Стадии зрелости электронного правительства
Эксперты ООН выделили 4 стадии зрелости электронного правительства. Данный подход общепризнан и цитируется практически во всех источниках[1], посвященных формированию и развитию электронного правительства в мире. Это следующие стадии:
- начальное присутствие;
- расширенное присутствие;
- транзакционное присутствие;
- сетевое присутствие.
Табл. 1. Стадии зрелости электронного правительства, в соответствии с классификацией ООН
№ | Стадия | Характеристика |
Начальное присутствие (Emerging presence) | На этой стадии в веб-пространстве должна быть доступна базовая информация о правительстве. Это может быть официальный веб-сайт, где присутствуют ссылки на министерства и государственные департаменты (образования, здравоохранения, соцобеспечения, труда, финансов и т. п.), ссылки на региональные правительства, а также выложены некоторые архивные документы, преимущественно в статическом виде | |
Расширенное присутствие (Enhanced presence) | На данной стадии через веб-интерфейс доступны не только архивные, но и текущие оперативные данные о нормативных актах, распоряжениях, постановлениях, отчеты, новостные письма, скачиваемые базы данных и т. п., при этом имеются карта сайта и поисковые механизмы. Приводится набор документов, раскрывающих политику государства на перспективу (в области развития информатизации, соцобеспечения, здравоохранения и т. п.). На данной стадии информация по-прежнему доступна в одном направлении — от электронного правительства к гражданам | |
Транзакционное присутствие (Transactional presence) | На данной стадии реализовано двустороннее взаимодействие между гражданами и государством. Появляется возможность оплаты налогов, подачи заявок на получение ID-карт, свидетельств о рождении и паспортов, обновления лицензий. На этой стадии граждане получают возможность оплачивать штрафы за нарушение правил дорожного движения и почтовые посылки. Они могут принимать участие в торгах, используя защищенные каналы связи | |
Интегрированные услуги (Networked presence) | Для этой стадии характерна интеграция взаимодействия на уровнях G2G, G2C и C2G. Правительство способствует привлечению граждан к процессу принятия решений и двустороннему открытому диалогу на базе интерактивных сервисов, таких как заполнение веб-анкет, онлайновых обсуждений и т. п. |
Если говорить про страны-лидеры, то они в настоящее время находятся (по отдельным услугам) уже на 3-й и 4-й стадиях зрелости электронного государства (юридически значимое и полностью электронное взаимодействие с государством). Большая часть стран в мире к этим стадиям лишь переходит. В России сегодня далеко не все органы власти преодолели первую стадию - первоначальное присутствие (информирование граждан)
Наряду с позитивным влиянием на общество новые технологии порождают и новые проблемы. Анализируя возможные пути строительства электронных государств в странах Европы, выделяется три группы таких проблем:
• серьезные противоречия между политическими целями внедрения электронных государства, практическими преимуществами, достигаемыми с его помощью и возможностями предоставления этих преимуществ всем членам общества;
• трансформация традиционных взаимоотношений «государство – граждане»;
• необходимость разработки новых подходов к архитектуре поддержки онлайновых взаимоотношений, подготовк кадров, информационному обеспечению и планированию.
Основные барьеры по внедрению и использованию информационно-телекоммуникационных технологий для указанных целей можно разделить на несколько групп:
1. проблема реинжиниринга бизнес-процессов (в том числе законодательства);
2. технологические барьеры;
3. барьеры, связанные с человеческим фактором;
4. финансовые ограничения;
5. масштаб и сложность задачи в целом.
Указанные барьеры преодолеваются:
• проведением постоянной учебы сотрудников госорганизаций: от обзорных курсов по вопросам стратегических перспектив применения ИКТ до тренингов по применению конкретных систем, от подготовки в области управления проектами и проектными программами создания и внедрения систем до курсов по реинжинирингу организаций и деловых процессов на базе ИКТ;
• приданием создаваемым системам нужных качеств дружественности, защищенности, надежности;
• ознакомлением руководителей и сотрудников с конкретным передовым опытом;
• привлечением особо способных сотрудников на места соответствующей ответственности и новизны в работе;
• организацией системы подготовки и самоподготовки внешних пользователей (граждан, сотрудников частных компаний);
• разработкой систем ЭП со специальными возможностями, позволяющими обращаться к правительственным услугам лицам с ослабленным зрением и т.д.