Охарактеризуйте просветительскую деятельность Жангира - хана Букеевской Орды.

3. Заполните таблицу:

Ответ:

1. В Казахском ханстве была сформирована своя национальная система управления. В этой системе прочно сохранялись родоплеменные традиции. Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней.
1. Аул - это первая общественная ячейка казахского народа. Он состоял из родственников, близких по крови людей или нескольких семей. Г лаву каждого аула называли аулбасы. В аулбасы обычно избирали мудрых, опытных, имеющих большое общественное влияние зажиточных людей. В функции аулбасы входили: укрепление хозяйства аульчан, назначение времени перекочевки, организация работ людей и использования рабочего скота. Помимо этого, они должны были справедливо решать конфликты между сородичами, следить за своевременной уплатой налогов, безотлагательным исполнением распоряжений и приказов вышестоящих властей.
2. Ата аймак (отцовский край) состоял из людей нескольких аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения. Ата аймаком управлял аксакал(старейшина). Жители каждого аула беспрекословно исполняли его решения.
3. Род в основном состоял из десяти или пятнадцати аймаков. Руководил родом рубасы (глава рода). В рубасы избирали глубокоуважаемого, многоопытного, с разносторонними знаниями человека. Положение рода среди других зависело от его опыта, мудрости, умения отстаивать родовые интересы.
4. Арыс состоял из нескольких родов, которыми управлялбий. Вся община обязана была беспрекословно исполнять решения бия, повиноваться его власти. По этому поводу появилась поговорка: «У справедливого бия нет ближних, а от бия, имеющего ближних, не дождешься справедливости».
5. Улус включал в себя несколько арысов. Правитель улуса назывался султаном. Султанами обычно являлись выходцы из династий ханов и «белой кости» - знати. В большинстве случаев ханы назначали своих сыновей и родных султанами улусов. Султаны избирали хана, непосредственно осуществляли с ним связи.
6. Жуз состоял из нескольких улусов. В XV-XVI веках племенные объединения составили основу казахских жузов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз - аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз - 12 племен родового объединения бай- улы (адай, алшыны, жаппасы, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7 племен объединения жетиру (табын, тама, кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, рамадан); 6 племен родового объединения алимулы (каракесек, ка- расакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Правителем жуза являлся хан. Каждый жуз избирал своего хана. Ханы, правящие жу- зами, как правило, должны были являться выходцами из ханских династий. Иной подход к избранию хана считался нарушением традиций. Например, завоеватель Тимур не имел наследственного права провозгласить себя ханом, всю жизнь он был эмиром.
7. Ханство состояло из трех жузов. Верховным повелителем ханства являлся великий хан всех ханов. Избрание ханов из представителей знати - «белой кости» было многовековой традицией казахского народа.
Важнейшие вопросы в жизни казахов решались на созывавшихся курултаях, в которых участвовали самые знатные и уважаемые люди.

