Различия в терминах «электронное правительство», «электронное государство», «информационное общество»

В последнее время термины «электронное правительство», «электронное государство», «информационное общество» широко распространены. Рассмотрим, что подразумевается под каждым термином и какими нормативными правовыми актами регулируется данное правовое поле.

В России до сих пор не приняты нормативные правовые акты, которые бы устанавливали единые требования в отношении электронного правительства. Нет общепринятого определения понятия электронного государства и в остальном мире. Разные специалисты в области государственного управления и информационных технологий, а также нормативные акты различных стран используют разные определения этого понятия .

Различия в терминах «электронное правительство», «электронное государство», «информационное общество» - student2.ru

Рис. 1. Место и роль электронного правительства в решении задачи формирования информационного общества в Российской Федерации.

На рис. 1. представлена обобщенная схема взаимосвязи понятий информационного общества, электронного государства и электронного правительства. В данном подходе под электронным государством понимается деятельность всех государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций на основе применения ИКТ с охватом всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации — исполнительной, законодательной и судебной.

Под электронным правительством понимается способ организации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, где взаимодействие органов власти между собой и с гражданами и организациями строится на основе ИКТ.

Информационное общество характеризует всю совокупность общественных отношений, связанных с применением информационных технологий во всех аспектах общественной жизни. Это касается не только всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, но и здравоохранения, образования, культуры, бизнеса, граждан.

Отметим, что на практике термины «электронное правительство» и «электронное государство» часто используются как синонимы.

Построение информационного общества в настоящее время не зависит от воли тех или иных лиц. Государственные органы могут отставать от бизнеса в сфере информатизации в силу своей бюрократии, неповоротливости, неэффективности и некоторой инертности, но рано или поздно им придется использовать новейшие технологические решения независимо от желания или нежелания тех или иных лиц.

Сущность электронного государства

Вот уже более десятка лет Россия находится в условиях интенсивных реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился спектр политических партий и движений, обострилась социальная дифференциация общества, трансформируются представления о роли и месте нашего государства в новом меняющемся мире.

В настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти. Электронное государство – система государственного управления, основанная на автоматизации совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного государства предполагает построение общегосударственной распределенной системы управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами органов власти и процессами их обработки.

Цель создания электронного государства – эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти. Реализация основной цели электронного государства невозможна без достижения соответствующего уровня информатизации самих органов власти. Внедрение ИКТ в органах исполнительной власти является базой для выполнения ими внешних функций и для повышения эффективности деятельности самих органов власти.

В мире существуют следующие уровни электронных систем государственного управления:

• однонаправленные коммуникации для предоставления информации о некотором подразделении или аспекте деятельности государства;

• двунаправленные коммуникации, позволяющие получать ответную реакцию граждан;

• трансакционные системы для поддержки государственной деятельности;

• специализированный портал, позволяющий осуществлять все необходимые трансакции между гражданами и государственными учреждениями.

Технологии электронного государства могут обеспечить гражданам и частным компаниям удобный и быстрый доступ к услугам государственных организаций, который они могут получить из дома, с работы или любого другого места с помощью разнообразных устройств. Используя Интернет-порталы, государства могут предоставить населению единую точку доступа ко всем государственным услугам, за которой скрывается сложная инфра-структура взаимодействия государственных служб между собой.

Взаимодействие с государственными органами посредством технологий Интернет-коммерции повышает конкурентоспособность частных компаний, упрощает официальные процедуры взаимодействия с государством и дает компаниям возможность уменьшить затраты на документооборот.

С помощью Интернет-портала любой гражданин может принять участие в управлении государством – высказать мнение о происходящем в стране, предложить поправки к законопроектам и т.д. Партнерство между государственным и частным секторами создает возможность повысить качество и расширить спектр услуг, предоставляемых на государственных порталах.

