Политические идеи в России в XVIIII начале XX в
На рубеже XVII - XVIII вв. Россия вступила в новый 1п
своего развития, одной из особенностей которого явилось пп «
разование сословно-представительной монархии в абсолют
Процесс оформления абсолютной монархии завершился в пе^
четверти XVIII в., во время царствования Петра I В -туг пл
г- 1 г -ли| период
идейное обоснование принципов абсолютизма, самодержавия
литической мысли.
Наиболее видными политическими мыслителями первой половины XVIII в.были теоретики «гнезда Петрова» (А. С. Пушкин): Феофан Прокопович (1681 - 1736) - автор «Слова о власти и чести царской», «Регламента, или Устава Духовной Коллегии»-Василий Татищев (1686 - 1750) - создатель «Истории Российской с самых древнейших времен»; Иван Посошков (1652 -1726) - автор «Книги о скудости и богатстве» и др. Будучи сторонниками идеи просвещенного абсолютизма, эти мыслители рассматривали государство в качестве гаранта общественного блага, как силу, обеспечивающую «общенародную пользу» и способную «внимать разуму подданных». В то же время они понимали, что в условиях отсутствия демократических институтов все преобразования в стране могли осуществляться только сверху, «от царя». Реформы приобретали силу закона лишь тогда, когда они были санкционированы верховным обладателем власти -государством. Несогласие с государственной властью и издаваемыми ею законами не допускалось, носитель верховной власти ставился над всеми гражданами и сословиями, любые его деис -вия оправдывались государством. Вместе с тем «просвещение абсолютизм», по мнению Ф. Прокоповича, не может отождествляться с произволом верховного правителя.
I Во времена правления Екатерины II (вторая половина XVIII в.) происходили процессы разложения феодализма и формирования капиталистического уклада, нарастали противореч^ между дворянством и крестьянами. Крестьянские восстан ставили задуматься передовых людей России о судьбах спи.™
побудили их критически оценить существующие государствен
ный строй и уклад общественной жизни. Все это привело к идей
ной поляризации политической мысли. Утвердилось несколько её
течений: консервативно-аристократическое, либерально-рефор
маторское и радикальное. ^ ч» р
Приверженцы консервативно-аристократического течения политической мысли настаивали на сохранении в неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступали против просветительских идей и одновременно критиковали отдельные проявления политики самодержавного государства. Известным представителем этого течения был князь Михаил Щербатов (1733 -1790). Свои позиции он изложил в трудах: «Разные рассуждения о правлении», «О повреждении нравов», «Путешествие в землю Офирскую швейцкого дворянина С.», в которых отстаивал политическую идеологию феодальной аристократии.
Идеологами либерально-реформаторского течения отечественной политической мысли были Семен Десницкий (1740 -1789), Николай Новиков (1740 - 1789), Яков Козельский (1728 -1794) и др. Главное содержание этого течения составляла программа «просвещенного абсолютизма», предполагавшая модернизацию общественно-политических отношений с учетом идей просветителей Запада. Просветители обличали язвы современной социальной и политической действительности; критиковали произвол крепостников-помещиков, отмечая при этом общую бесперспективность крепостного права с точки зрения возможностей Дальнейшего экономического и промышленного развития России, говорили о важности моральных устоев в политике. Они обращали внимание русского общества на необходимость отмены крепостного [.трава, а также ограничения власти абсолютного монарха законом и определенными формами представительства, способного выражать общественное мнение.
В рамках радикального отношения к существующему общественно-политическому строю в XVIII в. возниклореволющонно-демократическое течениие политической мысли V иртл^л
* *? 3 ^1^1 ОКОВ КО-
торого стоял Александр Радищев. В своем произведении «Путе„ шествие из Петербурга в Москву» он резко критиковал самод ж жавие и крепостничество через правдивое и сочувственное и ? бражение настоящей жизни русского народа. В будущем воззрения Радищева повлияли на политические взгляды организатооо Декабрьского восстания 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, среди которых были: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский и другие, те, кто отстаивал республиканские идеи и был казнен за это.
