Выделение человека из животного мира
ПРЕДПОСЫЛКИ АНТРОПОГЕНЕЗА. Обобщив наблюдения своих предшественников и опираясь на достижения современной ему науки, Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) сформулировал следующую теорию функционирования жизни на Земле. Главным генератором и источником энергии, потребляемой биологическими организмами на нашей планете, является Солнце. Достигая земной поверхности, солнечная энергия посредством фотосинтеза перерабатывается растениями в биологическую энергию и в таком виде аккумулируется ими. Растения служат пищей хм травоядных животных, травоядные — для хищных.
Воспроизводство флоры, т. е. растительного мира, возможно при условии, если биомасса растений, по крайней мере, в 10 раз превосходит биомассу травоядных, а воспроизводство травоядных — если их биомасса, по меньшей мере, в 10 раз превышает биомассу хищников. Колебания солнечной активности имеют своим следствием сокращение или же увеличение биомассы растений. В зависимости от этого сокращается или увеличивается численность животных.
Первоначально размножение людей (а мы принадлежим к всеядным животным) полностью зависело от описанной выше закономерности. С того момента, когда началось ее преодоление, можно датировать зарождение человеческого общества. Этот процесс был связан с формированием человека современного вида и выделением его из животного мира.
Обращаясь к данной проблеме, проблеме антропогенеза, необхо-1лмо учитывать те признаки человека, которые не только отличают его от других животных, но и сближают с ними. Прежде всего это касается языка. Язык как средство коммуникации существует у многих животных.
Однако язык человека отличается наибольшим совершенством. Многие животные с центральной нервной системой обладают примитивным сознанием. Человеческое сознание характеризуется гораздо более высоким уровнем развития. Человек — это общественное животное. В то же время и у других животных существуют элементы коллективизма, хотя степень развития общественной жизни человека не идет ни в какое сравнение с ними. Известно также, что целый ряд животных занимается трудовой деятельностью. Если говорить о ее отличии от трудовой деятельности человека, речь может идти лишь о характере ее организации и результативности. Доказано, наконец, что даже использование орудий труда не является отличительной особенностью человека. Ими пользуются некоторые виды обезьян. Но использование орудий труда у них не имеет регулярного характера. Еще более важно то, что они используют только орудия естественного происхождения.
Таким образом, целый ряд качеств, которые, казалось бы, отличают людей от других животных, существуют у них в зачаточном состоянии. С развитием этих качеств было связано формирование человека современного типа. Поэтому решить проблему антропогенеза, значит объяснить, как возникла человеческая речь, как сформировалось человеческое сознание, как сложилось человеческое общество, почему человек встал на путь изготовления орудий труда.
В связи с этим заслуживает внимания то, что человек как биологический организм — это естественная химическая лаборатория. Химические реакции предполагают строго определенные температурные условия. В зависимости от механизма теплообмена животные подразделяются на две группы: хладнокровных и теплокровных. У животных первой группы температура тела способна колебаться в значительных промежутках. Это позволяет им функционировать в разных температурных условиях и не требует значительного расхода энергии для теплообмена.
Иначе обстоит дело с теплокровными животными, у которых температура тела поддерживается примерно на одном уровне. Так, у человека она составляет 36,6 °С. Отклонение буквально на 1-2 °С способно породить болезненное состояние, а отклонение на 5-6 °С чревато смертельным исходом. В связи с этим теплокровные животные могут существовать лишь при определенной температуре воздуха. Для любого человека таким критическим уровнем является О °С, температура замерзания воды. Для жившего в естественных условиях и не знавшего одежды первобытного человека она не должна была опускаться ниже +10.. .+15 °С.
Поэтому первобытный человек мог обитать только в районах с теплым климатом.
Существенно также, что мы вынуждены расходовать на поддержание температуры тела более 90 % потребляемой нами энергии. Причем на единицу живого веса мы расходуем больше тепла, чем другие животные с центральной нервной системой. Это значит, что биологические особенности человека требуют от него проявления большей жизнедеятельности, т. е. большей активности в добывании пищи.
А поскольку человек является всеядным, добывание им мясной пищи в древности во многом зависело от его физических данных. Между тем он не был способен угнаться за многими животными, не имел ни острых когтей, ни мощных клыков, позволявших сражаться с другими животными, а затем разрывать свою добычу на части. По этой причине первобытный человек должен был или довольствоваться падалью, или же охотиться лишь на мелких животных. В таких условиях потребность в пище животного происхождения могла сначала стимулировать обращение первобытного человека к орудиям труда естественного происхождения, а затем натолкнуть его на мысль о возможности их изготовления.
