием властей, дефи­цитом товаров и услуг).

Напряженность сопровождается ростом недове­рия к господствующим ценностям и девальвации их, проявлением деструктивных действий неорганизо­ванных групп людей, возникающих в связи с каки­ми-либо событиями. Напряженность свидетельству­ет об определенном уровне осознаний субъектами назревшего противоречия или противоречий и по­требности их разрешения, понимания несоответ­ствия сложившегося положения их интересам. Для того, чтобы конфликтная ситуация перерос­ла в реальный конфликт, необходимы, во-первых, некоторые условия дополнительно к тем, которые сложились как элементы конфликтной ситуации. Речь идет об условиях материальных, политических, коммуникативных, социально-психологических и др. Так, если отсутствует возможность для организованной деятельности групп, скажем, создания коали­ций, то формирование социального конфликта не происходит, и он остается в латентном, скрытом со­стоянии. Для конфликтных действий нужны мате­риальные и символические средства. Во-вторых, начало конфликтного действия предполагает нали­чие комплекса его мотивов. Мотив — не причина, а обозначение намерений субъектов, что представля­ется им адекватным обоснованием действий. Моти­вы формируются на основе оценивания конфликт­ной ситуации как побуждающей к активности, а также поведения противника, противоречащего ин­тересам одной из сторон, и собственных действий. Структура мотивов включает в качестве основного элемента ориентацию на защиту интересов группы (общности), ее позиций и ценностей. В составе мо­тивов — шаблоны группового поведения, агрессив­ные намерения, защитная реакция субъектов. Мо­тивы, могут быть конструктивными и деструктивны­ми. Первые ориентируют активность на созидание, вторые — на разрушение, тех или иных элементов социальной системы.

Провозглашаемые мотивы конфликтного дей­ствия не всегда являются реальными, что даже не осознается в ряде случаев конфликтующими сторо­нами. И не случайно: в мотивах сочетаются и со­знательное и подсознательное начала. Реализация конфликтной ситуации, переход ее в явный конфликт всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов противоречия, или внешнего. В частности, с воздействия на данный процесс других конфлик­тов, возникновения кризисного фона в социальной среде, ложной информации, имеющей отношение к поведению конфликтующих сил, идеологического воздействия со стороны общества, экологических катастроф и т.д. Первоначальный акт, провоциру­ющий конфликт, называют инцидентом. Инцидент - действие или бездействие субъектов, которое является поводом для выхода конфликта на новый уровень. Инцидент – явление кратковременное. Он может быть спровоцированным или стихийным.

Таким образом, развитие конфликтной ситуации в конфликт — многоэтапный процесс. Тем не менее, он представ­ляет нечто единое. Во-первых, потому что взаимо­действуют одни и те же противоположные агенты; во-вторых, сохраняется та или иная форма их иден­тичности. Либо это — противники одной и той, же социальной группы, либо — единой организацион­но-управленческой структуры или какой-либо иной целостности.

При изучении второго вопроса необходимо знать, что эскала́ция (англ. escalation восхождение с помощью лестницы) — постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо; наращивание (вооружений и т. п.), распространение (конфликта и т. п.), обострение (положения и т. п.). Понятие «эскалация» стало широко применяться в эпоху «холодной войны». Существует также термин «эскалация конфликта». Эскалация конфликта играет тактическую роль в военных конфликтах и имеет чёткие правила применения вооружённой силы.

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, имеющихся в их распоряжении ресурсов, информации о ресурсах противника, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей социальной среды, символов победы и поражения, имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения компромиссов и консенсуса и т. д.

Когда конфликт достигает своего апогея и в противоборство вводятся все имеющиеся резервы, у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях противника. Расстановка сил становится более определенной. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми реалиями, возникшими уже в ходе конфликта. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта, и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс деэскалации конфликта.

Стороны (сторона) ищут посредников для возобновления прерванных отношений и начала переговоров. Если переговорный процесс и взаимный поиск компромиссов окажутся успешными, то конфликт будет разрешен. Но если договориться не удастся, то возможны новые периоды обострения конфликта.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий: 1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта; 2) борьба идет до полного поражения одной из сторон; 3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер; 4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте; 5) конфликт может быть также остановлен под давлением третьей силы.

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся ясные условия его прекращения. В полностью институционализированном конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства (например, как в игре, где имеются правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта.

Если же конфликт институционализирован частично или не институционализирован совсем, то возникают дополнительные проблемы его завершения. Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Следовательно, чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем больше шансов, что конфликт будет локализован во времени и пространстве, и тем меньше потребуется жертв для его разрешения.