В первой половине XIX в. наряду с развитием теории и практики консерватизма и радикализма в России увеличилось и число сторонников идей классического либерализма. В это время под влиянием процесса укрепления капиталистического уклада был создан ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений и реорганизации органов государственного и местного управления. Активным сторонником таких преобразований был граф Михаил Сперанский (1772 - 1839). Им в 1809 г. по заданию Александра I были разработаны несколько конституционных проектов, а во «Введении к Уложению государственных законов» изложен проект преобразований государственной системы России. М. Сперанский исходил из того, что никакое правительство, с духом времени несообразное, против его всемощного действия устоять не может. Он настойчиво развивал идею о необходимости разделения властей. Сторонниками либерально-реформистского идейного направления были П. Анненков, И. Вернадский и др.
Реформаторские идеи политических преобразований нашли свое отражение в работах Николая Карамзина (1766 \ъ2Ь) -«История государства Российского» и «Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях»-Н. Карамзин изложил свои взгляды относительно форм правления, политических режимов, содержания законов, подверг ар ментированной критике тиранию. Он был противником раздния властей и сторонником крепкой власти монарха, ведя речь о том, что «Россия основывалась победами и единоначалием гибла от розновластия, а спасалась мудрым самодержавием '» Дво рянство рассматривалось им как сословие, которое должно пользоваться особыми привилегиями, уважением и достатком М. Сперанский и Н. Карамзин были идеологами самодержавного либерализма, реформаторским идеям которых в то время не суждено было реализоваться.
Большую роль в развитии политической мысли России сыграли «Философские письма» русского мыслителя и публициста Петра Чаадаева (1794 - 1856). Проблемы, поднятые им, обострили идейные споры в среде дворянской интеллигенции. В ходе полемики сложились два течения в российской общественно-политической мысли - славянофилы и западники. Славянофилы, видными представителями которых стали И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин и другие, выступили с обоснованием особого, отличного от западного пути развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Западники же, среди которых необходимо отметить В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, напротив, выступали за развитие России по западноевропейскому пути, критикуя официальное народничество одновременно с самодержавием и крепостничеством.
Видным теоретиком второй половины XIX в. был Борис Чичерин (1828 - 1904). Он отстаивал идеи консервативного (охранительного) либерализма - идеологию умеренной интеллигенции, стремящейся расширить общественные преобразования на основе диалога с властью. Суть либерализма, считал он, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, который в таком качестве вступает в общество. При этом государство обеспечивает безопасность, определяя и защищая права и свободы, а частное благ о — цель гражданского общества.
С середины XIX в. в политической мысли России с новой си-Лой стала обсуждаться проблема особой общечеловеческой миссии русского народа, поднятая еще прародителями славянофилы: К наиболее типичным общественным мыслителям, работает ^ этом направлении, следует отнести Н. Данилевского (1822 - ш^ автора книги «Россия и Запад», К.Леонтьева (1831- 1891!' Л. Тихомирова (.1852 - 1923), В. Соловьева (1853 - 1900).
В конце XIX- начале XX в.классические либеральные идеи несколько утратили свою популярность. Их распространение преимущественно осуществлялось в кругах вузовской интеллигенции и среди разночинцев. Одним из ведущих идеологов либерализма в этот период стал Сергей Муромцев. Либеральные идеи разделяли П.И. Новгородцев, Максим Ковалевский, Николай Коркунов и другие. П. Новгородцев был представителем конституционного либерализма. С умеренно-либеральных позиций выступал М. Ковалевский. Либерально-консервативные идеи разделяли С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.Б. Струве.
Сторонниками самодержавно-помещичьей идеологии были А.И. Гучков, Г.Е. Львов, В.М. Пуришкивеч, М.В. Родзянко и другие. За рамки модернизации существующего строя не выходили и реформы П. А. Столыпина.