2. Жангир хан, чьим основным увлечением была наука, а смыслом недолгой жизни — просветительство, опережал первого казахского ученого Шокана Уалиханова на 34 года, первого казахского педагога Ибрая Алтынсарина — на 40 лет и великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева — на 44 года. Жангир (1801–1845) – последний хан Букеевской орды 1823–1845 годов, сын Букей хана, правнук хана Абулхаира, настоящее имя – Жихангер, что означает «Покоритель мира». Имя человека многое означает и ко многому обязывает: как лодку назовёшь, так она и поплывет.
Букеевская орда тогда занимала территорию в низовьях рек Урал и Волга. В юности он получил начальноеобразование у домашнего учителя-муллы, затем воспитывался по настоянию отца в семье астраханского губернатора. Там же приобрел знания по административным методам управления ханством. Он имел великолепное образование: знал русский, персидский, арабский и частично немецкий языки. Польза от образования им сознавалась уже в молодые годы, и намерение об открытии у себя в Орде школы высказывалась в то время, когда не было ни одного дома, даже ханской ставки тогда не существовало. Современники указывают, что Жангир строго придерживался традиций и обычаев своего народа. Он среди своих – кочевник, в ученой среде – ученый. К его суждениям люди прислушивались с особым интересом и вниманием. Он из общества рабской покорности, из среды жалобных песен во время бесконечных кочевок шагнул в общество потенциальных ученых, составляющих мир мыслителей, государственных деятелей России и Европы.
Жангир общался с выдающимися деятелями науки и культуры Евразии. Хана как образованного правителя высоко ценили энциклопедист Александр Гумбольт, ботаник Карл Клаус, химик А. Бергман, профессор Тартуского университета Ф. Гебель, друг А. С. Пушкина С. А. Раевский, этнограф и сподвижник Г. Карелин.
С Жангир ханом поддерживали отношения лингвист и составитель «Толкового словаря» В. И. Даль, профессор Казанского университета Карл Фукс, государственный деятель Н. Мусин-Пушкин, ученый-путешественник Е. Ковалевский, известные востоковеды В. Григорьев и П. Небольсин, географы Я. В. и Н. В. Ханыковы, антрополог А. Харузин.
Жангир первым из казахских ханов понял, что нельзя более или менее эффективно защищать интересы народа без определенного приобщения к знаниям, к просвещению и культуре. Хан издал предписание, обязывающее правителей родов и старших крупных родовых отделений собирать средства на строительство мечетей с начальными школами – мектебами. Это нашло должное понимание у казахского населения. Уже к середине 30-х годов XIX века Жангир обдумывает возможность организации центральной школы в ханской ставке. По его замыслу она должна была готовить детей к поступлению в российские специальные учебные заведения. Открытие этой школы состоялось в ханской ставке Орды в 1841 году. Затраты на содержание школы хан взял на себя. До самой смерти, то есть 1845 года, школу хан содержал за счет своих доходов, сам экзаменовал обучавшихся – по существу он был первым учителем школы, а его помощником в школьном деле – татарин Садриддин Аминов.
Эта школа была единственной в то время во всем Казахстане, следовательно, Жангир был первым казахским просветителем. Школа хана способствовала пробуждению у казахского населения определенной тяги к грамоте, образованию и связи с культурой.
Выпускники школы, оканчивающие Оренбургский кадетский корпус, получали, кроме знаний, офицерские чины. Школа сыграла немаловажную роль в общекультурном движении в Казахстане. Жангир писал: «Я объявляю, что наши дети, обучаясь, узнают все науки для доброго служения обществу. Все это меня радует, ибо доступ к образованию – великое счастье для моего народа».
Жангир хан был сторонником оседлой жизни, ввел частную собственность на землю. Чтобы поднять уровень товарооборота и привлечь большее количество купцов, его торговая политика была направлена на организацию ярмарок. Он в 1832 году в Букеевской Орде организовал торговую ярмарку, создал медицинские отделения, аптеку (1838), архив, карту ханства.
Жангир создал музейную коллекцию предметов быта и истории культуры казахов. В культурной жизни Букеевской орды достойное место занимала «оружейная комната». С нее берет свое начало музейное дело в Казахстане. «Оружейная комната» представляла семейно-династическую коллекцию оружия и историческую реликвию, а также ценные документы.
Казанский университет в XIX веке был форпостом российской науки. Поэтому взоры хана были обращены на Казань – университетский город, центр учебного округа, куда территориально относилась Букеевская Орда.
С целью пропаганды просвещенногообраза жизни, Жангир организовывал в ставке собрания знати, призывал отдавать детей учиться. С конца 30-х годов ХIХ века обучение казахских детей и юношей в учебных заведениях России получило общественное признание в Букеевском ханстве. Агитация за обучение детей в российских учебных заведениях стала составной частью политики хана Жангира. Пример самого хана, отдавшего всех своих детей, в том числе девочек, в русские учебные заведения, оказал сильное влияние на население Орды.
Жангир добился разрешения открытия вакансий на принятие молодых казахов в учебные заведения С.-Петербурга, Астрахани, Оренбурга, Казани. Один из образованнейших казахов середины ХIХ века и один из первых выпускников школы Жангира в Орде Мухамбет-Салык Бабажанов, который был избран членом Русского географического общества и награжден большой серебряной медалью (второй казах избранный в члены Русского географического общества после Ш. Уалиханова и первый казах, официально награжденный серебряной медалью за научные труды), писал: «До 1801 года казахам слово «письмо» было непонятно. Оно представлялось каким-то баснословным действием как, например, парение в воздухе. С этого времени, то есть с перехода на правую сторону Урала, у нас стали понимать, что письмо не миф, что в иных случаях оно могущественнее словесного выражения желания».



Кардинальные реформы в экономике Казахстана 90-ых годах XXвека.
Начало экономических реформ Первый этап экономических реформ в республике охватывает период 1991-1994 гг. — с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Своеобразие первого этапа экономической реформы состоит в том, что Казахстан оставался в рублевой зоне. Макроэкономическая политика определялась Госбанком РФ и Министерством финансов РФ, которые проводили денежно-кредитную политику, исходя из интересов России. Поэтому Казахстан полностью зависел от изменений социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались половинчатостью, следовали в фарватере российской политики. Наличие в это время нескольких обменных курсов, разная покупательная способность наличных и безналичных рублей, усилили инфляционные процессы, возродили бартер, который стал практически основным видом межреспубликанской торговли. этот период были достигнуты определенные успехи в деле перестройки финансовой системы страны с учетом требований рыночной экономики. Все специализированные банки были преобразованы в акционерные, а Национальный банк наделен рядом функций центрального банка страны, но основная функция -регулирование объема денежной массы и эмиссия денег — сохранялась за Центральным банком РФ.На первом этапе экономической реформы в центре внимания оказались вопросы создания институтов рыночной экономики, которые отсутствовали в стране. Особое внимание было уделено проблеме демонополизации экономики и созданию конкурентной среды, формированию нормативно-правовых и законодательных основ рыночной системы ведения хозяйства.Ключевым компонентом радикальной реформы было преобразование государственной собственности на основе ее приватизации для создания критической массы частной собственности, что сделало бы процесс реформирования общества необратимым.
Денежная реформа УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало денежной реформы. Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю: 1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики Казахстан - тенге. 3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.» Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г. Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы ор-ганизации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и регулирование денежного обращения. Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей». Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он оказывает сдерживающее воздействие на покупательное развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.
Трудности при провидении реформ На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность. Чтобы преодолеть их и знать достойное место в человеческом обществе, необходимо было решать задачи: реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создания социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; проведения приватизации собственности, либерализации цен, продуманной инвестиционной политики; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.

Наши рекомендации