Глава 1. История создания Государственной Думы
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. История создания Государственной Думы.. 4
Глава 2. Деятельность I Государственной Думы.. 6
Глава 3.Деятельность II Государственной Думы.. 9
Глава 4.Деятельность III Государственной Думы.. 12
Глава 5.Деятельность IV Государственной Думы.. 16
Заключение. 18
Список использованной литературы.. 20
Введение
До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. «Светило российской бюрократии» М.М. Сперанский в «Общем обозрении всех преобразований и распределений их по временам», составленном в 1809 г., помимо прочего записал: «1-й день сентября, в новый год по старому стилю, открыть Государственную Думу со всеми приличными обрядами».[1] Однако потребовалось почти столетие, чтобы можно было начать листать страницы отечественной парламентской истории.[2]
Стремясь преобразовать самодержавие в конституционно-правовое государство, русский конституционализм с момента своего зарождения в конце XVIII в. целеустремленно двигался в направлении парламентской монархии. Однако вплоть до 1905 г. его развитие заключалось лишь в составлении правительственных и общественных проектов реформ. Ситуация кардинально изменилась с началом Первой русской революции, когда, столкнувшись с широким общенациональным протестом, власть вынуждена была пойти на принципиальную уступку и согласиться не только на объединенное правительство, но и на народное представительство. К этому рубежу русский конституционализм подошел в виде разрозненных движений, не представляя собой цельного течения политико-правовой мысли, объединенного общей концепцией.
Вопрос развития конституционализма в России очень актуален в связи с функционированием в нашем государстве парламента. Деятельность Дум I-IV созывов послужила основой для развития демократии и невообразимо изменила облик нашего государства. Какие же цели деятельности ставили первые депутаты, с какими проблемами они столкнулись, почему только одна из Государственных Дум функционировала полный срок и какие уроки мы можем вынести из опыта работы Государственных Дум Российской империи?
Заключение
Таким образом, парламентаризм в России был "нежеланным ребенком" для правящих кругов. Его становление и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти. Однако в ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей, который не по-хозяйски забывать и сегодня.
Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти дома Романовых. Она уделяла огромное внимание сирым и обездоленным, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично-заводское законодательство.
Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Она настаивала на выделении средств на строительство школ, больниц, домов призрения, церковных храмов. Особое место уделяла делам религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите инородцев от произвола центральных и местных чиновников. Наконец, существенное место в работе Думы занимали внешнеполитические проблемы. Думцы постоянно бомбардировали российский МИД, другие инстанции запросами, реляциями, указаниями, формировали общественное мнение.
Крупнейшей заслугой Думы явилась безоговорочная поддержка кредитования на модернизацию потерпевшей поражение в войне с Японией русской армии. С 1907 по 1912 год Дума санкционировала увеличение военных расходов на 51 процент.
Есть, конечно, и пассив, причем немалый. Несмотря на все старания трудовиков, постоянно будировавших в Думе аграрный вопрос, решить его она оказалась бессильна: слишком велика была помещичья оппозиция, да и среди депутатов присутствовало немало таких, кто, мягко говоря, не был заинтересован в его решении в пользу малоземельного крестьянства.
Опыт парламентаризма в царской России необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев боевитости, умению отстаивать народные интересы в условиях жесткого давления исполнительной власти, острой борьбе, изобретательности в формах деятельности депутатского корпуса, высокому профессионализму и активности.[8]
Список использованной литературы
1. Болтенкова Л. Ф. Влияние парламентов на развитие федерализма в России // Политико-правовые основы федерализма в России / под ред. Р. Хакимова. — Казань, 2006. — С. 8-23.
2. Боханов А. Н., Горинов М. М. История России с древнейших времен до конца XX века. - М.: АСТ, 2001. – 608 с.
3. Еленин Н.В. Развитие конституционализма в России в 1905-1917 годах. // Юрист.-1998. - № 3. – 80 с.
4. Кирьянов И. К. Российские парламентарии начала XX в.: новые политики в новом политическом пространстве / Диссертация на соискание степ. д.и.н. На правах рукописи. — Пермь, 2009. — 537 с.
5. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века / И.А. Кравец. – М.: Маркетинг; Новосибирск; ЮКЭА, 2000. – 368 с.