Широкое распространение во второй половине XIX в. получили идеи революционного демократизма. Видными представителями этого направления были: В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Герцен, М. Бакунин, П. Лавров, Н. Добролюбов, П. Ткачев, Н. Михайловский и др. Революционеры-демократы, глубоко веря в светлое будущее народа, выражали глубокую ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию. Большое внимание они уделяли национальному вопросу, который обосновывали с позиций права наций на самоопределение. В 70-е гг. традиции революционного демократизма нашли свое продолжение в идеологии и практике революционного родничества, в рамках которого принято выделять три осно* направления: «пропагандистское» под руководством II. - авР «заговорщическо-террористическое» во главе с П. 1кач «анархистское», идеологами которого были М. Бакунин и «*"■ °бЩаЯ УСтаН°ВКЯ Нар°даиков - ™ идея о возможности пе
рехода российского общества к социализму посредством^,™"
ской общины, минуя стадию капитализма. «ч»стьян-
Процесс развития политической мысли в России в конце XIX -начале XX в. дополнился появлением на политической арене оте явственных марксистов и их идей, которые развивались в услови ях идейно-политической борьбы с традиционными доктринами консерватизма и либерализма. Появившийся в народнической окраске марксизм стал затем течением в среде демократической интеллигенции и городских рабочих. Марксисты потеснили приверженцев идеалов народников, а в начале XX в. - неонародников (эсеров). Отцом русского марксизма считается Георгий Валентинович Плеханов, прошедший трудный путь от народничества к марксизму.
Российская социал-демократия, стоявшая на платформе марксизма, раскололась в 1903 г. на два течения - большевизм и меньшевизм. Наиболее яркими выразителями идеологии большевизма стали Владимир Ильич Ленин (1870 - 1924), Николай Иванович Бухарин (1888 - 1938) и Иосиф Виссарионович Сталин (1879 - 1953). В своей первой крупной работе «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» В.И.Ленин определил марксизм как революционное учение. Он призывал к беспощадной борьбе с буржуазной демократией, реформизмом и либерализмом. Идеологи меньшевизма Г.Плеханов (1856 - 1918), Ю. Мартов (1873 - 1923) и другие делали акцент на Реализации экономических требований пролетариата, признавали положительную роль буржуазии в демократических преобразованиях, полагали, что Россия должна пройти долгий и трудный
пУть капиталистического развития. „~„А» пр.
Идеи марксизма захватили известнейших представителей^
Редовой русской интеллигенции, таких как Н.Ьерд ,
«ков, П. Струве, С.Франк, М. Туган-Барановскии и друтие, кс-
т°рые стали основателями легального марксизма.
кормившегося в 90-е гг. XIX в. Легальные марксисты критвали революционный (ортодоксальный) марксизм, поддержав лишь те его положения, которые обосновывали неизбежное перехода от феодализма к капитализму, отвергая социализм как закономерное следствие объективного процесса экономического развития общества. Выступая против идеалов русского радикализма, они предложили свою программу, которая содержала главным образом положения этического свойства: признание интеллигенцией своей ответственности за происходящие в обществе процессы, необходимости самосовершенствования личности эволюционного изменения социально-экономических и политических условий под влиянием духовных факторов1.Они также считали, что необходимо отказаться от политических крайностей в трактовке идей марксизма, реализация которых возможна лишь путем осуществления пролетарской революции.
Борьба идей привела нашу страну к первой русской революции 1905 - 1907 гг. и созданию думской монархии. В дальнейшем идеология большевизма стала основой развития революционного радикализма, а революции 1917 г. надолго определили ее доминирующую политическую роль, что окончательно развело сторонников других концепций дальнейшего развития России на множественные, порой непримиримые идеологические позиции. Их неоднозначное восприятие обществом, отсутствие порой четких и ясных путей практической реализации во многом определили развитие основных направлений российской социально-политической мысли в XX в.
3. Идейно-политическая доктрина в СССР
Эволюция отечественной политической мысли после Октябрьской революции 1917 г. была связана с реализацией на практике политической концепции большевизма, выработанной его идеологами, и в первую очередь В. И. Лениным. Идейную
См.: Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторс ва. М.: Юрайт-издат, 2005. С. 103.основу этой концепции составило учение о классах и классовой борьбе, классовой природе государства, разработанное К. Марксом. Положения этого учения В.И. Ленин и его соратники использовали для обоснования необходимости диктатуры пролетариата в России, создания нового механизма власти.
Основу ленинского подхода к государству и власти составило положение о классовости как неотъемлемой черте такого социального образования, как общество. Политическая власть рассматривалась в нем как диктатура экономически господствующего класса. В.И. Ленин считал, что пролетариат, разрушив буржуазную государственность, должен на ее месте создать свой, принципиально новый тип государственности. Новая государственность виделась им не только в сломе бюрократических и военных институтов, ликвидации репрессивного аппарата, замене ключевых постов управления государством, но и в отказе от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, принципа равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и от многих других начал демократического устройства общества.