Мирный договор между конфликтующими сторонами может быть заключен либо на условиях компромисса, либо на условиях консенсуса. Компромисс предполагает взаимные уступки сторон. При этом степень возможных уступок в основном будет зависеть от соотношения сил. Более сильная сторона объективно имеет больше оснований делать меньше уступок, чем слабая. Компромисс также может быть достигнут под давлением некой третьей силы (третьей стороны или косвенной стороны конфликта). Компромисс также может быть вынужденным, когда сторона (стороны) идет на него в силу каких-то особых обстоятельств.

Консенсус предполагает достижение взаимного согласия всех конфликтующих сторон. Это наилучшая форма завершения конфликта, так как она решает все конфликтные противоречия.

Необходимо также различать понятия «урегулирование» и «разрешение» конфликта. Первое означает, что конфликт в той или иной степени смягчен, но полностью не разрешен. Это понятие также может означать, что решение каких-то проблем отложено (отложенный конфликт). Второе означает, что все существовавшие проблемы полностью разрешены и конфликт завершен.

При подготовке к третьему вопросу,необходимо понимать, что завершение конфликта может происходить несколькими путями, среди которых обычно выделяют следующие: 1) полное прекращение конфликта путем взаимного примирения сторон на какой-либо основе; 2) прекращение конфликта вследствие победы одной из сторон; 3) ослабление конфликта почти до полного примирения на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон; 4) трансформация конфликта путем перерастания его в новый конфликт, который затмевает первый, или перерастания в перманентную конфликтную ситуацию; 5) постепенное затухание конфликта на основе самопроизвольного течения; 6) механическое уничтожение конфликта; 7) основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта— это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Разрешение конфликта необязательно идет за инцидентом. Конфликт можно разрешить на любой стадии, и до конфликтных действий дело может не дойти. Это происходит в силу того, что время продолжения любой стадии конфликта неопределенно и некоторые стадии могут выпасть. Конфликт может остаться неразрешенным, может остаться на стадии конфликтной ситуации, т.е. конфликт не возникнет, от конфликта можно уйти сразу после его осознания, оставив его неразрешенным.

Можно выделить несколько этапов разрешения конфликта:

1) установление действительных участников конфликтной ситуации;

2) выявление мотивов, целей, способностей, особенностей характера, профессиональную компетентность участников конфликта;

3) изучение существовавших до конфликтной ситуации межличностных отношений участников конфликта;

4) определение истинной причины возникновения конфликта;

5) изучение намерений, представлений конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;

6) выявление отношений к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;

7) определение и применение способов разрешения конфликтной ситуации, которые были бы адекватны характеру ее причин, учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт, носили бы конструктивный характер, соответствовали бы целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.

Урегулирование конфликтаотличается от его разрешения тем, что в устранении противоречия между его сторонами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него.

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликтапонимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Перерастание в другой конфликтслучается тогда, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся: функция разрядки напряженности; «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться; функция стимулятора и движущей силы социальных изменений; функция содействия формированию социально необходимого равновесия; гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений; оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм; оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта,т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как: неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда; уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций; абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации; представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных; сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами; увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти; смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы; возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее: отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта; подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции; степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития; следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

Вопросы и задания:

1. Что такое инцидент и какова его роль в конфликте?

2. Что такое «урегулирование конфликта» и «устранение конфликта»?

3. Перечислите этапы разрешения конфликта.

4. Что означает перерастание одного конфликта в другой конфликт и при каких условиях это может произойти?

5. В чем выражаются деструктивные функции конфликта?

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Основная литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 4-е изд. М.: ЭКСМО, 2010. – 552с.

2. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Альфа-М, 2010. – 320с.

3.Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. - 304с.

Дополнительная литература:

1. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010 - 688с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.i-u.ru/ «Библиотека РГИУ: Конфликтология. Учебное пособие».

2. http://www.humanities.edu.ru/ «Вишневская А.В. Конфликтология: Курс лекций».

3. http://www.dvo.sut.ru/ «Меткин М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов» .

4. http://hghltd.yandex.net/ «Рыбакова М.М. Хрестоматия по конфликтологии».

5. http://www.aquarun.ru/ «Сельченок К.В. Прикладная конфликтология».

6. http://www.politnauka.org/ «Библиотека – Конфликтология».

7. http://eurasia.iea.ras.ru/ «Институт этнологии и антропологии РАН».

Практическое занятие № 4.

Наши рекомендации