Виды и формы отработки пропущенных занятий
Основной задачей введения обязательной отработки пропущенных учебных занятий по дисциплине «Теория государства и права» является повышение ответственности студентов всех форм обучения за нарушение правил внутреннего распорядка.
Пропущенные учебные занятия подлежат отработке.
Порядок организации работы:
Преподаватель называет студенту даты пропущенных занятий и количество пропущенных учебных часов.
На отработку занятия студент должен явиться согласно расписанию консультативных часов преподавателя, которое имеется на кафедре.
При себе студент должен иметь: выданное ему задание и отчет по его выполнению.
Отработка студентом пропущенных лекций проводится в следующих формах:
· самостоятельное написание студентом краткого реферата по теме пропущенной лекции с последующим собеседованием с преподавателем;
· самостоятельное написание студентом конспекта лекции с последующим собеседованием с преподавателем.
Форма отработки студентом пропущенной лекции выбирается преподавателем. Как правило, отработка пропущенной лекции должна быть осуществлена до рубежного тестирования по соответствующему разделу учебной программы.
Отработка студентом пропущенного практического занятия проводится в следующих формах:
· написание реферата по теме семинара с последующим собеседованием с преподавателем (тема реферата обозначается преподавателем);
· самостоятельная работа студента над вопросами семинара, с кратким их конспектированием или схематизацией с последующим собеседованием с преподавателем.
Форма отработки студентом пропущенного семинарского занятия выбирается преподавателем.
Если пропущено практическое занятие, то оно отрабатывается одним из следующих способов:
· студент посещает практическое занятие по этой же теме со студентами другой учебной группы,
· студент приходит на практическое занятие по пропущенной теме в специально выделенное для этого время; он самостоятельно выполняет практическую работу, решает ситуационные задачи и отвечает на вопросы преподавателя.
Пропущенные практические занятия должны отрабатываться своевременно, до рубежного контроля (контрольная аттестация) по соответствующему разделу учебной дисциплины.
Преподаватель, согласно графику консультативных часов, принимает отработку пропущенного занятия у студента, делает соответствующую отметку. Отработка засчитывается, если студент демонстрирует зачетный уровень теоретической осведомленности по пропущенному материалу. Студенту, получившему незачетную оценку отработка не засчитывается.
Зачетный уровень теоретической осведомленности заключается в том, что студент свободно оперирует терминологией, которая рассматривалась на занятии, которое подлежит отработке, отвечает развернуто на вопросы, подкрепляя материал примерами.
Студенты допускаются к экзамену по дисциплине при условии отработки всех занятий, предусмотренных учебным планом данного семестра по данной дисциплине. Студенту, имеющему право на свободное посещение занятий, выдается график индивидуальной работы, согласованный на кафедрах и утвержденный деканом факультета.
Приложение 1
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно-Европейский институт»
УТВЕРЖДАЮ |
Проректор по учебной работе |
_________________Е.Ю. Соснина |
«____»________________ 20 ___ г. |
Дисциплина «Теория государства и права»
Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № (образец)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
1. ЗНАТЬ: Понятие и виды политических режимов
2. УМЕТЬ: Определить признаки и содержание законности
3. ВЛАДЕТЬ навыками определения принципа законности в нормативных и правовых актах
Составитель _____________________________________Н.Г. Калугина
(подпись)
Заведующий кафедрой _______________ _________________Г.В.Жиделев
Утверждено на заседании кафедры ______________________________, протокол № ___ от «____» _______ 20___г.
Критерии оценки:
Оценка «отлично»выставляется студенту, ответ которого содержит:
- глубокое знание программного материала, а также основного содержания и новаций лекционного курса но сравнению с учебной литературой;
- знание концептуально-понятийного аппарата всего курса;
а также свидетельствует о способности:
- самостоятельно критически оценивать основные положения курса;
- увязывать теорию с практикой.
Оценка «хорошо»выставляется студенту, ответ которого свидетельствует:
- о полном знании материала по программе;
- о знании рекомендованной литературы,
а также содержит в целом правильное, но не всегда точное и аргументированное изложение материала.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, ответ которого содержит:
- поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса;
- затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии курса;
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, имеющему существенные пробелы в знании основного материала по программе, а также допустившему принципиальные ошибки при изложении материала.