Государственной формой диктатуры пролетариата, писал В.И. Ленин, должна быть Республика Советов, которая сочетает черты государственности и общественной организации, соединяющей элементы представительной и непосредственной демократии. Советы - учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. В то же время деятельность Советов Должна постоянно контролироваться со стороны большевистской партии: «Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия
большевиков»1.
Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении Коммунистической партии и Советскогогосударства, о его экономических функциях, территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. В то же время Ленин являлся сторонником отмирания государства, «... ибо в обществе без классовых противоречий (каковым Ленин мыслил будущее коммунистическое общество) государство не нужно и невозможно»1. Окончательное отмирание государства Ленин связывал с рядом социально-экономических и культурных условий: высочайшим развитием производительных сил, воспитанием «нового» человека, исчезновением социально-антагонистических отношений и т.д.2
Идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина о политической организации общества, по сути, стали основой государственной идеологии, утвердившей руководящую роль в общественном развитии сначала партии большевиков, а затем Коммунистической партии Советского Союза, общие принципы организации политической жизни советского общества. Разработка и реализация этой идеологии осуществлялись в острой идейно-политической борьбе. Так, до середины 30-х гг. XX в. наряду с официальной марксистско-ленинской идеологией в политической жизни страны возникали отличные от нее идейно-политические платформы, идеологами которых были Л. Троцкий, Н. Бухарин, Л. Каменев и другие.
Кроме того, русскими эмигрантами и советскими диссидентами разрабатывались различные идейно-политические концепции, в которых давалась оценка сложившегося в России политического строя, выдвигались идеи по поводу его переустройства и перспектив политического развития. Среди них можно выделить взгляды «сменовеховцев», получивших свое название от сборника «Смена вех», вышедшего в Праге в июле 1921 г. «Сменовеховцы» выступали как сторонники национал-большевизма, отстаивали национальный характер русской революции, укрепление России как ве-
1 Там же. Т. 33. С. 29.
м': Ист°рия политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма-Инфра-М, 1999. С. 623-630. ликой державы, расширение ее влияния на Восток НяиК ным их представителем являлся Н. Устрялов. СледуеГоТм^Г* также идейные течения евразийства (Н. Трубецкой л. КарсГвГ П Савицкий, П. Сувчинский), неомонархизма (И Ильин П Ф ренский), христианского социализма (С. Булгаков, Г ФедоЗ>" В своих работах «евразийцы» отстаивали ведущую роль право славной идеологии, самобытность России как евразийской держа вы. Неомонархисты разрабатывали концепцию правового обоснования сильной власти (монархии). С идеалами православия связывали свои надежды о будущем Отечества сторонники христианского социализма. Господствующую же идеологию в этой среде составляли идеи антикоммунизма, которые особенно ярко выразились в раннеэмигрантском творчестве Н. Бердяева и С. Франка -сторонников теории социального иерарахизма1.
Среди многочисленных деятелей русского зарубежья особая роль в развитии русской политической мысли принадлежит Петру Струве (1870 - 1944) и Питириму Сорокину (1889 - 1968). П. Струве, стоявший у истоков российской социал-демократии, а затем перешедший в лагерь сторонников государственного либерализма, развивал идеи об особой культурной роли интеллигенции в ее взаимоотношениях с государством, а также о роли государственности. По его мнению, государство - такой «организм», который во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины -основному условию государственной жизни. П. Струве призывал «пойти на выучку к капитализму», с тем чтобы содействовать культурному развитию России. После 1917 г. он критиковал коммунистический политический режим, но не ратовал за восстановление дореволюционных порядков, а выступал за установление ^длинно нового порядка с «прочно огражденной свободой лица сильной правительствующей властью»".
Щ П. Сорокин в историю мировой науки в большей как один из основателей современной социологии П МвРб В°Шел ки из Советской России (1922) он сосредоточил особо^ ВЫСЬ1ГЬ на проблемах социальной организации, дезорганизац НИМание низации, что позволило ему исследовать причины про Рб°рГа" ших в обществе социальных, в том числе и политически^0^ мен. Сорокин считал, что преобладающая в данную эпоху с"^ ма представлений (истин, ценностей) образует основополаг°Те* щий детерминант для социокультурной динамики, определю" щий общую природу данного искусства, философии, религии этики, экономики и политических отношений. В середине 40-х гг' он высказал и обосновал мысль о том, что фундаментальные идеалы двух обществ (капиталистического и социалистического) созвучны. В соответствии с этим и опираясь на циклические закономерности великих революций Сорокин сделал предположение, что после деструктивной фазы (упадка коммунизма) настанет период роста новой, жизнеспособной России.