Частные компании получают возможность интегрировать собственные продукты и услуги с государственными услугами, такими как:

• налоговое ведомство и компании, разрабатывающие бухгалтерское программное обеспечение, могут на основе существующих между ними взаимоотношений предоставлять дополнительные услуги гражданам и частным компаниям, которые заполняют налоговые декларации по Интернету;

• частные компании, занимающиеся анализом рынка услуг, могут осуществлять помощь в анализе состояния экономики и реализации соответствующих законопроектов;

• при покупке авиабилета на международный рейс через Интернет паспорт с истекшим сроком действия может автоматически продлеваться, вместе с автоматической подачей заявления на получение въездной визы в страну назначения;

• получение гражданами и частными компаниями разрешений, патентов и лицензий, продление водительских удостоверений, подачу заявлений на получение паспортов и виз, регистрацию автомобилей, запись детей в школу, регистрацию новорожденных, получение свидетельств о смерти близких и т.п.

В современной практике государственного управления все более доминирующим становится подход к определению задач государственной власти в терминах предоставления государством услуг населению, экономическим субъектам и организациям. При этом происходит активное заимствование из теории и практики корпоративного управления форм, методов принятия управленческих решений, систем поддержки принятия управленческих решений, а также механизмов измерения эффективности их реализации.

Основные задачи, которые должно решать электронное государство:

• координация и администрирование взаимодействия между различными государственными структурами;

• организация доступа граждан к обслуживанию их государственными органами (получение и порядок начисления пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание, здравоохранение, образование и т. д.);

• организация взаимодействия структур власти и бизнеса (государственные закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов, управление государственной собственностью, разработка и реализация программ развития экономики и т. п.);

• создание форм правления с большим участием граждан и т. п.;

• обеспечение равной доступности социальных и культурных благ вне зависимости от места проживания гражданина на территории России;

• обеспечение полного охвата населения государственными услугами;

• преодоление информационного неравенства;

• обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посылаемых в государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком статусе (как и кем рассматривается, какие решения по данному документу приняты) находится данный документ;

• расширение спектра предоставляемых государственными учреждениями услуг;

• реформирование высокозатратных структур государственной власти;

• радикальное улучшение качества использования информации в рамках всего общества. Один из наиболее важных элементов концепции информационного общества, обеспечиваемый механизмами электронного государства,

• прозрачность деятельности государственных учреждений и процессов взаимодействия с ними, будь то государственные тендеры, лицензирование коммерческой деятельности или просто общение государственного чиновника с гражданином.

Для более эффективной работы информационной системы государственных органов и для выполнения поставленных задач структура управления должна сочетать в себе:

• Интранет для эффективной совместной работы государственных служащих;

• Интернет (общедоступные серверы, предоставляющие доступ к государственным услугам);

• контакт-центры (совмещенные с Сетью телефонные call-центры, позволяющие интегрировать услуги для тех, кто не имеет постоянного доступа в Интернет);

• почтовую службу для рассылки материалов в письменной форме (документы, страховые полисы и т. п.).

Некоторые сторонники «электронного государства» считают, что поколение граждан, которое вот-вот достигнет политического совершеннолетия и которое выросло, ежедневно используя Интернет и цифровые технологии коммуникации, будет с большей готовностью проявлять гражданскую активность, если сможет использовать для этого те же средства, что и в своих личных и профессиональных делах.

Помимо этого, инициативы в области «электронного государства» могут способствовать большему взаимодействию между гражданами (C2C), поскольку дадут возможность людям с общими интересами, мнениями и заботами общаться друг с другом и обмениваться информацией, даже если между ними большие расстояния.

Если автоматизация работы государственных служб получит дальнейшее развитие, то в перспективе важные законы можно будет принимать путем всеобщего тайного волеизъявления на федеральном государственном портале. Там же каждый гражданин, не удовлетворенный каким-либо законом, сможет зарегистрировать свое мнение, и при накоплении определенного числа отрицательных откликов такой закон будет автоматически включен в повестку дня законодателей.

Наши рекомендации