Этому способствовало то, что наше поведение регулируется двумя типами рефлексов: врожденными и приобретенными. Действие врожденных рефлексов связано главным образом с функционированием внутренних органов. В основе трудовой деятельности лежат условные, или же приобретенные, рефлексы. И хотя условные рефлексы не передаются по наследству, связанные с ними знания человека об окружающем мире и его трудовой опыт могут передаваться от одного индивидуума к другому в порядке личного общения (воспитания и образования), что позволяет человеку накапливать знания об окружающем мире и совершенствовать свой опыт.
Как же развивался этот процесс на стадии антропогенеза? В решении данной проблемы существуют два совершенно разных подхода. Один из них связан с именем французского ученого Жоржа Кювье (1769-1832), другой — с именем английского ученого Чарлза Дарвина (1809-1882).
По мнению Ч. Дарвина, в основе эволюции животного мира лежит борьба за существование, которая ведет к естественному отбору, а естественный отбор — к трансформации отдельных видов животных. Так, считал Ч. Дарвин, происходила эволюция обезьяны и превращение ее в человека. Однако, как показали исследования генетиков, трансформация одного вида животных в другой посредством естественного отбора невозможна. Подобное превращение, в основе которого лежит резкое изменение (мутация) наследственных признаков, предполагает другой механизм.
В отличие от Ч. Дарвина Ж. Кювье считал, что все крупные изменения в животном мире — это следствие глобальных перемен, происходивших на нашей планете и имевших для растительного и животного мира катастрофический характер. Это могли быть изменения климата, в том числе температуры, магнитного поля Земли, радиации и какие-то другие изменения, о которых мы пока даже не догадываемся.
В связи с этим особый интерес представляет так называемая «ледниковая теория», согласно которой, под влиянием изменения солнечной активности наша планета пережила целый ряд крупных изменений климата, в результате чего ледниковый покров, имеющийся в районах Северного и Южного полюсов, неоднократно расширялся и вел к сокращению территории с благоприятным для проживания первобытного человека климатом.
Климатические изменения на планете связаны не только с солнечной активностью. Вот мнение специалистов на этот счет: «Земной шар при своем вращении вокруг Солнца делает колебательные движения, причем полюсы медленно перемещаются; благодаря таким колебаниям воображаемая земная ось, проходящая через полюсы, ежегодно поворачивается несколько в сторону, к новым областям небесного пространства. Вследствие такого постоянного изменения в направлении земной оси происходит изменение и в положении земного экватора относительно Солнца, так что с каждым годом наступление мартовского равноденствия начинается на 16 минут раньше, чем в предшествующем году. Так как земная ось неизменно поворачивается в течение длинного ряда веков, то по прошествии периода в сто пять веков условия времен года на обоих полушариях совершенно изменятся. Полушарие, получавшее прежде наибольшее количество тепла, будет получать его меньше, а то полушарие, на долю которого выпадало большее количество зимних дней, будет получать больше света и тепла, и в этом полушарии лето будет длиннее зимы». Как установлено, «9252 г. до Р. X. был самым холодным годом для всего северного полушария; затем температура северного полушария постепенно повышалась, с тем чтобы в 1248 г. снова начать свое движение в обратном направлении, которое в 11747 г. достигнет кульминационной точки».
Происходившие на планете изменения климата имели своим следствием гибель одних особей первобытного человека и мучительное приспособление к новым условиям других.
ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ЖИВОТНОГО МИРА. Вопрос о начале и основных этапах антропогенеза до сих пор остается разработанным явно недостаточно. Все исследователи сходятся в том, что нашим предком мог быть дриопитек (буквально — древесная обезьяна), обитавший в зоне тропиков и субтропиков несколько миллионов лет назад. Дриопитеки жили на деревьях и питались растительной пищей. Позднее (по одним данным — 5 миллионов, по другим — 1 миллион лет назад) сформировался тип первобытного человека, получивший название австралопитек (что значит южный человек). Он отличался от своего предшественника тем, что передвигался на двух конечностях, использовал в пищу мясо и был знаком с каменными орудиями.