С приходом к власти И.В. Сталина, формированием основ тоталитарного политического режима, начиная с середины 20-х гг. XX в., всякий идейный плюрализм в общественной отечественной мысли был постепенно свернут. Сталин взял на себя в течение почти трех десятилетий роль безусловного охранителя и толкователя ленинских идей. Свою позицию он выражал в тезисе «Ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенно сти» и затем уточнял: «... основным вопросом ленинизма, ! отправным пунктом, его фундаментом является вопрос о ди туре пролетариата». Тексты, вышедшие из-под пера Ст как правило, несли на себе печать явного догматизма, пол
ния и идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина использовали
п^ъективном/ им как непререкаемые истины, неподвластные сдл>*
изменению временем. ности
Особое внимание в своей теоретической деятельн ^ И.В. Сталин уделял обоснованию места и роли насилия ^ низации и осуществлении диктатуры пролетариата, кащего класса в социалистическом обществе Он силие в любых ситуациях является имманентно пГ™**' ЧТ° На" знаком диктатуры пролетариата. Объявив диктатур™ "РИ~ риата основным вопросом ленинизма, Сталин максим ПР°Лета" пользовал это для укрепления культа личной власти ЛГ° И°" тябрьской России. Будучи незаурядным политическим деятелем на практике он прибегал к популизму, понимая, что поддепж™ масс можно заполучить лишь тогда, когда твои идеологические установки легко и быстро усваиваются рядовыми партийцами обыкновенными гражданами.
В теоретической деятельности И.В. Сталина особое место занимало определение статуса и функций Коммунистической партии. Он отводил ей роль «ордена меченосцев», члены которого спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле. В Конституции СССР 1936 г. была юридически закреплена монопольно-руководящая роль Коммунистической партии, ее диктатура в советском обществе.
В период тоталитарного правления И.В.Сталина вряд ли можно было вести речь о существовании каких-либо иных социально-политических концепций, связанных с поиском альтернативного пути развития общества. Всякие попытки выработать иную, отличную от официальной партийной, идейно-теоретическую точку зрения сразу пресекались жесткими мерами.
Смерть И.В. Сталина в 1953 г. стала определенным рубико-
ном в развитии политической мысли в Советском Союзе. Пред
принятые политическим руководством страны попытки опреде
ленной демократизации общественных отношений, смягчения
политического режима и идеологической ситуации в обществе
создали условия и возможности для расширения рамок полетело
гических исследований, позволили выйти на более ™™к™^
вень обсуждения теоретико-методологических ПР^Л ной
ч**ой науки, выяснения ее роли в ^образовании ^
Действительности. Однако и в это время "^™ маркси-
"Ринципиально оставалась под определяющим^л" нейшйХ „у. стско-ленинской идеологии, а дискуссии вокрутей развития Советского государства и общественно
кого устройства страны не выходили за рамки папГ^11460"
дарственной доктрины. ад»7ГИино-госу,
Вплоть до 80-х гг. в основе идейного обоснования „ун
циально-экономического и политического развития с °°~
ла теория общественно-экономической формации со^таТн ?**
стью которой было учение о социализме как первой фазе к ^
низма. В 70-е - начале 80-х гг. это учение развивалось в рамГ
концепции развитого социализма, идеологи которого утвержд
что развитое социалистическое общество - это целостная
плексно и всесторонне развивающаяся на собственной оснсГ"
система, которая располагает гигантскими возможностями и по
имуществами перед капитализмом1.
