Типологии политической власти

Государственная (публичная, суверенная, на определенной территории) осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение

Общественная (партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По функциям органов: законодательная, исполни­тельная, судебная.

По широте распространения: международные организации (мегауровень), центральные органы государства (макроуровень), региональ­ные организации (мезоуровень), власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

По способам взаимодействия субъекта и объекта (по режиму правления):демократическая, авторитарная, тоталитарная

По типам социального господства (М. Вебер): традиционная, легальная, харизматическая (см. также легитимность – п.8 данного вопроса)

7. Функции власти (схожи с функциями политической системы и государства):

· формирование политической системы;

· организация политической жизни и политических отношений;

· управление делами общества и государства;

· руководство политическими процессами;

· создание определенного типа правления.

8. Основные принципы устойчивости политической власти: легитимность и результативность

Легитимность – процедура общественного признания власти, ее решений, лидеров и организаций. Классификация легитимности по М. Веберу

Традиционалистская (наследственная) легитимность Харизматическая (личностная) легитимность Плебисцитарная (выборная) легитимность
Авторитет «вечно вчерашнего» (авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение) «Авторитет внеобыденного личного дара (харизмы), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других» «Господство в силу легальности, в силу веры в обязательность легального установления (например, выборов) и деловой «компетентности», обоснованной ориентацией на подчинение при выполнении установленных правил»

Результативность (степень выполнения властью своих функций и удовлетворения ожиданий и запросов населения)

Государство, его функции

1. Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:

1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);

2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);

4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);

5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

6. обязательность членства в государстве;

7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Дополнительные признаки:

9. единый государственный язык как средство общения;

10. единая оборонная внешняя политика;

11. единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

2. Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия

3. Функции государства – основные направления деятельности государства:

Внутренние Внешние
· · Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе) · · Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация · · Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры) · · Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ) · Обеспечение национальной безопасности · Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере · Развитие взаимовыгодного сотрудничества · Участие в решении глобальных проблем

Формы выполнения функций:

· Правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);

· Организационная (организационно-регламетирующая, организационно-хозяйственная, организационноидеологическая).

Государство – главный политический институт, но не только: оно выполняет экономические функции, устанавливает технические регламенты и стандарты образования и др.

4. Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим
Способ организации верховной государственной власти Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления
1. Монархия · абсолютная (Саудовская Аравия); · дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания); · парламентская (Великобритания) В истории так же сословно-представительская (XV-XVIII вв.) 2. Республика · президентская (США); · полупрезидентская (смешанная) (двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом) (Россия); · парламентская (ФРГ). 1. унитарная - однонациональная (Франция), - многонациональная (Китай); 2. федеративная (определенный суверенитет территориальных образований) - территориальная (США), - национальная (Россия); 3. конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария). 1. демократический; 2. недемократические: · тоталитарный; · авторитарный.

5. Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.

Органы, исполняющие внутренние функции Органы, исполняющие внешние функции
· органы правопорядка (милиция, суд, прокуратура); · органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения связи, транспорта, социального обеспечения, коммунальных служб, технического надзора и др); · учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры, органы информации. · министерство иностранных дел; · вооруженные силы; · разведка; · органы межгосударственных отношений; · органы иновещания.

5а. Элементы госаппарата:

· служащие;

· государственные органы – составные части аппарата, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства;

· государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и пр.);

· материальные средства.

В аппарат входят глава государства, органы законодательной, исполнительной и судебной властей, органы государственного принуждения (МВД, ФСБ, прокуратура, исправительные учреждения), вооруженные силы.

5б. Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

· принцип представительства;

· принцип разделения властей;

· принцип демократизма;

· принцип законности;

· принцип гласности;

· принцип профессионализма и компетентности;

· принцип федерализма.

5в. Проблемы бюрократии, волокиты и коррупции в работе государственного аппарат.

Политическая система

1. Понятие и структура

Политическая система общества – сложная, разветвленная совокупность различных политических · институтов (организаций), · норм, · идеологий, · ценностей и · коммуникаций.  

2. Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:

· государство (законодательную, исполнительную и судебную власть) – главный политический институт;

· политические партии, общественно-политические движения, группы давления (лоббисты);

· средства массовой информации

К политическим институтам (установлениям) также относятся институты президентства, выборов, гражданства и др. Такие институты как церковь и армия формально находятся вне политики, но оказывают на нее большое влияние.

3. Нормативная подсистема

· законы (конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы или кодексы, местный закон, подзаконные акты);

· документы политических партий и общественно-политических движений;

· политические принципы и традиции;

· нормы морали:

· Единство политики и морали (морализм; А. Руссо, Т. Джефферсон: «Искусство управления состоит в искусстве быть честным»)

· Политика и мораль автономны (аморализм; Н. Макиавелли: «В политике нет морали, а есть только интересы»)

· Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств (имморализм; М.Вебер: «Политика это сплав святого и дьявольского»; этика убеждений и этика ответственности).

4. Идеологическая подсистема

Политическая идеология – система идей, взглядов, концепций политической жизни, способов объяснения мира политики (см. также п. 7.7. Политическая идеология).

5. Культурная подсистема охватывает политическую культуру и политическую психологию.

Политическая культура – (см. также п. 7.10. Политическая культура)

Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политическим институтам и процессам.

6. Коммуникативная подсистема – совокупность связей и взаимодействий между:

· подсистемами политической системы;

· сферами общественной жизни;

· политическими системами разных стран

Также отмечают вертикальную коммуникацию (с одной стороны, от государства к населению в форме законов, указов, сигналов, убеждения через СМИ и митинги; с другой стороны, от населения к государству в форме голосования, демонстраций, петиций, акций, политических анекдотов и др.)

7.Функции политической системы:

1. определение целей, задач, путей и программ развития общества;

2. мобилизация и организация деятельности общества по их выполнению;

3. согласование интересов государства, общества и отдельных групп, организаций и лиц;

4. разработка законов и правил;

5. контроль за их выполнением;

6. распределение материальных и духовных ресурсов;

7. формирование политического сознания, политическая социализация и политическая адаптация граждан;

8. обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.

Наши рекомендации