Одни исследователи считают, что эти орудия являлись искусственными. По мнению других, они имели естественное происхождение. Остается неясным и вопрос о том, насколько регулярно ими пользовался австралопитек. В любом случае с этого момента каменные орудия входят в жизнь первобытного человека. Время их использования получило название «каменного века». Каменный век подразделяют на три периода: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). В свою очередь палеолит подразделяют на три периода: ранний (нижний), средний и поздний (верхний). В определении их хронологических рамок среди исследователей до сих пор нет единства. По всей видимости, ближе всего к истине точка зрения Валерия Павловича Алексеева и Абрама Исааковича Першица, которые пишут: «Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит — 45-40 тыс., верхний палеолит — 12-10 тыс., мезолит — не ранее 8 тыс. и неолит — не ранее 5 тыс. лет назад».
Особое значение для первобытного человека имело овладение огнем. На протяжении всего своего существования животные неоднократно становились как свидетелями, так и жертвами пожаров. Последнее обстоятельство, по всей видимости, привело к тому, что страх перед огнем приобрел у животных почти врожденный характер. Но что-то заставило первобытного человека перебороть в себе подобное чувство и приблизиться к огню. В результате из врага огонь превратился в помощника человека и открыл перед ним такие возможности, которых не имеет ни одно животное.
Во-первых, человек получил в свое распоряжение новый, дополнительный вид энергии, следовательно, с этого момента начался рост его энерговооруженности. Во-вторых, огонь в руках человека превратился в оружие, с которым он стал сильнее любого хищного зверя. В-третьих, если до этого человек мог использовать только механическую обработку камня, теперь появилась возможность термической обработки, что означало значительное повышение производительности при изготовлении орудий труда. В-четвертых, огонь позволил использовать в пищу целый ряд растений, употребление которых в сыром виде невозможно или возможно в очень ограниченном количестве. В-пятых, приготовление пищи на огне повысило ее усвояемость и тем самым повело к сокращению объема продуктов, требующихся для получения необходимого человеку количества калорий. В-шестых, с этого момента открылись новые возможности в обработке шкур животных, а также других материалов, которые можно было использовать для изготовления одежды, обуви, некоторых предметов домашнего обихода. В-седьмых, с овладения огнем происходит не только освоение естественных укрытий (например, пещер), но и возведение построек. Это, а также появление одежды позволило человеку выйти за пределы тропиков и субтропиков и начать заселение планеты. Данное обстоятельство следует подчеркнуть, так как для животных характерно то, что они могут обитать только в определенных природно-климатических условиях. В-восьмых, преодоление страха перед огнем представляло собою первый шаг на пути подавления человеком животных инстинктов и формирования нового, совершенно не характерного для других животных, типа поведения.
Все это, вместе взятое, дает основания рассматривать овладение огнем как революционный переворот в жизни первобытного человека. Показательно, что у многих народов данный факт лег в основу легенд. Вспомним хотя бы древнегреческий миф о Прометее. Вопрос о том, когда именно человек сумел овладеть огнем, остается открытым. По одним данным, это произошло примерно 700, по другим — 400 тыс. лет назад.
Но прошло много времени, прежде чем использование огня стало обычным явлением. Дело в том, что первоначально человеку был доступен только огонь естественного происхождения, возникавший в результате грозы, извержения вулканов, самовозгорания некоторых минеральных и органических веществ. Не умея искусственно получать и возобновлять огонь, те немногие первобытные люди, которым удавалось овладеть им, должны были поддерживать его непрерывно. Утрата огня, а она происходила неоднократно, отбрасывала рождавшееся человеческое общество назад. Так продолжалось до тех пор, пока не было обращено внимание на тепло, выделяемое при трении, и искры, высекаемые кремнем. Возникла технология искусственного получения огня. С этого момента использование огня стало распространяться по всей планете, а начавшиеся под его влиянием изменения в жизни первобытного человека приобрели необратимый характер.
Вполне возможно, что они отразились и на его биологической эволюции. Австралопитек, живший до овладения человека огнем, имел мозг объемом до 600 см3 и в этом отношении почти не отличался от некоторых видов обезьян. Не позднее 700 тыс. лет назад сформировался питекантроп (обезьяночеловек), мозг которого составлял около 900 см3. Мозг неандертальца, жившего между 250-40 тыс. лет назад достигал 1400 см3. Примерно 40-30 тыс. лет назад сформировался современный тип человека, получивший название Home sapiens, или «человек разумный». Объем его мозга был равен уже 1500 см3, что соответствует объему мозга современного человека.