С середины 80-х гг. предпринималась попытка демократизации советского общества, процесс которой возглавил Генеральный секретарь ЦК КПСС, а в дальнейшем и Президент Советского Союза М.С. Горбачев. Им была выдвинута идея коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности общества на основе перехода от прежнего, философско-догматического политического видения мира к его рациональной оценке и осмыслению с учетом существующих исторических реалий. Такое видение мира получило название «нового политического мышления» и представляло собой систему идей, взглядов и ценностей, отражающих целостность, взаимозависимость и взаимообусловленность сложившегося к концу XX в. противоречивого мира. Оно предполагало осознание необходимости взаимодействия народов и стран в интересах их выживания в ядерный век, представляло собой методологию формирования международных отношений, обеспечивающих складывание ненасильственного, демократического
рового сообщества. и
Щ После распада СССР начался процесс деидеоЛ°™** ее российской политической мысли, который был обусл<
1 См.: Политология: Учеб. пособие для вузов / Б.И. Каверин, мидов. М.: Юнити-Дана, 2004. С. 115.гЛубокой интеграцией в мировую политическую науку. Появилась вариативность политических идей, теорий, концепций, объясняющих политическую действительность, место и роль в ней российского общества. Для отечественной политической науки открылись новые горизонты познания политической сферы общества, политики, политической власти, взаимоотношений общества и государства. Политическая мысль, освободившись от тотального партийного контроля, значительно расширила границы своего научного поиска, объектно-предметного поля исследований и устремилась к более детальному исследованию возможностей либерализации общественных отношений, приобщения российского общества к мировой системе ценностей.
На фоне резкого обострения ранее накопленных проблем, возникновения совершенно новых, неизвестных российскому обществу трудностей, связанных с капитализацией общественных отношений, происходит резкая поляризация сторонников различных политических концепций. На арене политических баталий появляются идеологи и приверженцы различных политических течений от демократических до ультрарадикальных. Спектр их суждений и идейно-политических позиций охватывает всю палитру существовавших когда-либо политических теорий, учений, концепций как апологического характера, оправдывавших существование исторически сложившихся политических форм и институтов, так и находившихся на службе социально-политических утопий и анархизма, отрицавших необходимость любого управления, любой государственности.
Выделяя такой этап процесса развития политической мысли, как «политические идеи и концепции в современной Рос-Сии», необходимо заметить, что он требует серьезного осмысления и научно-теоретических исследований. Это связано с тем, 1,то появившиеся политические концепции и доктрины общественного развития очень разнообразны, теоретически необоснованны, слабо отражают интересы и потребности всех слоев российского общества, не носят определяющего характера, не представляют собой идеологическую доминанту, способную об динить прогрессивные слои общества и направить их усилия прогресс России. Еще предстоит серьезный анализ идейно-политических воззрений, взглядов и идей современных отечес венных мыслителей, в той или иной мере определяющих современную политику, деятельность социально-политических сил борющихся за власть и влияющих на перспективы общественного развития.
Российская политическая мысль формировалась и развивалась в русле общемировых научных теорий и концепций, сохраняя при этом свои самобытность и национальные особенности. В центре внимания отечественных мыслителей всегда были и остаются актуальные проблемы государства, политики, власти, свободы, справедливости и т.п. На протяжении всей российской истории политические идеи, теории и концепции оказывали определяющее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.
В наше время отечественная политическая мысль отражает глубокие преобразования во всех сферах общественной жизни, играет существенную роль не только в научном обосновании складывающихся в российском обществе отношений, но и в их мировоззренческой, духовной и идеологической оценке. Большое значение в этом плане имеют наиболее авторитетные, получившие историческое признание классические политические учения, теории и концепции. Сегодня идет поиск национальной идеи, способной объединить российский народ, стать ориентиром дальнеишег развития России, обеспечить выход страны на позиции одной I самых развитых стран мира.
Литература
1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Рук. проекта ГЮ. Семигин.Ш}Л.: Мысль, 1997.
2. Вершинин М. С, Козырева Л. Д. История политических учений России: Конспект лекций. - СПб., 2000.
3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. ^ изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. В. С. Иерсесянца. - М.: Норма-ИнФра,2003.
4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. -2"е ИЗА- / Под общ. ред. проф. О. Э. Лейста. - М,: Зерцало, 2004.
5- Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых УЧений России: Хрестоматия. - М.: Юристь, 2003. |л 6. Политическая мысль в России: Словарь персоналий (XI в.
! м * *7 ч.
/р-).-М.: Университет, 2000. г м-
'ЧанышевА.А. История политических учений: Учеоник.-Ьелби: Изд-во «Проспект», 2005.