Приложение 2
Кафедра права
ДИСКУССИЯ
по дисциплине «Теория государства и права»
Тема: «Функции государства»
1. Цель занятия: формирование у студентов целостного представления об организации и направлениях деятельности государства, его функциях.
2. Задачи занятия установить место и роль функций в современном государстве
3.Методики проведения занятия:
«Вопрос – ответ» – это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.
«Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.
Методика клиники. При использовании «методики клиники» каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается – не принимается».
Методика «лабиринта»- метод последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).
Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.
Свободно плавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.
- План проведения занятия :
- Подготовить вопросы, выносимые на дискуссию.
Примерные вопросы:
- виды функций
- характеристика внутренних функций государства. ( примеры)
2. Обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большее количества студентов, а лучше — всех;
3. Не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать студентов, своевременно организуя их критическую оценку;
4.Следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.
5.Сравнивать разные точки зрения, вовлекая студентов в коллективный анализ и обсуждение.
6. Проанализировать и оценить проведенную дискуссию, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.
7.Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.
8.Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
9. В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.
10.Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
- Ожидаемые результаты:
- формирование у студентов правильного отношения к исполнению функций со стороны государства в отношении человека и гражданина
-формирование личности студентов, мотивов их деятельности, совершенствование знаний, навыков и умений.
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется студенту, если им в ходе занятия проявлена творческая активность, высказано большее, чем у других участников количество правильных вариантов решения, ответы наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
оценка «хорошо» выставляется студенту принявшему активное участие в занятии, высказанные идеи разнообразны и применимы на практике, однако допущены незначительные ошибки.
оценка «удовлетворительно» выставляется студенту при знании материала, понимании проблем, но при недостаточной творческой активности и миниммуме идей по решению обсуждаемых проблем;
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту допустившего грубые ошибки при изложении материала, отсутствии творческой активности и идей по решению обсуждаемых проблем
Составитель _________________________________________________Н.Г. Калугина
«____»__________________20___г.
Приложение № 3
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно-Европейский институт»
Кафедра права
КРУГЛЫЙ СТОЛ
по дисциплине «Теория государства и права»
Тема : Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм
1. Цель занятия: выработка у учащихся умений излагать собственные мысли о роли и месте правовой культуры, правового сознания современного человека
При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
2. Задачи занятия :- обсуждение в ходе дискуссии проблем правовой культуры и ее антипода правового негилизма в обществе, государстве
- иллюстрация мнений, положений с использованием наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи );
- подготовка студентов-докладчиков (с высказыванием собственных мнений, доказательств, аргументов).
3.Сценарий занятия:
а) участники располагаются лицом друг к другу, что в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого студента в обсуждение, повышает мотивацию студентов, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.
б) преподаватель также располагается в общем кругу, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между преподавателем и студентами.
4. Организация занятия :
1). Преподавателем формулируются (рекомендуется привлекать и самих студентов) вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблемы;
2). Вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки;
3). Для освещения вопросов профессиональной деятельности могут быть приглашены практические работники прокуратуры, суда, полиции;
4). В ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности.
Выступления специально подготовленных студентов обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, студенты высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.
- Вопросы, подлежащие обсуждению
1.Правовая культура в обществе
2. Правовая культура гражданина РФ
3.Правовой нигилизм: тенденции его развития
Пути преодоления правового негилизма
5. Ожидаемые результаты:
- выработка у студентов умений излагать собственные мысли о роли и месте правового воспитания, правовой культуры и правового нигилизма в современных условях развития общества и государства.
- закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется студенту, если им в ходе занятия проявлена творческая активность, высказано большее, чем у других участников количество правильных вариантов решения, ответы наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
оценка «хорошо» выставляется студенту принявшему активное участие в занятии, высказанные идеи разнообразны и применимы на практике, однако допущены незначительные ошибки.
оценка «удовлетворительно» выставляется студенту при знании материала, понимании проблем, но при недостаточной творческой активности и миниммуме идей по решению обсуждаемых проблем;
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту допустившего грубые ошибки при изложении материала, отсутствии творческой активности и идей по решению обсуждаемых проблем
Составитель _________________________________________________Н.Г. Калугина
«____»__________________20___г.
Приложение № 4
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно-Европейский институт»
Кафедра права