Формирование «человека разумного» было связано с появлением у него речи и совершенно иного уровня сознания. Это нашло свое отражение в зарождении искусства (наскальная живопись) и идеологии (религия). В основе возникновения религиозных представлений лежало, с одной стороны, стремление первобытного человека понять мир, который его окружал, а с другой — желание оказать на него влияние. Так зародились первые магические обряды, с помощью которых человек пытался защитить себя от стихийных сил природы и обеспечить более успешное добывание пищи. Одним из первых религиозных культов был культ промыслового зверя. Возникновение религии представляло собою важное событие в зарождение духовной культуры.
Овладение огнем и формирование человека современного типа способствовали совершенствованию его производительной деятельности. В распоряжении австралопитека и питекантропа, живших в период раннего палеолита, находилось около 20 видов каменных орудий, представлявших собою разные виды рубила. Неадертальцу было известно уже 60 видов орудий. Причем наряду с рубилами появились скребла, остроконечники, костяные иглы и шилья. Именно в это время человек начал производить первые составные орудия (ножи) и орудия для изготовления орудий. Человек разумный в период позднего палеолита (40-12 тыс. лет назад) использовал более 90 видов орудий. Особое место среди них стали занимать составные орудия. Происходит совершенствование ножей, появляются каменные топоры и копья с каменными наконечниками. Человек выходит из пещер и приступает к возведению деревянных строений.
Если чисто теоретически допустить, что все известные нам виды орудий создавались в определенной последовательности, т. е. один после другого, получается, что в первом случае это занимало, как минимум, 30 тыс. лет, во втором — 1 тыс. лет, в третьем — примерно 300 лет. С одной стороны, перед нами картина ускорения технического прогресса. С другой стороны, нельзя не признать, что этот прогресс долгое время был почти тождествен застою.
Более быстрые изменения происходят в мезолите (10-6 тыс. до н. э.). В это время появляются лук со стрелами, палица, бумеранг, гарпун, рыболовный крючок, леска, глиняная посуда, долото, лодка-долбленка, зарождается ткачество.
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. Первоначально человек вел образ жизни, который принципиально не отличался от образа жизни других животных. В частности, он питался за счет того, что давала ему природа: занимался собирательством, охотился и ловил рыбу.
Несовершенство людей как хищников не всегда позволяло им охотиться и заниматься рыболовством в одиночку. Более того, поскольку когда-то леса кишели хищными зверями, в одиночку небезопасно было даже собирательство. Это заставляло первобытных людей жить коллективами и совместно добывать пищу. Это определяло и те отношения, которые складывались между ними.
Самой ранней формой их объединения, по всей видимости, было первобытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община. Род объединял несколько десятков человек. Постепенное его расширение вело к отпочкованию от него других родовых коллективов. В результате возникало объединение нескольких родов — племя. Состав племени колебался в пределах нескольких сотен человек. Разрастание племени делало неизбежным выделение из него других племен, что, как правило, имело своим следствием не просто обособление, но и изоляцию новых коллективов.
Причина этого заключалась в следующем. Присваивающее хозяйство могло существовать, не нарушая процесса воспроизводства в животном и растительном мире, в зависимости от природно-климатических условий, при плотности населения чаще всего не выше 0,3-0,5 чел./км2, или же при соотношении 2-3 км2/чел. Хозяйственная территория рода в пределах 50 чел. должна была составлять не менее 100 км2, а племени численностью в 500 чел — не менее 1000 тыс. км2. В первом случае радиус деятельности превышал 5, во втором — 18 км. Очевидно, что уже в рамках племени по мере его разрастания связи между родами начинали ослабевать. Регулярные контакты между отдельными племенами и тем более их совместная деятельность были невозможны.
Эволюция первобытного коллектива сопровождалась трансформацией взаимоотношений между отдельными его членами, связанных с добыванием и распределением пищи, а также с организацией и управлением самим коллективом. Поскольку труд в это время имел коллективный характер, не существовало индивидуальной собственности на его результаты. Право собственности означает право владеть, пользоваться и распоряжаться материальными ценностями. То, что удавалось добыть даже отдельному человеку, принадлежало всему коллективу.