6. Сперанский М.М. Проекты и записки. – М., 1961. С. 237.
7. Сироткин В.Г. Великие реформаторы России.М.,1991. 64с.
8. Высочайший манифест от 6 августа 1905 г. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XХV. Отд-ние 1-е. СПб., 1908. Ст. 26656. С. 637-638. (http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3081/)
9. Высшие законодательные органы России (1906-1993 годы). Официальный сайт Государственной Думы РФ. (http://www.duma.gov.ru/about/history/information/)
[1] Сперанский М.М. Проекты и записки. – М., 1961. С. 237.
[2] Кирьянов И. К. Российские парламентарии начала XX в.: новые политики в новом политическом пространстве / Диссертация на соискание степ. д.и.н. На правах рукописи. — Пермь, 2009. — 537 с.
[3] Высочайший манифест от 6 августа 1905 г. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XХV. Отд-ние 1-е. СПб., 1908. Ст. 26656. С. 637-638. (http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3081/)
[4] Сироткин В.Г. Великие реформаторы России.М.,1991. 64с.
[5] Боханов А. Н., Горинов М. М. История России с древнейших времен до конца XX века
[6] Болтенкова Л. Ф. Влияние парламентов на развитие федерализма в России // Политико-правовые основы федерализма в России / под ред. Р. Хакимова. — Казань, 2006. — С. 8-23.
[7] Еленин Н.В. Развитие конституционализма в России в 1905-1917 годах. //Юрист.-1998.-№ 3.
[8] Высшие законодательные органы России (1906-1993 годы). Официальный сайт Государственной Думы РФ. (http://www.duma.gov.ru/about/history/information/)
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. История создания Государственной Думы.. 4
Глава 2. Деятельность I Государственной Думы.. 6
Глава 3.Деятельность II Государственной Думы.. 9
Глава 4.Деятельность III Государственной Думы.. 12
Глава 5.Деятельность IV Государственной Думы.. 16
Заключение. 18
Список использованной литературы.. 20
Введение
До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. «Светило российской бюрократии» М.М. Сперанский в «Общем обозрении всех преобразований и распределений их по временам», составленном в 1809 г., помимо прочего записал: «1-й день сентября, в новый год по старому стилю, открыть Государственную Думу со всеми приличными обрядами».[1] Однако потребовалось почти столетие, чтобы можно было начать листать страницы отечественной парламентской истории.[2]
Стремясь преобразовать самодержавие в конституционно-правовое государство, русский конституционализм с момента своего зарождения в конце XVIII в. целеустремленно двигался в направлении парламентской монархии. Однако вплоть до 1905 г. его развитие заключалось лишь в составлении правительственных и общественных проектов реформ. Ситуация кардинально изменилась с началом Первой русской революции, когда, столкнувшись с широким общенациональным протестом, власть вынуждена была пойти на принципиальную уступку и согласиться не только на объединенное правительство, но и на народное представительство. К этому рубежу русский конституционализм подошел в виде разрозненных движений, не представляя собой цельного течения политико-правовой мысли, объединенного общей концепцией.
Вопрос развития конституционализма в России очень актуален в связи с функционированием в нашем государстве парламента. Деятельность Дум I-IV созывов послужила основой для развития демократии и невообразимо изменила облик нашего государства. Какие же цели деятельности ставили первые депутаты, с какими проблемами они столкнулись, почему только одна из Государственных Дум функционировала полный срок и какие уроки мы можем вынести из опыта работы Государственных Дум Российской империи?
Глава 1. История создания Государственной Думы
Появление Государственной Думы стало результатом революции 1905 года. Манифестом от 6 августа 1905 года император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов»[3]. Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным, обсужденные на Петергофском совещании под председательством Николая II и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и — на особых основаниях — крестьяне) вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись. Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом. Манифест 20 февраля 1906 года дополнительно определил способы законодательного взаимодействия органов высшей власти; фактически он преобразовал Государственный совет Российской империи в подобие верхней палаты парламента. В апреле 1906 года была создана Библиотека Государственной Думы, которая проработала до 1918 года, когда декретом Совнаркома канцелярия Государственной Думы и все структуры, составлявшие её аппарат, в том числе и библиотека, были упразднены. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.