Государственный надзор в области обращения с отходами
В 2017 году по иску Управления Чекмагушевским межрайоным судом РБ принято решение о приостановке деятельности ООО «Чекмагушевский молочный завод» до получения разрешения на сброс и обеспечения нормативной очистки сточных вод. Данное решение вступило в законную силу.
Контроль и надзор в области организации и функционирования ООПТ
Охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира,
Находящихся на ООПТ, государственный лесной контроль и надзор на землях ООПТ, пожарный надзор на ООПТ
Управлением Росприроднадзора по РБ осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) федерального значения, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федеральный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки), федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14.03.1995г., Федеральным законом «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ; Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.94г. № 69-ФЗ
Управление осуществляет КНД в отношении четыре федеральных ООПТ: ФГБУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник», ФГБУ «Башкирский государственный природный заповедник», ФГБУ «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» и ФГБУ «Национальный парк «Башкирия».
К числу типовых и массовых нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан при осуществлении государственного федерального надзора на федеральных ООПТ относятся:
отсутствия согласованного плана социально-экономической деятельности;
отсутствие Проекта освоения лесов (при осуществлении рекреационной деятельности на ООПТ);
отсутствие согласованной ежегодной лесной декларации,
За указанные нарушения предусмотрены меры административного воздействия по ст.8.39 КоАП РФ - нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
За 2016 год выявлено по надзору в области организации и функционирования ООПТ 4 нарушения, устранено – 2. По результатам выявленных нарушений выдано 6 предписания, выполнено – 2. По истечению сроков исполнения предписаний проводятся проверки. При выявлении фактов невыполнения ранее выданных предписаний, в отношении виновных лиц составлены протоколы об административной ответственности и направлены в мировой суд в установленном порядке.
Составлено в отношении должностных и юридических лиц 8 протоколов об административных правонарушениях и наложено административных штрафов на общую сумму 39,5 тыс. рублей. Данные нарушения выявляются как по результатам плановых проверок (АО «КумАПП», ООО «Мелеузовский сахарный завод») так и по результатам проверок исполнения ранее выданных предписаний: ИП Понявин, ООО «Ясная поляна».
В 2016-2017гг Управлением проведено 10 рейдовых мероприятия на территории федеральных ООПТ.
Государственный надзор в области обращения с отходами
Под государственным надзором в области обращения с отходами понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» посредством проведения плановых и внеплановых проверок, проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Предметом проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами являются обязательные для исполнения положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.
В настоящее время нарушения в области обращения с отходами попадают под действие ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:
- отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- несдача либо несвоевременная сдача отчета субъектами малого и среднего предпринимательства о количестве образовавшихся на предприятии отходов и их движении;
- отсутствие паспортов отходов I-IV класса опасности;
- эксплуатация объектов размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
- несанкционированное и/или незаконное размещение отходов.
За период 2016 г., 1 кв. 2017 г. за нарушение требований правил обращения с отходами Управлением возбуждено 98 административных дел по ст.8.2 КоАП РФ по 135 выявленным нарушениям.
С 2017 года Управлением введена практика направления материалов административных дел, влекущих приостановление деятельности, в суд для рассмотрения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица.
При выявлении нарушений по размещению отходов на объектах размещения отходов, не соответствующих требованиям ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Управлением отработана процедура предъявления исков в суды общей юрисдикции о запрете (приостановке) деятельности на таких объектах.
Так, по иску Управления в 2015 году была запрещена эксплуатация полигона ТБО в г.Мелеуз (ООО «Экополигон»), в 2016 году по искам Управления была пресечена и приостановлена деятельность свалок ТБО, не соответствующих требованиям, в г. Сибай (МУП «Полигон») и г.Салават (ООО «Спецавтохозяйство»).
Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны были получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Лицензионный контроль лицензиата/соискателя лицензии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в виде проведения документарных проверок и внеплановых выездных проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям.
Проверка лицензиата осуществляется на предмет соответствия лицензионным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».
Так основными нарушениями лицензионных требований является:
- использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- осуществление лицензируемых видов деятельности с отходами, не указанными в лицензии.
Ответственность за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами без лицензии определена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 50 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
С целью предотвращения нарушений лицензионных требований Росприроднадзор полагает увеличить размеры штрафов, а также предусмотреть возможность Росприроднадзором самостоятельно до судебного решения в случаях грубых неоднократных нарушений лицензионных требований принимать решение об аннулировании лицензии и приостановке деятельности, способствующей нанесению вреда окружающей среде и здоровью населения.
За период 2016 г., 1 кв. 2017 г. за осуществление деятельности по обращению с отходами в отсутствие лицензии и нарушения условий действия лицензии Управлением возбуждено 18 административных дел по ч.2 ст. 14.1, ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Проведено 385 выездных проверок соискателей лицензии.