Древнейшим способом распределения пищи было совместное ее поедание. В одном случае по кругу пускался кусок мяса, и каждый отрезал себе столько, сколько считал допустимым. В другом — по кругу шла растительная пища, в третьем — сосуд с питьем. Такую форму распределения некоторые специалисты называют разборно-коммуналистической. На этой стадии пища находилась в полной собственности коллектива, и все имели на нее более или менее равные права.
Со временем разбору начинает предшествовать раздел. В некоторых коллективах пища первоначально делилась между мужчинами и женщинами. Обособление рода и возникновение внутри него семей повлекли за собою предварительное разделение пищи между семьями.
Широко распространено мнение, будто бы присваивающее хозяйство могло дать человеку только необходимый минимум средств существования. В действительности оно тоже было способно давать избыток пищи. Но полная зависимость ее получения от природно-климатических условий вела к тому, что периоды изобилия пищи чередовались с периодами, когда человек оказывался на грани голодной смерти. В таких условиях не редкостью было людоедство, или каннибализм.
Более важно другое. Первоначально пища человека состояла из скоропортящихся продуктов (мяса, рыбы, овощей, фруктов). Поэтому главная проблема заключалась не в невозможности получения, а в невозможности сохранения избытка пищи. Данное обстоятельство способствовало возникновению и распространению такого явления, как дарообмен. Если первобытный коллектив не мог потребить все заготовленные им продукты, он делился ими с другими. Так возникла одна из древнейших форм реализации избыточного продукта.
Постепенно дарообмен, раздел, и совместное потребление пищи начинают регулироваться. В семье эти функции выполнял глава семьи, в родовой общине — родовладыка, или старейшина, в племени — вождь В связи с этим складывается обычай дарения не просто племени, а его вождю, не просто роду, а старейшине, не просто семье, а ее главе.
В древности общественные потребности в основном определялись личными потребностями. Их рост был связан главным образом с ростом численности населения. С учетом этого в развитии присваивающего хозяйства можно выделить два этапа. На первом из них темпы роста численности населения примерно соответствовали темпам освоения новых земель. На втором этапе по мере исчерпания резерва свободных и удобных для присваивающего хозяйства земель темпы их освоения начинают отставать от темпов роста численности населения (таблица 1). И как результат этого складывается кризис присваивающего хозяйства.
Таблица 1
Динамика обеспеченности землей
Период, лет до н. э. | Численность населения, млн. чел. | Обеспеченность землей, км /чел. |
До 5-1 млн. | 0,015 | |
Около 1 млн. | 0,125 | |
300 тыс. | ||
25-15 тыс. | ||
10 тыс. | ||
5 тыс. | ||
3 тыс. |
Те племена, которые раньше оказались перед лицом кризиса присваивающего хозяйства, стали генераторами массовых переселений или агрессий. Исчерпание этой возможности открывало перед ними три перспективы — вымирание, покорение или истребление другими племенами, переход к производящему хозяйству. Не все народы, оказавшиеся в таком положении, могли осуществить этот переход. Подобная возможность существовала только там, где имелись дикие животные и растения, которые были пригодны для употребления в пищу и могли быть одомашнены.
Общая плотность населения планеты, при которой невозможно присваивающее хозяйство, была достигнута к 3 тысячелетию до н. э. Между тем долгое время территория, на которой обитал первобытный человек (его останки обнаружены в восточной части Африки, на юге Азии ж в Европе) не превышала 40 тыс. км2, т.е. 30 % территории планеты. С учетом этого исчерпание возможностей присваивающего хозяйства в зоне обитания первобытного человека могло произойти к 5 тысячелетию до н. э. А если принять во внимание неравномерность размещения первобытных людей в зоне их обитания, в отдельных местах кризис присваивающего хозяйства мог начаться в мезолите и даже в позднем палеолите. Именно тогда, между 50 и10 тыс. лет до н. э., человек появился в Австралии и Америке.
Первоначально люди селились по берегам рек и озер. Это было вызвано несколькими причинами. Во-первых, человек нуждался в пресной воде. Во-вторых, здесь он имел один из источников пищи (рыболовство). В-третьих, берега рек и озер служили естественной защитой от хищных зверей и людей. Кроме того, долгое время именно реки являлись главными транспортными артериями, которые использовал человек. Поэтому расселение людей по планете было связано с освоением речных долин.