Вопрос 4. Терроризм и экстремизм: характеристика и предупреждение

Экстремизм (от лат. extremus) означает приверженность к крайним мерам, взглядам, которые по своему характеру могут быть расистскими, националистическими, религиозными и социальными.

В настоящее время на территории России действует значительное число организаций и движений (например, объединенный гражданский фронт (ОГФ); русское национальное единство (РНЕ), «скинхеды» и др.), агрессивно настроенные футбольные болельщики в той или иной степени использующих в своей деятельности экстремистские методы.

К основным признакам, характерным для экстремистской деятельности следует отнести:

– отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и др.);

– апелляция к каким-либо известным идеологическим или религиозным учениям, а также использование в своей деятельности шовинистической и религиозной атрибутики и символики;

– создание харизматического образа лидеров экстремистских движений, стремление представить этих лиц «непогрешимыми», а все их распоряжения, не подлежащими обсуждению;

– публичное выражение намерений по ограничению права граждан страны по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

– разжигание социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной розни;

– публичные призывы к насильственному свержению конституционного строя или захвату власти.

Таким образом, экстремизм – социальное негативное явление, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно наказуемых деяний, совершаемых в соответствии с определенной системой взглядов, воззрений, убеждений, возведенных в культ, с целью достижения определенного результата, предусмотренного этой системой взглядов, в какой-либо области общественных отношений, существующий порядок в которой отрицается экстремистами.

К преступлениям экстремистской направленности следует отнести: а) публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК);
б) возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК); в) организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК);
г) организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК); д) насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 278 УК) и др.

В январе-декабре 2009 года зарегистрировано 548 преступлений экстремистской направленности (+19,1%).

К основным факторам, обуславливающим экстремизм относятся:

– негативные процессы, происходящие в стране в политической, экономической, культурно-нравственной сферах;

– наличие в обществе разного рода конфликтов в социальной, экономической, политической и иных сферах общественных отношений;

– изменения природы социального обострения и его переход из одной сферы общественных отношений в другую (например, длительная невыплата заработной платы способна породить акции гражданского неповиновения);

– необоснованно «мягкое» наказание за деяния экстремистской направленности, что лишает своевременной изоляции лиц, пропагандирующих экстремизм, и затрудняет применение упреждающих и профилактических мер ОВД;

– отсутствие постоянно действующих специализированных экспертных учреждений, осуществляющих экспертизу печатной продукции с целью установления фактов предусмотренных ст.ст. 280, 282 УК РФ;

– преступления экстремистского характера отнесены УК РФ к категории преступлений средней тяжести, что не позволяет проведение ряда ОРМ, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина;

– негативное влияние «массовой» культуры и отдельных представителей СМИ, разжигающих экстремистские настроения, особенно в молодежной среде;

– доступность в сети Интернет сайтов экстремистской направленности и сложности привлечения виновных к какой-либо ответственности;

– разрушение существующей ранее системы предупредительных мер и разобщенность деятельности спецслужбы и правоохранительных органов по раннему предупреждению экстремистской деятельности.

Основные направления борьбы с экстремизмом:

– осуществление общественного мониторинга экстремизма, его профилактика и нейтрализация на массовом, низовом уровне;

– формирование и укрепление идеологии, исключающей приоритеты какой-либо расы, нации, религии или социальной группы;

– разработка долговременной научно обоснованной программы, направленной на профилактику экстремизма в Российской Федерации;

– проведение профилактических мероприятий по предупреждению антиконституционной деятельности общественных и религиозных объединений, юридических и физических лиц;

– выявление и пресечение каналов финансирования экстремистских организаций различного толка;

– постановка на учет лиц, входящих в экстремистские организации;

– создание в системе государственных экспертных учреждений института судебной экспертизы по вопросам, связанным с экстремистскими проявлениями;

– совершенствованием банка данных экстремистского рода структур (численность, цели, задачи, руководители, вооружение, методы деятельности и т.п.);

– укреплению диалога и взаимопонимания представителей молодежи разных национальностей;

– осуществление надзора за деятельностью исламских учебных заведений;

– противодействие распространению информации и литературы, экстремистских материалов, направленных на разжигание межконфессиональных конфликтов;

– создание Всероссийской комиссии по нравственной и правовой оценке кино и видеопродукции, печатных изданий экстремистской направленности.

Понятие терроризмпроисходит от латинского термина «terror», означающего страх, устрашение.

Терроризм – это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Терроризм включает в себя совокупность содержащихся в ряде статей УК РФ конкретных составов преступлений, объединенных общим понятием «преступления террористического характера»: ст. 205 УК – терроризм; ст. 205.1 – вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению; ст. 206 – захват заложника; ст. 207 – заведомо ложное сообщение об акте терроризма; ст. 277 – покушение на жизнь государственного или общественного деятеля (террористический акт), ст. 360 – нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

Отечественными экспертами выделяются следующие характерные тенденции терроризма в России:

– неуклонный рост его общественной опасности;

– расширение социальной базы терроризма и вовлечение в политическую экстремистскую деятельность значительных масс населения;

– рост организованности и управляемости террористических образований;

– объединение (или блокирование) террористических организаций в рамках отдельных стран и на международном уровне;

– смыкание терроризма и организованной преступности с использованием особо опасных форм и методов;

– закрепление в массовом сознании отдельных слоев населения (национальные общины, конфессиональные объединения) насилия как эффективного, допустимого и целесообразного средства достижения тех или иных целей;

– отсутствие до последнего времени в России четко сформированной государственной политики, адекватной террористической угрозе, в результате чего борьба с терроризмом осуществлялась в большинстве случаев в ходе реагирования на уже совершенные конкретные преступления.

В январе-декабре 2009 года зарегистрировано 654 преступления террористического характера (+1,9%).

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

1. ФСБ РФ осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели.

2. Пограничные органы и пограничные войска осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации.

3. МВД РФ осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

4. Служба внешней разведки РФ осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений страны, находящихся за пределами территории РФ, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников.

5. Федеральная служба охраны РФ осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

6. Министерство обороны РФ обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, защиту военных объектов; участвует в проведении контртеррористических операций.

Меры противодействия терроризму:

– совершенствование деятельности специальных органов и спецподразделений по предупреждению и пресечению террористических действий;

– противодействие организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление террористических актов на территориях государства.

– разработка и осуществление комплекс мероприятий по совершенствованию защиты объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность;

– создание в Антитеррористическом центре государств-участников СНГ базу данных по проблеме терроризма;

– осуществление научных исследований актуальных проблем борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

– подготовка методических пособий для сотрудников правоохранительных органов и спецслужб по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений террористического характера.

– изучение и освоение мирового опыта борьбы с терроризмом.

Заключение

Системный подход к предупреждению преступлений против общественной безопасности и порядка требует создания механизма взаимодействия различных звеньев предупредительной деятельности, дифференцированных по уровню, масштабу и функциям.

Материалы к лекции подготовлены доцентом кафедры криминологии
Омской академии МВД России, к.ю.н. Пановым С.Л.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры 3 сентября 2010 г.

Протокол № 1.

Наши рекомендации